Просрочка платежа будет означать технический дефолт, как это повлияет на курс гривны

15 июля в Вашингтоне министр финансов Наталия Яресько в своем заявлении не исключила возможность введения Кабинетом Министров моратория на выплату внешних долгов Украины. И также подчеркнула, что если такой мораторий и будет объявлен, он не должен повлиять на курс гривны.

Фото: vopros.ua

Итак, ключевое слово «не должен». А как на самом деле поведет себя наша национальная валюта? Особенно в условиях, когда сбережения у людей быстро таят без каких-либо признаков улучшения дел в экономике, а отсутствие независимого суда, распоясавшееся рейдерство, недействующие законы и грубая сила вместо бизнес-этики – всё это формирует у предпринимателей, которые куют ВВП Украины, готовность в любой момент сорваться и бежать из страны. Более того, судя по выступлениям Ю.Тимошенко, Ю.Луценко и других народных депутатов утром 14 июля в ВРУ, действующая госсистема пошла вразнос, а власти уже не контролируют события. На это незамедлительно отреагировал валютный рынок Украины, начался пока медленно очередной этап обесценения гривны.

А что будет дальше, если 24 июля КМУ не погасит 120-миллионный купон по еврооблигациям? Этим вопросом, кстати, также задается The Wall Street Journal. Журналисты этого издания сообщили о вчерашней встрече Наталии Яресько с представителями комитета кредиторов, которые являются держателями 8,9 млрд. долл. США украинского долга. Министр финансов Украины затем заявила о сближении позиций с международными кредиторами. Однако, об окончательной договоренности сторон пока ничего не известно. Например, сохраняется ли у нас еще надежда рассчитывать в 2015 году за счет продления сроков уплаты, снижения купона и частичного списания номинала долга сэкономить на выплатах по долговым ценным бумагам до 5,2 млрд. долл. США, а в последующие 4 года – до 15,3 млрд. долл. США?

Хотя, как мы хорошо знаем, до сих пор никто из участников, так и не пошел ни на какие уступки на протяжении нескольких месяцев этого тяжелого переговорного процесса. И при этом наше правительство не отрицает, даже открыто говорит, что просрочка платежа будет означать технический дефолт. Но в тоже время отмечает, что этот технический дефолт не окажет серьезного воздействия на экономику и, в частности, на курс национальной валюты. С этими утверждениями не согласны как представители комитета кредиторов, которых представляет американский инвестиционный фонд Franklin Templeton - крупнейшим кредитор Украины, так и известная американская инвестиционная компания Goldman Sachs.

С этими американскими инвестиционными банкирами трудно не согласиться. Ведь любая просрочка платежа поставит под угрозу планы восстановления экономики Украины и удержание гривны от дальнейшего обесценивания. Соответственно возможный технический дефолт окажет сильное негативное влияние на внутренний рынок Украины с ожидаемой в этой связи девальвацией гривны до 20%. Более того, международные кредиторы могут отказаться от выделения Украине 1,5 млрд. долларов США. Плюс МВФ заявил, что долг Украины перед Россией на 3 млрд. долларов США является государственным, а не частным, поэтому не подлежит реструктуризации.

Да и последние события в Украине стремительно развиваются по самому негативному сценарию. Если политики не сумеют удержать стабильность, то мой прогноз - всем нам предстоит выбирать перспективу из двух вариантов:

- либо допускать девальвационный шок с банкротством банков и резким подорожанием «американца»;

- либо печатать новые эмиссии денег и разгонять инфляцию, которая окончательно поглотит финансовые сбережения граждан.

И теперь главный вопрос, откуда Минфин Украины после 24 июля будет брать деньги на обслуживание других обязательств - решительно непонятно. Объективности ради, стоит сказать, что объем внешнего долга тоже не совсем абсолютный показатель. Здесь важнее даже не сумма заимствований нашим Минфином, а соизмеримость привлекаемых средств с производимой в Украине продукцией, а также способностью КМУ выплатить занимаемые деньги. По-простому это называется «жить по средствам».

Ну, а горький опыт Греции показал: при выходе из кризиса ключевой вопрос - первична ли проблема управления финансами по отношению к структурным изменениям в реальном секторе экономики Украины? Или все-таки эта проблема вторична, мол, сначала реформируется реальный сектор, а затем изменяется финансовый рынок страны. Но, думаю, эти сферы очень взаимосвязаны, и решать эти проблемы надо в комплексе, особенно – в отношении девальвации гривны.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram