Big Data - это революция, перевернувшая весь мир

Вот мы и стали свидетелями действительно революции в организации предвыборных компаний и рекламы. Еще третьего декабря 2016 года швейцарский журнал «Das Magazin» опубликовал сенсационную статью о том, как разработки Михаила Козинского из Варшавы и работающего сейчас в Стэнфорде - ведущего эксперта в психометрии — разделе психологии, основанном на анализе данных, а также деятельность британской компании Cambridge Analytica во главе с Александром Никсом кардинально повлияли как на победу Дональда Трампа в выборах Президента США, так и на итоги референдума о выходе Великобритании из Евросоюза. 

Как говорится, всё гениальное – просто. Судите сами, например, психологическое таргетирование (у нас сотрудники Нацбанка больше знают инфляционное таргетирование) по модели Козинского, что использовали в Америке и Англии специалисты Cambridge Analytica, повышает число кликов на рекламе в Facebook на 60%, а вероятность того, что после просмотра персонализированной рекламы люди перейдут к действиям (купят ту или иную вещь или проголосуют за нужного кандидата) возрастает на 1400%! Big Data просто перевернула весь мир. Термин Big Data означает то, что всё, что мы делаем в Интернете или «офлайн» — оставляет цифровой след. Должен признаться, что лично для меня эта и близкие к ней области научных исследований давно интересны и привлекательны. Более того, начал изучать подобные исследования еще в период учебы в высшем военно-политическом училище. Тогда же впервые узнал, что в 1949 году в армии США было принято наставление FM-33-5 «Ведение операций психологической войны», в котором указывалось, что важнейшим средством ведения психологических операций является пропаганда как система мероприятий по продвижению соответствующей политической информации.

Затем в 1963 году вышло новое наставление по проведению информационно-психологических операций. Кстати, исторический период, начавшийся при Президенте Линдоне Джонсоне (1963–1969г.г.), ознаменовался также и значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960-х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг.

И вот, наконец, в 90-х годах прошлого столетия в Америке были проведены фундаментальные исследования в области прогностики, теории социального программирования, а также по усовершенствованию методов прогнозирования социальных явлений. Особенно в тех новых условиях, когда очень быстро стала усиливаться роль СМИ и Интернета. Например, в августе 1995 года по инициативе Национального института обороны США вышла в свет классическая научная работа в данной области Мартина Либики. И что характерно, целый ряд технических приёмов до сих пор используется в методиках современного прогнозирования, в частности, при конструировании некоторых видов прогнозных сценариев в предвыборных и рекламных кампаниях.

Теперь уже в 2012 году Михаил Козинский после целого ряда научных исследований успешно доказал, что достаточно анализа 68 лайков в Facebook, чтобы определить цвет кожи испытуемого с вероятностью 95%, его гомосексуальность - 88% и приверженность к Демократической или Республиканской партии США - 85%. С помощью модели Козинского можно лучше, чем коллеги по работе, узнать личность после 10 изученных лайков; после 70 лайков — лучше, чем друг; после 150 лайков — лучше, чем родители; после 300 лайков — лучше, чем давний партнер.

С еще большим количеством изученных действий можно узнать о человеке лучше, чем он сам. И проводить такие исследования чрезвычайно увлекательно. Пожалуй, за последние три года было всего несколько дней, когда я не выкладывал свои посты в Facebook и не ставил лайки; вот и в уходящем 2016 году к 7 декабря я поставил 26 826 «Нравится», пожалуйста, изучайте. Хотя в окружении интриги и лжи, как отмечают зарубежные и отечественные эксперты, зачастую напрасны все попытки чистой правдой говорить, особенно с экранов телевизоров в ходе различных политических ток-шоу Об этом пишу со знанием дела, т.к. до января 1993 года руководил редакцией и издательством военной газеты в Киеве.

Чего далеко ходить, вспомните, не так давно вся медийная тусовка "одностайно" болела за Надежду Савченко, теперь также откровенно и подозрительно не болеет за неё. О чем это говорит? О стремительной деградации профессии журналиста и политолога, об их полной зависимости от «места сидения» работодателя. Ну, в принципе, не могут вот так все сразу репортеры, подобно качелям журналистских сварок, одним махом в своих репортажах от героизации переброситься до политического уничижения.

У нас также журналисты, к сожалению, могут показать одно и тоже событие на войне, как пропаганду победы воина над врагом, так и как чудовищный пиар на горе матери, потерявшей в бою своего сына. Это очень чувствительная и сложная для освещения в СМИ тема. Например, исследования показывают, что для многих телезрителей важнее не что говорит с экрана репортер, а как он это говорит и на какую «картинку» акцентирует внимание. Но многие наши журналисты в таких «тонкостях» слабо разбираются, а некоторые, по-моему, и вовсе о них ничего не знают.

А ведь у нас в Киеве есть многочисленный, но не востребованный отряд действительно профессиональных военных журналистов, которые в свое время заканчивали факультет военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Их знания и опыт сейчас мало кому нужны, мало кто в Украине знает о психологическом таргетировании и модели Козинского, мы постепенно сами заходим в тупик. Нами продолжают руководить слабообразованные и некомпетентные политики.

Да, мы в тупике. И об этом убедительно свидетельствуют разнонаправленные действия Яценюка, Тимошенко, Ляшко, Садового, Саакашвили, которые еще не так давно были объединены в одной коалиции. И что, пришел конец объединительной идее? За какую идею теперь будут держаться украинские элиты? А ведь уже всем очевидно, что ни у кого из этих политиков нет ни фантазии, ни знаний, как развивать страну дальше. Народ их не поддерживает, а альтернатив себе они категорически не хотят допускать. И, конечно, не хотят и не будут договариваться с другими национальными политиками и технократами. Вот почему, все сегодня сильно нервничают и готовятся к досрочным выборам в первую очередь в Верховную Раду Украины. Но как предстоящие выборы пройдут, какие политические силы победят?

Или «золотые матрасы» нынешних нардепов и «денежные мешки» украинских олигархов у нас в стране непобедимы? И наши политики снова за очень дорого будут продавать свой товар – ожидания избирателей. В этой связи могу лишь еще раз отметить и подтвердить малоизвестный факт, что всё гениальное не только просто, но и не слишком затратно. Так, всего 12 сотрудников Cambridge Analytica получили от Дональда Трампа в июле $100 тыс., в августе еще $250 тыс., в сентябре еще $5 миллионов. По подсчетам Александра Никса, общая сумма оплаты услуг его специалистов в ходе предвыборной президентской кампании в США составила 15 млн. долл. США. А во сколько обойдутся затраты для наших политиков и олигархов в ходе предстоящих досрочных парламентских выборов?

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook і Twitter