ГоловнаБлогиБлог Кати Куницкой

Docudays-2015: Территория правды

Раз в год Дом кино превращается в большую кинотерриторию единственного масштабного (на сегодняшний день в Украине) фестиваля документального кино Docudays. Завсегдатаи Docudays в перерывах между сеансами вспоминают прошлые фестивальные годы и все, как один, сходятся на мысли - 12-й Docudays самый лучший. Одни считают причиной тому явный апргрейд фестиваля (вплоть до появлений отдельной пресс-лаунж и детской зоны), другие - одну из лучших кино-программ за все годы. И то ли изменения в обществе, произошедшие за последние пару лет, то ли несказанно возросший интерес к документальному кино (или же его бесплатным показам) тому виной, но Docudays действительно превращается в ту уникальную территорию правды об обществе, которую зрителю не могут предложить порой даже СМИ.

Членж жюри DOCU/Коротко Андрей Загданский
Фото: Катя Куницкая
Членж жюри DOCU/Коротко Андрей Загданский

Главное на любом кинофестивале - это его кинопрогамма, и в этом году обязательного к просмотру кино было немало. Кроме того, если раньше ключевой при отборе фильма в программу фестиваля была проблема, поднимаемая режиссером, даже если сама картина снята фактически "на коленках", то в этом году кино явно на порядок качественнее. Открылся фестиваль весьма провокативно и несколько рискованно - фильмом Энтони Баттса "ДНР, или Причудливая история страны-самоделки", ведь это фактически первый документальный фильм снятый о ДНР, и для многих эта информация изнутри стала действительно открытием.

Одной из первых картин, открывших недельный киномарафон, стал фильм "Вместе" российского режиссёра Дениса Шабаева, которые победил в конкурсной программе Docu/Жизнь. Фильм Дениса Шабаева - его дипломная работа в мастерской Марии Разбежкиной уже получала ранее признание на ArtDocFest, теперь же семейный роад-муви показали и в Украине. Достаточно популярный жанр в документалистике роад-муви, на деле оказывается гораздо глубже по идейному содержанию, нежели кажется на первый взгляд. Отец, он же режиссёр фильма, и его 9-летняя дочь Аня едут увидеть виллу "Курица" - домик Пеппи Длинныйчулок (героини Астрид Линдгрен). На протяжении всего фильма Аня, она же по большей части девочка-Пеппи, которая не хочет взрослеть, снимает на мини-видеокамеру параллельно с отцом и часть ее размытых видео и совсем не детских рассуждений смонтированы в общую работу. "Другие хотят фотографировать только себя. Почему? - Хотят хорошо выглядеть,- говорит папа. - Получается ложное счастье?.." Именно эту ложность счастья мы наблюдаем, когда Аня бродит между кукольных домов-декораций Пеппи, но к концу фильма она исчезает, свидетельствуя о перерождении отношений героев, о их становлении (фактически с нуля) как отца и дочери. Это на ряду с другими картинами, более психологически сложными, делает фильм действительно жизнеутверждающим и взамен насилию пропагандирует путь любви.

Открытием фестиваля также стал фильм украинского режиссёра Марины Вроды "Пингвин", попавший в конкурсную программу Docu/Право. Марину, известную нам по фильмам "Улитки" и "Кросс", долгое время обвиняли, мол хватит уже в коротком метре работать и наконец - полнометражная работа. "Пингвин" - фильм об отсутствии в Украине должного внимания к палиативной помощи - помощи людям со смертельными заболеваниями. Картина о нескольких днях из жизни главной героини, девушки со смертельным недугом, и её подруги (сиделкой или помощницей её уж никак не назовешь) – кино монотонное. Впрочем, по словам самой Марины, так и задумывалось. Что же касается реалистичности диалогов, которые достаточно хороши в "Улитках", в "Пингвине" отходят на второй план, порой сложно даже разобрать о чем говорят герои (если бы не субтитры). Тем не менее несмотря на всю однообразность режиссёр показывает умение героини радоваться довольно-таки незамысловатым на первый взгляд вещам, что и делает фильм Вроды менее депрессивным, в отличии от предыдущих работ.

Ещё один украинский фильм в конкурсной программе, секция Docu/Жизнь - "Все пылает" режиссеров Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова, который ранее в Лейпциге признан лучшим восточно-европейским фильмом. "Все пылает" нельзя назвать очередным фильмом о Майдане, это фильм-напоминание зрителю о событиях Революции Достоинства, и тем ценнее он становится, когда смотришь его год спустя после происшедшего. Режиссеры в репортерском духе делятся со зрителем собственным опытом революции по обе стороны баррикад, при этом поднимая вопросы, на которые не все могли дать ответы еще год назад. Все события фильма мы видим в поражающей близи, иногда это даже пугает. Кроме того, не каждый фильм фестиваля может похвастаться аншлагом на премьере, а уж тем более громкими аплодисментами и слезами во время показа, а значит, аудитория помнит, понимает, и, что немаловажно, принимает личный опыт режиссеров. Посмотрев фильм, понимаешь, что для "Все пылает" - это невезение, а вполне заслуженный успех, так что картина - безусловный must see, ведь уже с 26 марта она в прокате.

Большой радостью на Docudays стали программы Docu/Art и Docu/Хиты, в частности новый совместный шедевр Вима Вендерса и Себастьяно Сальгадо "Соль земли" и оскаровский фильм Лоры Пойтрас "Citizenfour: История Эдварда Сноудена". Это фильмы, вызвавшие наибольший ажиотаж за все 12 лет фестиваля, которого очевидно не ожидали даже сами организаторы, что вызвало и вполне понятные проблемы с организацией. Так, на Сноудена занимали очередь за несколько часов и пускали по номерам сидений, так что аккредитация в этом случае особенно не помогала никому.

Бесплатные показы совершили прямо таки невероятное: очереди заканчивались уже на улице возле кинотеатров. Особенно примечательно, что многие, из тех, кто томился в ожидании фильма в тесной давке даже не осознавали всей ценности картины.

- На что хоть стоим?

- Как?

- Виндерс? А! Вендерс? И что говоришь, хороший фильм? - раздавалось в очереди. Однако же те, для кого имена Вендерса и Сальгадо - не пустой звук, предпринимали попытку выбить дверь. Пару раз это даже смахивало на рок-концерт.

Попасть же на наиболее крутые показы удалось не всем ещё и из-за запрета городских властей после поджога "Октября" сидеть зрителям на полу или стоять во время сеанса. Фильм, получивший престижную во Франции награду Сезар, а также призы Каннского кинофестиваля, - яркий пример того, что мы получаем когда встречаются два гения.

Ключевой темой Docudays в этом году была Пропаганда, к слову один из самый успешных и посещаемых кино блоков, в рамках которого показывали "Это моя земля" Тамары Эрде, "Взгляд тишины" Джошуа Оппенгеймера и "Откуда появляется пыль и куда исчезают деньги?" Тийт Оясоо. Однако Docudays-2015 показал, что «Пропаганда» – не просто еще один киноблок в программе, а и популяризация качественного документального кино, интересных мастер-классов и призыв не забывать о человеческих проблемах.

А тем временем Docudays живет своей жизнью и вдыхает в занимаемые локации и советские стены дух документалистики и тогда вдохновленные этим самым духом, задаются вопросом, почему Дом кино живее всех живых лишь во время кинофестиваля. И действительно почему?

Катя Куницкая Катя Куницкая , Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter