ГоловнаСвіт

Відповідаючи за хімію: режим Асада в очікуванні відплати

Цивилизованный мир очень долго терпел злоупотребления сирийского режима против своего народа. Десятки задокументированных инцидентов с использованием правительством Асада боевых отравляющих химических веществ унесли тысячи людских жизней.Эта печальная хроника подтверждает, что Сирия так и не стала свободной от химического оружия, а российские гарантии соблюдения страной международных норм в данной сфере оказались фикцией.

В таких условиях лишь коллективная международная военная акция способна обуздать потерявший страх Дамаск и его иностранных покровителей.

Фото: bloomberg.com

Как правительство Асада восстановило химические мускулы

Сирийский режим президента Башара Асада уже длительное время находится под огнем международной критики за то, что не брезгует использовать для подавления своих оппонентов достаточно грязные методы. Одним из систематически используемых инструментов устрашения и подавления оппозиции выступает использование химического оружия.

Хотя еще 13 октября 2013 года Дамаск присоединился к Конвенции о запрещении химического оружия, а в 2015 году из страны были вывезены все заявленные властями запасы боевых отравляющих веществ, полного химического разоружения Асада не произошло. Крайне сложная ситуация в сфере безопасности, порожденная многолетней гражданской войной, не позволила инспекторам Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) признать Сирию на 100% свободной от химического арсенала.

Нельзя исключать, что режиму удалось сохранить объекты по производству прекурсоров для химического оружия.

Также нельзя полностью исключать наличия секретных каналов поставок данных компонентов сирийцам со стороны их иностранных покровителей, таких как Россия и Иран, а также наличия специальной помощи в этой специфической сфере со стороны дружественной Дамаску КНДР. Все три страны отличаются низкой толерантностью к международным режимам нераспространения оружия массового поражения, чем пользуется сирийское руководство.

В феврале 2018 года стало известно, что эксперты ООН обнаружили в Сирии в период с 2012 по 2017 год более 40 ранее незарегистрированных поставок, связанных с разработкой химоружия. Материалы включали кислотостойкую плитку, коррозионностойкие клапаны и термометры. Кроме того, на сирийской земле работают военные специалисты из Северной Кореи, который Дамаск называет «тренерами и спортсменами» - что выглядит совершенно неубедительно. Пхеньян, который не подписывал конвенций ОЗХО, может быть лишь удобным посредником для проведения теневых операций в области боевой химии между Москвой и Дамаском, и действовать в прямой связке с россиянами.

Фото: en.zamanalwsl.net

В марте 2018 года сирийское издание «ZamanalWasl» сообщало, что КНДР обустроила подземную военную базу на юг от населенного пункта Кардаха в провинции Латакия. Этот небольшой городок с населением в 8600 человек имеет крайне символическое значение – в Кардахе в октябре 1930 года родился отец действующего президента Сирии Башара Асада – Хафез Асад. Также очень символично, что Кардаха очень близка к российской военной базе Хмеймим. Россияне считают Латакию зоной своих исключительных интересов в Сирии и российские военные в шутку называют ее местной «ЛНР» – «Латакийской народной республикой». Видимо и деятельность посланников из Северной Кореи на 100% координируется российскими военными.

Между тем секретный военный объект в Кардахе включает в себя множество подземных комплексов в местных горах, соединенных тоннелями, и кроме химических производств может хранить в своих недрах склады и для ядерного оружия. Тут отдельная история: режим Ким Чен Ына готовится к «величайшей сделке с Трампом» насчёт сдачи ядерного арсенала и очень даже возможно, что какая-то его часть будет скрытно доставлена в Сирию. Чем не пример солидарности диктаторов.

Печальная статистика

С марта 2011 года силы Асада совершили 215 химических атак на оппозицию и гражданское население. Жертвами применения отравляющих веществ стали тысячи сирийцев. Номенклатура данных химических токсинов включает в себя горчичный газ (иприт), Би-Зет (Хинуклидил-3-бензилат или «вещество 78»), зарин и прочие ядовитые вещества. Но наибольшей популярностью пользуется хлор, который применялся сирийской армией в 90% случаев.

Только в 2017-2018 годах, т.е. в период прихода к власти в США администрации республиканца Дональда Трампа, режим Асада 8 раз применял боевые отравляющие вещества. В череде химических инцидентов наибольшую печальную известность получила химическая атака в Хан Шайхуне (провинция Идлиб), произошедшая 4 апреля 2017 года и унесшая более 100 людских жизней.

Жертвы химатаки в городе Хан Шейхун, провинция Идлиб, Сирия.
Фото: Military.com
Жертвы химатаки в городе Хан Шейхун, провинция Идлиб, Сирия.

В ответ на данное военное преступление сирийского режима США в одностороннем порядке нанесли 59 ударов крылатыми ракетами «Томагавк». Кроме того, США обвинили Россию и Иран в усилении режима Асада, которое ведет лишь к новым убийствам.

Тогда, представитель Великобритании Мэтью Райкрофт назвал американский удар «пропорциональным ответом на немыслимый акт», имея в виду химическую атаку, в которой сирийская оппозиция и Запад солидарно обвиняют режим Асада.

А президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре с российским лидером Владимиром Путиным заявил, что «подобная бесчеловечная атака неприемлема». Турецкий министр здравоохранения сообщил, что Турция располагает доказательствами того, что это была именно химическая атака.

Но Россия оказалась непреклонной, назвав материалы о химической атаке, «постановочными», а также традиционно применила право вето на заседании Совета Безопасности ООН, к резолюции, которая предполагала введение санкций против сирийского режима. Столь значимая политика поддержания беззаконий сирийского правительства привела к тому, что режим в Дамаске все больше стал чувствовать свою безнаказанность. Это вылилось в новые трагедии.

Снова в апреле: химатака в Думе

Новые бочковые бомбы с химическим оружием были сброшены на головы жителей сирийского города Дума на Пасху. Жители Думы, что входит в район Восточной Гуты, одними из первых выступили против авторитарного правления президента Асада. В ходе гражданской войны город пережил ряд кровопролитий, унесших тысячи людских жизней. В настоящее время территория Думы находится под контролем оппозиционной группировки «Джайш аль-Ислам», насчитывающей до 15 тысяч бойцов. Но все они находятся в плотном кольце окружения сирийской армии, и, осознавая сложность своего положения, были готовы к выходу из города.

В ночь на 7 апреля текущего года стали поступать тревожные сообщения о масштабной химической атаке против населения одного из последних оплотов оппозиции. Согласно сообщениям активистов «Сирийской гражданской обороны», больше известных как «Белые каски», вертолеты сирийской правительственной авиации сбросили несколько бочковых бомб, наполненных хлором и зарином на городские кварталы Думы.

По данным Союза организаций медицинской помощи Сирии в результате удушья погибли 70 человек, при этом среди жертв множество детей и женщин.

Химическая атака, организованная сирийским правительством имеет множество измерений, и преследует решение широкого спектра задач. В военном плане вооруженные силы Асада сейчас чувствуют себя на высоте, и, окрыленные поддержкой со стороны Москвы и Тегерана, ведут активную деятельность по собиранию территорий растерзанной войной республики.

Использование химического оружия в, по сути, капитулировавшей Думе несет послание другим оппозиционным группам на территории Сирии: если они в ближайшее время не сдадутся, то их тоже ожидает такая же участь.

Не исключено, что это очередная демонстрация для сирийских курдов, которых кнутом хотят вернуть под власть Асада. Здесь не лишними будут параллели с операцией «Анфаль», которую провела иракская армия Саддама Хусейна в 1988 году против курдов в Киркуке.

Еще одним мотивом для использования химического оружия против повстанцев служит указание со стороны России и Ирана освобождать населенные пункты с минимальным вредом для инфраструктуры. Учитывая тот факт, что для реконструкции Сирии после 8 лет гражданской войны нужны не менее 100 млрд. дол. США, которых взять негде, становится, очевидно, что химические атаки имеют свой экономический резон.

Местные жители в городке Замалка, Восточная Гута, который был недавно захвачен войсками Асада, Сирия, 11 апреля 2018.
Фото: EPA/UPG
Местные жители в городке Замалка, Восточная Гута, который был недавно захвачен войсками Асада, Сирия, 11 апреля 2018.

Московские покровители

Также силовики Асада осознают свою безнаказанность: ведь из-за блокады Думы международные специалисты из ОЗХО попросту не могут попасть на территорию, пораженную оружием массового уничтожения. А значит, объективное расследование на земле провести невозможно. Аргументом в пользу данной версии служит решение России заблокировать резолюцию СБ ООН по созданию нового международного механизма расследования обстоятельств возможных случаев применения химического оружия в Сирии.

«Сегодня печальный день. США нет никакого удовольствия видеть, что Россия накладывает уже шестое вето (по этому вопросу)», — сказала американский постпред при ООН Никки Хейли. «США сожалеют, что Россия заблокировала в Совете безопасности ООН американскую резолюцию по созданию нового механизма расследования химических атак, заявила постпред США Никки Хейли. «Россия вновь выбрала режим президента Сирии Башара Асада, а не единство Совета безопасности… Россия разрушила репутацию СБ», — сказала она.

Уже 11 раз российское вето спасало правительство Асада от наказаний со стороны международного сообщества, т.е. в Дамаске хорошо понимали, что Москва готова их покрывать от любых неприятностей снова и снова. К тому же постпред РФ при ООН Василий Небедзя заявил, что информация про химатаку в Думе не имеет подтверждений, а сам инцидент является постановочным, т.к. «ни один местный житель не подтвердил факта химической атаки». По его мнению, заявления про атаку в Думе могут быть попыткой переключить внимание общественности с «дела Скрипалей».

 Постпред России при ООН Василий Небензя во время заседания совбеза ООН, 09 апреля 2018.
Фото: EPA/UPG
Постпред России при ООН Василий Небензя во время заседания совбеза ООН, 09 апреля 2018.

Но вот здесь точно уже содержится нестыковка, ведь повод для отвлечения внимания от отравления Скрипалей и последовавших после этого санкций против Кремля больше нужен именно окружению президента Путина, чей очередной срок на посту начинается в условиях глухой международной изоляции, и она будет только нарастать. За одни сутки до химического инцидента в Думе администрация Трампа ввела очередной пакет санкций против России.

Тут сразу становится очевидной ценность нового витка эскалации в Сирии для Путина, который играет на повышение. Для политтехнологов Путина химическая атака в Сирии и сверхжесткая реакция американсокй администрации это лишний повод показать своей внутренней аудитории как много зависит от России в мире. В сознании людей прокручивается схема «Карибский кризис-2». Тогда конфликт между двумя сверхдержавами США и СССР поставил человечество на грань ядерной войны.

В 2018 году «генсек Путин» снова стремится разыграть похожую схему доводя ситуацию до крайности, чтобы добиться прямого контакта с президентом Трампом и подать это как готовность Вашингтона согласовывать свои действия с Москвой. Иначе все может быть очень печально.

Хирургическое массированное возмездие

Эффектом от химической атаки в Думе стала цепная реакция жесткой критики мирового сообщества на счет сирийского правительства и его союзников. Глава Белого дома Дональд Трамп в своих заявлениях относительно инцидента в Думе охарактеризовал сирийского президента Асада, как «животное», и при этом дал понять, что будет радикально действовать для его обуздания.

Он четко дал понять, что за поддержку Асада ответственны Россия и Иран. «Многие погибли, включая женщин и детей, в бессмысленной химической атаке в Сирии. Территория жестокости находится в изоляции и окружена сирийской армией, что делает ее совершенно недоступной для внешнего мира. Президент Путин, Россия и Иран несут ответственность за поддержку животного Асада. Большая цена», - написал Трамп.

Фото: EPA/UPG

Развивая тему «большой цены», которую заплатят организаторы преступления против человечества в Сирии глава Пентагона Джеймс Мэттис не исключил, что США нанесут воздушные удары по военным объектам и живой силе правительства Асада.

Позже уже президент Трамп подтвердил, что «рассматриваются все варианты» реакции на химическую атаку, в том числе множество военных решений. «Это варварское, ужасное нападение. Этого не должно было случиться», - сказал он, выступая на заседании своего кабинета. Решение по словам Трампа будет принято в течение 24-48 часов, ведь такие злодеяния нельзя допускать. 11 апреля Трамп дал понять, что Кремлю пора отказаться от поддержки антидемократического режима в Дамаске, иначе военного столкновения с США им не избежать. «Россия обещает сбивать все ракеты, выпущенные по Сирии. Приготовься, Россия, потому что они будут прилетать - хорошие, новые и «умные», - написал он.

Тем не менее, хотя ультиматум Трампа с угрозой о массированном возмездии истек в полночь 12 апреля, вероятная военная операция может начаться не ранее конца текущей недели. Причина состоит в том, что американская администрация проводит активные консультации со своими союзниками по НАТО о необходимости серьезной реакции на очередную химатаку в Сирии. Стороны сейчас ведут переговоры о масштабах и сроков организации ответных действий.

США направили в восточное Средиземноморье к берегам Сирии боевую группу своих военно-морских сил, в которую входят авианосец «Harry S.Truman», несколько крейсеров и другие боевые корабли.

Инициатива в продвижении военной операции постепенно переходит к Лондону, у которого свои счеты с россиянами по делу с химической атакой на Скрипаля. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй уже отдала приказ направить британские подлодки на расстояние ракетного удара по Сирии. В итоге британские субмарины уже в 12 апреля вечером способны будут нанести удар по сирийским объектам. Также Мэй готова санкционировать британское участие в ударе по Сирии без согласия парламента, которое теоретически могло отсрочить сроки операции.

Подводная лодка британских ВМС HMS Astute
Фото: EPA/UPG
Подводная лодка британских ВМС HMS Astute

Французский лидер Эммануэль Макрон в свою очередь готов возглавить военную операцию против Асада в рамках «сильного совместного ответа». Свою помощь коалиции против Асада готовы оказать Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ, а также соседние Иордания и Израиль. Также, Свою поддержку возможной будущей операции США против Дамаска выразила Австралия, о чем заявила министр иностранных дел страны Джули Бишоп.

Огромной неприятностью для Кремля стала также позиция турецкого руководства. Президент Эрдоган отказался принять точку зрения России о том, что никакой химической атаки в Думе не было, вместо этого он назвал случившееся «бойней», видимо будучи уверенным, что преступление все же имело место. Эрдоган пообещал, что преступники серьезно заплатят за свои действия.

В приступе гнева российская пропаганда стремится перевести стрелки за химическую атаку в Думе на турок. Российские военные источники предполагают, что химическое оружие могла использовать Сирийская свободная армия (ССА), т.к. в районе Восточной Гуты есть множество военных группировок, связанных с ней. Как известно, ССА пользуется поддержкой Анкары, и сейчас активно продвигается версия, что химическое оружие было поставлено в район Думы с турецкой территории. Распространение подобных материалов указывает насколько в Москве озаботились поворотом событий вокруг химической атаки, вызвавшей такую жесткую реакцию.

Хотя эксперты американского аналитического центра Stratfor склоняются к тому, что военная операция США будет иметь ограниченный объемы вмешательства, и назвали вероятные цели ударов США по Сирии. По их мнению, новая операция затронет пункты, которые связаны с сирийской химической программой, в частности, авиабазы Думайр, Мардж Рухаил и Меззе. Stratfor считает, что новая операция будет более масштабной, чем удар по аэродрому Аш-Шайрат в апреле 2017 года, она может включать в себя несколько ударов и продлится несколько дней.

Российские Su-24 пролетают над эсминцем ВМС США Дональдом Куком в Балтийском море
Фото: предоставлено ВМС США
Российские Su-24 пролетают над эсминцем ВМС США Дональдом Куком в Балтийском море

Чтобы «сдерживать» США Россия с 11 апреля начала проводить учения вблизи побережья Сирии. Временно оно стало закрытым районом, где идут учебные стрельбы. В настоящее время в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море действуют порядка 15 боевых кораблей и судов обеспечения Черноморского флота, в том числе носители крылатых ракет «Калибр» фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также подводные лодки, которые неоднократно наносили удары по объектам террористов в Сирии.

Но вероятность того, что Москва пойдет на прямую конфронтацию с международной коалицией против Асада стремиться к нулю. Одно дело организация провокаций и спецопераций, а совсем другое боевое столкновение с армией сверхдержавы. Тем более Кремль вовсе не дорожит Асадом, который все больше тяготеет к Ирану и по большому счету ей абсолютно все равно, что будет с Сирией. 

Само прямое столкновение США и России не желательно и для Вашингтона. В современном мире в лоб никто не действует. По этой причине в ходе будущей военной операции не будут задеты ничьи интересы кроме режима Асада. Удары коалиции будут нанесены по объектам, непосредственно задействованным в производстве и хранении химоружия, по военным целям - чтобы ослабить армию Асада, и, конечно, по символам режима Асада: президентскому дворцу, по штабам, командным пунктам, складам с оружием.

Цель Вашингтона также состоит в том, чтобы в очередной раз показать миру, что именно американцы контролируют ситуацию на Ближнем Востоке, и они верны своим обязательствам перед союзниками в различных регионах мира. США возвращаются к модели стратегического сдерживанию оппонентов и отходят от «мягкого курса» администрации Обамы по Сирии. Это отчетливо понимают в Москве, которая очень нервничает из-за будущих потерь своих сирийских инвестиций, которые делались с нарушением международного права.

«Время для того, чтобы взывать к совести, прошло. Мы достигли того момента, когда должна восторжествовать справедливость», заявила постпред США при ООН Никки Хейли.

Олександр МішинОлександр Мішин, експерт-міжнародник
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram