План первоочередных действий Кабмина – в Альпах с картой Пиренеев

Есть такое популярное выражение - «По форме правильно, а по существу – как всегда!». Именно оно пришло мне в голову, когда я ознакомился с «Планом приоритетных действий правительства на 2016 год».

Фото: www.kmu.gov.ua

Постараюсь кратко, насколько позволяют размеры колонки, показать почему у меня сложилась именно такая оценка данного документа. Правильно указав в разделе «Цель, которую ставит перед собой правительство», что положение, в котором оказалась Украина, является следствием того, что 25 лет никто не занимался экономическими реформами, и правильно заявив о цели стоящей перед Кабмином - «обеспечение роста уровня жизни граждан», авторы документа определяют дальше стратегические приоритеты правительства, с помощью которых они и достигнут эту цель. По их мнению, это:

1) макроэкономическая стабилизация;

2) создание благоприятных условий для развития бизнеса;

3) установление верховенства права и противодействие коррупции;

4) повышение качества госуправления и госуслуг;

5) возобновление безопасности граждан, поставленной под угрозу российской агрессией.

Хотя, если посмотреть Программы и планы действий предыдущих правительств, то все 5 пунктов там присутствуют, за исключением упоминания о российской агрессии.

Для начала я хотел бы особо отметить, что данный документ является не банальной экономической декларацией, а дорожной картой украинских реформ, реальным и детальным планом действий украинского правительства. А если эта карта содержит ошибки, то и никуда попасть, ориентируясь по этой карте, наше правительство не сможет! Поэтому зададимся вопросом: вот как, даже и достигнув реализации этих стратегических приоритетов, наше правительство (если его каким-то чудом оставят у власти на следующие 10-20 лет) «обеспечит рост уровня жизни граждан», главную цель реформ?

Макроэкономическая стабилизация и создание благоприятных условий для ведения бизнеса сами по себе, согласно неоклассической экономической теории, являются необходимым условием экономического роста. Но это в теории. Вот только из мировой истории экономики мы знаем, что срабатывает данная мера только в странах, где население само по себе склонно к осуществлению внутренних эндогенных технологических инноваций - главного драйвера экономического роста в современную эпоху. Таковым пока является только население стран западного развитого мира. Во всех остальных странах, в которых был экономический рост, он был достигнут исключительно за счет промышленного протекционизма государств, которые защищали местный бизнес от международной конкуренции в течении периода догоняющего развития, и лишь только потом эти государства переходили к отрытой международной конкуренции в рамках свободной торговли. Как это было, и как это происходит теперь, практически во всех странах, в которых мы наблюдали этот пресловутый относительно быстрый и значимый экономический рост – в государствах Юго-Восточной Азии.

Поэтому, раз уж Украина не принадлежит к странам эндогенного капитализма, то и экономический рост лишь благодаря тому, что у нас будет осуществлена макроэкономическая стабилизация и созданы условия для ведения бизнеса, не произойдет. Кстати, у нас в начале 1990-х годов были созданы относительно неплохие условия для ведения бизнеса - в рамках первой волны приватизации и экономической дерегуляции. Что вполне «успешно» и закончилось созданием украинской олигархической системы. Реализация данных методов сейчас, при том, что государство будет инертно в проактивной организации технологического развития страны, приведет только к дальнейшему перераспределению собственности в олигархическом сообществе, и ни к чему иному.

Пункт третий приоритетов правительства - «установление верховенства права и противодействие коррупции» в первой своей части – вообще-то выглядит специфически. Получается, что до сего часа в Украине не было верховенства права. А между уничтожением коррупции, как давно известно в экономической теории, и экономическим ростом нет прямой причинно-следственной связи, в то время как между протекционистской политикой по развитию технологий государства и экономическом ростом – такая связь есть. Но о борьбе с коррупцией в стратегических приоритетах власть говорит, а о промышленном протекционизме - нет. И о детальных планах, как мы будем реализовывать протекционизм в технологическом секторе - тоже не говорит.

Но зато в этих приоритетах есть повышение качества госуправления и госуслуг, которое, на мой взгляд, не может быть приоритетом национального развития, так как это всего лишь техническая задача организации работы по достижению того же благосостояния народа - через развитие технологической украинской экономики. И качество госуправления и госуслуг в обеспечении экономического роста не сравнимо с технологическим перевооружением промышленности.

Пятый пункт стратегических приоритетов вообще какой-то нереальный - «возобновление безопасности граждан». Как в Кабмине смогут его реализовать? Запретить Путину в дальнейшем вести войну с Украиной? Этот пункт должен звучать просто: «обеспечение обороноспособности страны», тогда все становится ясным и понятным.

Вот так и получается, что стратегические приоритеты правительства, кроме последнего пункта (в случае его переформулирования), не являются теми, реализация которых может привести к достижению главной цели правительства - повышению благосостояния украинского народа. Так как такого не было ранее нигде и никогда в мире - за исключением западных стран эндогенного капитализма. А что было? А было то, что во всех странах неэндогенного капитализма экономическое развитие наблюдалось только в тех случаях, когда правительство уделяло серьезнейшее внимание технологическому развитию в рамках промышленного протекционизма. Как было это в странах Юго-Восточной Азии во второй половине XX века, как это было у нас в 1930-1990 годы. Поэтому верить в то, что у нас получится сейчас случайно и стихийно, если мы реализуем совершенно теоретически ложные стратегические приоритеты из программы правительства, не приходится.

Может быть дальше в документе мы найдем что-то полезное, кроме «приватизации» и «дерегуляции», для экономического развития? Обратим внимание на раздел программы - 7: «Развитие и поддержка экспорта». Вот что предлагает сделать в этой сфере правительство: «создать эффективную систему координации госорганов и исполнительной власти для обеспечения реальных потребностей бизнеса в сфере развития экспорта путем создания единого совещательного госоргана в этой сфере; разработать дорожную карту, относительно стратегического развития торговли; разработать торговые законопроекты; имплементировать положения про свободную торговлю с ЕС; и осуществить эффективную работу торговых представительств за рубежом».

Комментарии, как говорят, излишни! Я, наивный, думал, что экспорт растет тогда, когда национальная промышленность создает инновационные товары, желательно с высокой добавленной стоимостью, востребованные на мировых рынках! Однако наше правительство считает иначе. Мне кажется, что повышение эффективности работы организации торговых представительств и разработка дорожной карты по развитию торговли за рубежом, как факторов повышения международной конкурентоспособности страны, вполне смогут стать важным прорывом в мировой экономической теории, значимым вкладом в нее от, так сказать, украинской экономической мысли!

И так везде в этом документе. В котором очень нудно и детально описываются какие-то несущественные подробности организации труда украинских госорганов, но ни слова не говорится о тех настоящих задачах, которые на самом деле стоят перед украинской экономикой, ее народом и правительством. Понимают ли их члены правительства? Сомневаюсь! Иначе хоть где-то мы бы увидели формулирование и описание, того, как Кабмин собирается решать эти задачи. Но ничего подобного в документе нет.

Вот и получается, как говорил великий британский экономист Джон Мейнард Кейнс - политики-практики всегда реализовывают, часто бессознательно для себя, какие-то экономическое теории, которые создали ученые-теоретики до них и для них. В указанном правительственном документе, назову его одой «дерегуляции и приватизации», основанном на постулатах неоклассической экономической теории, эффективно работающей, как показала мировая история экономики только в странах эндогенного капитализма, отсутствует представление о том, как нам действительно достичь экономического развития и роста. А научно-теоретический уровень наших нынешних экономических предводителей производит на меня удручающее впечатление.

Поэтому и ожидать какого-то экономического роста в Украине в ближайшее время тоже не приходится. Предлагаю всем расслабится и ждать новое, лучше подготовленное с точки зрения знания экономической теории, правительство. Будем ждать новых парламентских выборов, которые и приведут к смене Кабмина…

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , Академик НАН України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter