ГоловнаБлогиБлог Ігоря Ільтьо

Эгон Бар – великий архитектор восточной политики

Эгон Бар: «Я всегда был уверен и никогда не терял убеждение в то, что воссоединение Германии однажды произойдет»

В эти дни исполняется 95 лет со дня рождения Эгона Бара – выдающегося немецкого политика, дипломата и писателя. Его считают архитектором внешнеполитической доктрины «Новой восточной политики», проводимой Вилли Брандтом. Именно ей многие приписывают создание предпосылок к объединению Германии, а может и всей Европы.

Эгон Бар родился 18 марта 1922 года в маленьком немецком городке Треффурт в семье учителя Карла Бара и его супруги Хедвиг. Интересный случай из его биографии произошел в 1944 году, когда у солдата вермахта Эгона Бара обнаружили еврейские корни. Эго, как не арийца, выгнали из армии и направили работать на военный завод. Этот случай, как считают многие, спас ему жизнь. Впоследствии Эгон Бар проживет долгую и интересную жизнь, которая будет неразрывно связана с важнейшими событиями в новейшей истории Германии. Но давайте обо всем по порядку. После Второй мировой войны Германия была страной, не имеющей собственной администрации при этом разделённой на зоны оккупации. На Ялтинской и Потсдамской конференциях Ф. Рузвельт, В. Черчилль и Й. Сталин договорились о новых границах в Европе и разделении Германии на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации. Берлину в этой конфигурации отводился особый статус, но город также был разделён на четыре зоны влияния.

Вскоре после этих событий началась холодная война. Это означало, что чаяниям немцев об образовании единой Германии не суждено было сбыться. Переговоры 1945-1948 годов между США, Великобританией и Францией с одной стороны и СССР с другой, не дали положительных результатов по германскому вопросу. В итоге 7 сентября 1949 года на американской, английской и французской зонах оккупации было создано Федеративную Республику Германия. В ответ на советской зоне оккупации 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). Германия вступила в эпоху разделения страны и народа.

После войны, Эгон Бар пробовал себя в журналистике и даже сменил несколько изданий в ФРГ. В 1956 году вступил в Социал-демократическую партию. Позже работал дипломатом в посольстве ФРГ в Гане.

Краеугольным событием в жизни Эгона Бара, да, наверное, и всей Германии стало появление на политическом небосводе Вилли Брандта, видного политика, социал-демократа, который в 1957 году стал бургомистром Западного Берлина. Он пригласил Эгона Бара возглавить прес-службу бургомистра. Так, Вилли Брандт стал для Эгона Бара проводником в большую политику. Бар же в свою очередь отблагодарил Брандта тем, что привел его к мировому признанию.

Сделаем исторический срез эпохи, в которой творили и которую меняли Брандт и Бар. Напомним, что страна была разделена на две части, каждая из которых имела свою политическую систему.

В ФРГ действовала демократическая система с выборами и политической конкуренцией между политическими партиями. Основными игроками были Христианско-демократическая партия (консерваторы), Социал-демократическая партия и Свободная демократическая партия (либералы). Пост канцлера с 1949 по 1963 годы бессменно занимал Конрад Аденауер, председатель христианских демократов. В 1963 году его на этом посту сменил однопартиец Людвиг Эрхард. Правящая коалиция состояла из христианских демократов и свободных демократов, социал-демократы же находились в оппозиции до 1966 года.

Что касается ГДР, то там система была совсем иной. Основную и главную роль играла Социалистическая единая партия Германии. В однопартийной системе роль главы государства отводилась первому секретарю партии. О демократических процессах, приходилось только мечтать. Вся политическая борьба происходила внутри одной правящей партии.

Сосуществование двух систем было крайне напряжено, так как по границам ФРГ с ГДР фактически проходил основной фронт холодной войны. Две страны не признавали существование одна другой, а народ был крайне озлоблен по отношению друг к другу. ФРГ пыталась всячески изолировать ГДР на внешней арене, опираясь во внешней политике на «Доктрину Хальштейна». Согласно ей ФРН разрывал дипломатические отношения с любым государством, признавшим ГДР. Так было с Югославией в 1957 году, и с Кубой в 1963 году, исключением являлся лишь СССР.

ГДР со своей стороны осуществлял блокаду Западного Берлина, и препятствовал перемещению беженцев на запад. Квинтэссенцией взаимного противостояния стало возведение в 1961 году Берлинской стены – символа разделения Германии, да и всей Европы. Казалось, выхода из ситуации нет совсем, и эскалация будет только нарастать. Но вдруг политические реалии начали меняться.

В 1966 году социал-демократы согласились войти в «большую коалицию» с христианскими демократами при условии отставки Эрхарда и изменения внешней политики ФРГ. Новым канцлером ФРГ стал Курт Кизингер, а Вилли Брандт получил должность министра иностранных дел. Вместе с Брандтом во внешнеполитическое ведомство перебрался и Эгон Бар. Он занял должность советника министра и приступил к разработке «Новой восточной политики» – доктрины направленной на смягчение напряжения между ФРГ и ГДР, а также между странами Западной и Восточной Европы.

Брандт и Бар не были столь категоричными как их предшественники, они сделали ставку на «мягкую силу». Вместо жесткого противостояния, в политическом лексиконе все чаще звучали фразы о компромиссе и диалоге. При всем этом и Брандт и Бар не снимали с повестки дня главной и конечной цели внешней политики – объединение Германии.

Популярность Брандта в обществе стремительно росла, и в 1969 году социал-демократы получили большинство в парламенте. Брандт стал канцлером ФРГ, а Эгон Бар, зарекомендовавший себя как блестящий переговорщик во внешнеполитических коммуникациях, стал государственным секретарем канцлера ФРГ.

Новая восточная политика ФРГ очень быстро стала приносить свои первые, но очень важные плоды. 19 марта 1970 года в Эрфурте, на родной земле Эгона Бара, состоялась первая встреча глав правительств ГДР и ФРГ. Это было по настоящему историческим событием, положившим символическое начало сближению двух германских республик.

Вскоре, при активном участии Эгона Бара был подготовлен и подписан Московский договор 1970 года между СССР и ФРГ. Согласно нему ФРГ признала нерушимость послевоенных границ в Европе, шаг очень болезненный для многих немцев, но очень важный в историческом контексте, а СССР взял обязательства не препятствовать возможному будущему объединению Германии. Наверное, тогда в объединение страны верилось с трудом, но все же творцы «Новой восточной политики» знали, что они на правильном пути.

Вскоре по такому же образцу были подписаны договоры с Польшей и Чехословакией. К слову, во время визита в Польшу Вилли Брандт сделал знаменитый публичный поступок – встал на колени у памятника жертвам восстания Варшавского гетто. В 1971 году ФРГ официально отказалась признавать Западный Берлин своей составной частью.

Мировое признание такой политики последовали незамедлительно. В 1971 году Вилли Брандт получил Нобелевскую премию мира, и стал одним из самых популярных мировых политиком своего времени. Эгон Бар же в 1972 году получил портфель министра по особым поручениям в правительстве Брандта.

Год спустя Эгон Бар от имени ФРГ подписал исторический Основополагающий договор между ФРГ и ГДР. Согласно этому договору произошло взаимное политическое признание двух государств. Также был принят ряд других важных решений, которые наладили гуманитарные отношений между жителями ФРГ и ГДР. В частности были достигнуты соглашения о визовом режиме, транспортном сообщении, почтовых пересылках, научных контактах, культурных обменах, спортивных соревнованиях и т.д. В 1973 году обе республики стали полноправными членами Организации Объединённых Наций и, несмотря на все противоречия, постепенно вышли на мирный путь взаимного сосуществования.

«Новая восточная политика» проводимая правительством Брандта стала образцом использования «мягкой силы» для достижения казалось невозможных доселе целей. Ее авторы шли шаг за шагом, аккуратно и постепенно, словно составляя хрупкие пазлы, пока наконец-то не проявилась вся, невидимая доселе, картина.

В 1974 году будучи на пике своей популярности Вилли Брандт ушел с должности канцлера, после того как его личный помощник был арестован как шпион ГДР. С 1974 по 1976 год Эгон Бар был министром по экономическому сотрудничеству в правительстве Гельмута Шмидта. Позже работал депутатом бундестага, где занимался вопросами разоружения и проблем мира.

Но самое главное, наверное то, что и Эгон Бар и Вилли Брандт дожили до того момента, когда Берлинская стена пала, и Германия наконец-то воссоединилась. Как долго они этого ждали, и сколько они ради этого сделали. Это и есть истинные плоды «Новой восточной политики», которую они проводили. Этим они жили и ради этого меняли существующую реальность.

Эгон Бар также стал очевидцем беспрецедентного расширения Европейского Союза. Объединённая Германия и объединённая Европа вот два главных достижения, к созданию которых приложил руку архитектор «Новой восточной политики».

Напоследок, лишь хочется добавить, что как-то уж очень символично и тихо 19 августа 2015 года великий творец «Новой восточной политики» ушел в мир иной. Жаль, ведь его советы очень бы нам пригодились, в сегодняшнее непростое время. Ему всегда было что сказать, и было что предложить новому поколению немецких и европейских политиков. За это его ценили, и будут ценить и вспоминать.

Ігор Ільтьо Ігор Ільтьо , Український політичний, економічний та релігійний оглядач
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram