Экономическая политика приумножения рисков

Итак, Всемирный банк в своем исследовании «Глобальные экономические перспективы» (Global economic prospects) снова понизил оценку падения ВВП Украины. Если в 2014 году снижение ВВП составило 8,2%, то нынешний прогноз снижения на 2015 год - 2,3% при дефиците платежного баланса в 2,7% ВВП. При этом, как известно, госбюджет Украины на 2015 год расчитывался Минфином на очень оптимистичном прогнозе падения экономики в 4,3% при инфляции 13%.

Но лично у меня, в отличие от Минфина и НБУ, уже нет никаких сомнений в том, что в ближайшее время мы увидим очередной скачек процентных ставок на межбанке и удорожание кредитных ресурсов. И именно здесь будет нанесен двойной удар - по украинской экономике и по банковской системе. Почему? Дело в том, что с повышением процентной ставки быстрее тратятся валютные резервы, изымая на межбанке гривневую ликвидность. Судите сами.

В прошлом году учетная ставка НБУ, которая до 14.04.2014г. была на уровне 6,5%, поднялась с 13.11.2014г. до 14%! А золотовалютные резервы Украины за этот же 2014 год сократились более чем на 60% - с 20,416 млрд. долл. США до 7,533 млрд. долларов! Да, чем дальше, тем всё грустнее и грустнее. Кризис в Украине продолжает развиваться и с каждым днем, осмелюсь именно так сформулировать: открывает перед нами всё более уникальные и удивительные шансы самообновления, одновременно оставляя нам всё меньше времени на практическую реализацию этих редчайших шансов. Одновременно Кабмину А. Яценюка и народным депутатам нужно в авральном порядке готовить проекты новых законов и разрабатывать к ним нормативно-правовые акты, предусматривая в антикризисных программах и стратегиях механизмы быстрого реагирования в случае провала. При этом, поле для маневра в эти дни для них очень ограничено. В этом же исследовании Всемирного банка отмечается: «Напряженность между Россией и Украиной и применение экономических санкций в совокупности со стагнацией еврозоны и инфляционными ожиданиями останутся ключевыми рисками для региона. Долгосрочный рост в Украине возможен только при условии структурных изменений, включая развитие деловой среды и укрепление уязвимых банковских систем при поддержке ВБ и МВФ».

И всё же, что еще нашим властям нужно конкретно делать? Прежде всего, нужны новые правила игры. Да, настало время правила менять, а не исполнителей. Но, когда они будут? Завтра? На этот вопрос один публицист рассказал мне такую «байку». Бизнесмен жаловался, дескать, у нас коррумпированые суды. На что умный человек ему посоветовал: не надо давать взятки судьям и не будет проблем. А другой посетовал, мол, не даём взятку – и уже 9 месяцев нет решения суда. А третий посоветовал: надо было наслать бандитов и всё решили бы без суда. Однако, вопрос не в том, какая система лучше, а в том – какой она должна быть.

Главное – чтобы правила игры были понятные, постоянные и, что очень важно, - оформленные лучше законодательно, а не понятийно. Безусловно, нужно менять институты. Но для этого необходимо иметь достаточную политическую волю. Что такое институты? Это система правил. И также – это структуры, связанные с группами влияния во власти, которые на «плохих» и не эффективных организациях получают очень приличные доходы. Поэтому менять институты – это означает нарушать сложившееся равновесие, ущемлять чьи-то интересы и т.п..

Давно уже обратил внимание на то, что идеи реформирования украинской экономики постоянно меняются. И грубо говоря, такое ощущение, что власти, если не махнули рукой, то, по крайней мере, просто успокоились и смирились с мыслью, что как и 2014, также и 2015 год будет потерян для экономического развития. И это не признание собственного бессилия, а скорее - собственного нежелания что-либо менять в экономике. Прикрыть это властям становится уже очень сложно. Потому что больше года идут одни только разговоры о стимулах для бизнеса, а на самом деле только возрастают проблемы с оплатами, платежами по долгам, налоговым администрированием. И что с этим делать?

Похоже, никто и ничего не собирается реформировать. Просто все во власти ждут очередной кредит, не проводя сколько нибудь радикальных реформаторских изменений. Боюсь, что те процессы, которые мы продолжаем наблюдать и в начале 2015 года, а именно нарастание геополитических рисков, совпадающих с обострением ситуации на востоке Украины, и неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой, будут и далее усиливать воздействие и негативное влияние на нашу экономику и банковскую систему.

И как не было у нас никаких экономических стимулов для пополнения банковских депозитов, так до сих пор и нет. Зато предостаточно в стране стимулов к изъятию гривневых депозитов. А ведь в предыдущие годы мы наблюдали рост вкладов на 12%-15% по итогам года. В последние месяцы прошлого года, по сути, наши граждане просто выносили свои деньги из банков на покупку недвижимости, автомобилей, товаров длительного пользования и прочее. Плюс то доверие к гривне, которое завоевывалось годами, быстро исчезло. Это еще одно яркое подтверждение того, что банковский сектор является зеркалом тех процессов, которые происходят в экономике страны.

Теперь уже трудно сказать, когда после политической динамики наступит экономическая динамика в Украине, когда мы приступим к структурным реформам? Наконец, кто персонально возьмет на себя контроль над процентными ставками и операциями на нашем денежном рынке? Вообще, что будет происходить уже в конце января на фоне снижения гривны по отношению к доллару США? Хотелось бы более оптимистично мыслить, но, к сожалению, пока не выходит.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram