ГоловнаСвіт

Путін (не)назавжди

18 марта в России, в том числе на территории оккупированного Крыма, пройдут президентские выборы. Киев призывает мировое сообщество не признавать их результаты, однако это не повлияет на конечный результат.

Фото: EPA/UPG

Уже очевидны результаты спецоперации по легитимизации Владимира Путина на очередной шестилетний срок (которую называют «выборами»): Путин останется на посту президента России.

И совсем не важны будут проценты явки участников этой операции – 30% или все 100. Неважны даже будут проценты голосования «за» - 86% или 120%. Ибо всем давно понятно, что эти данные не отображают реальную ситуацию – в стране давно научились строить «потемкинские деревни». Например, конфиденциальный соцопрос в Ставропольском крае РФ дважды показывал, что явка населения составит около 26%, а реальная поддержка Путина находится на уровне всего 10-15%.

Но, несмотря на некоторые негативные для Кремля тенденции (низкая явка избирателей и недоверие к действующей власти в отдельных регионах), нужные результаты «нарисуют». Как через фальсификацию и применение админресурса, так и прямой подменой результатов голосования и количества избирателей (Навальный уже обнаружил «дыры» для применения «каруселей» - многоразового голосования одних и тех же людей). А затем государственная пропагандистская машина объяснит населению в нужном контексте любые цифры.

Население же России покорно проглотит любой результат. Ведь «лишь бы не было войны», «нельзя раскачивать лодку», «Россия в окружении врагов» и т.п. А тех немногочисленных несогласных, кто протестуя выйдет на улицы с цветными уточками-надувными шариками, просто повяжут. В назидание другим. Благо армия полицейских и всевозможных спецслужб без тени сомнения выполнят приказ своего главнокомандующего.

Представители российских спецслужб во время митинга, посвященный четвертой годовщине присоединения России к Крыму на площади
Нахимова в Севастополе, Крым, 14 марта 2018.
Фото: EPA/UPG
Представители российских спецслужб во время митинга, посвященный четвертой годовщине присоединения России к Крыму на площади Нахимова в Севастополе, Крым, 14 марта 2018.

Остаться Путину в Кремле будет легко. Но следующий срок будет для него последним, а еще и самым тяжелым в его карьере. И судьбоносным для России.

Во-первых, международная ситуация за последние 4 года изменилась кардинально, и в худшую для России сторону. Москва вылетела из «Большой восьмерки». Введены международные санкции за оккупацию Крыма. Международные санкции за вооруженную агрессию на украинский Донбасс. Международные санкции за вмешательство в выборы в США. На носу очередные международные санкции за применение химического оружия прямо на территории Великобритании (отравление экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля). Лондон, который и раньше не отличался излишними симпатиями к Москве, сейчас взбешен настолько, что не только выслал самую крупную партию российских дипломатов-разведчиков (23 человека), но возглавил международную антироссийскую коалицию. В общем, противостояние России с Западом выйдет на новые вершины.

Во-вторых, все хуже обстоят дела с деньгами: цены на нефть упали, экономика не развивается, деньги из Резервного фонд проели и запустили руку уже в «Фонд национального благосостояния» (а чтобы скрыть это, процесс назвали «слиянием двух фондов» в один). Западное кредитование закрыто, опять же из-за санкций. Предстоят выплаты по внешним долгам. Внутреннюю мнимую экономическую стабильность приходится поддерживать в ручном режиме. Например, большинство российских нефтегазовых компаний ("Роснефть", "Лукойл", "Газпром") получили указания не поднимать розничные цены на бензин и дизельное топливо до проведения выборов президента РФ.

В общем, как сказал премьер-министр России - «денег нет, но вы держитесь».

Фото: EPA/UPG

В-третьих, не все в порядке на внутриполитической кухне России и кое-где начало серьезно подгорать. При чем, этот смрад начал выходить и за ее пределы.

Ведь это только на виду «партия и народ вместе» и неистовое единение политических элит вокруг вождя. Однако внутри и вокруг Кремля за влияние на президента, финансирование и ресурсы идет ожесточенная борьба разных группировок, признаки которой уже периодически вырываются наружу (как случилось с противостоянием Шойгу – Пригожина по Сирии).

Сам Путин стремится максимально скрывать эти факты, чтобы сохранить "лицо" власти. А это становиться все сложнее: и даже карманный пропагандист Владимир Соловьев в своем хвалебном фильме о Путине «Миропорядок» задает вопрос об «орбитах президента». Путин видно, что раздражается по этому поводу, но на вопрос о своем окружении витиевато признает, что да, «есть люди разных взглядов в наших командах, звучат разные подходы как поступить». «Но чаще всего происходят дискуссии и мне приходится принимать решение как поступить», - говорит Путин.

А потом для американского телеканала NBC и вовсе срывается: говорит, что не знает не только, что делает его окружение (как Пригожин за границей), но даже и что говорят сотрудники его администрации. Для убедительности пришлось даже собственного пресс-секретаря Дмитрия Пескова уличить в том, что тот «иногда несет пургу».

Владимир Путин и Дмитрий Песков во время ежегодной пресс-конференции в Москве, 18 декабря 2014.
Фото: EPA/UPG
Владимир Путин и Дмитрий Песков во время ежегодной пресс-конференции в Москве, 18 декабря 2014.

И чем дальше, тем чаще Путину придется вмешиваться в конфликты в своем окружении. Ведь усиление одних неизбежно приводит к ослаблению других. Сейчас побеждает группа «ястребов» - преимущественно из числа "силовиков" и близких лично к Путину олигархов. Достаточно хотя бы посмотреть на стилистику послания президента: анонсированы милитаризация, строительство новых ракет и ядерного оружия, усиление ВПК и противодействие НАТО. При этом по экономическому развитию России у Путина нет четкой программы - между группами ее разработчиков существуют острые разногласия.

«Бей своих чтобы чужие боялись»

Путину придется с новой силой отбиваться от обвинений международного сообщества за мир те проколы, которые неизбежно подготовит ему его окружение. В том числе и то, что произойдет вне ведома хозяина Кремля.

Например, в случае с отравлением в британском городе Солсбери бывшего военного разведчика Сергея Скрипаля наиболее распространенная версия – Путин и его окружение реализовывают на практике старый принцип советской разведки: ликвидировать неугодных и перебежчиков в любой точке мира, без срока давности. Вспоминают, как встрече в 2010 году с российскими шпионами, вернувшимися на родину в результате обмена, Путин объяснил, что их провал - «это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают». Ну и воплощение этой угрозы в жизнь и смерть перебежчика ГРУ повысило гордость за «встающую с колен Россию» как в «узких кругах», так и подняла очередную волну «ура-патриотизма» в российском обществе. Кроме того, послан недвусмысленный сигнал потенциальным изменникам.

При этом нельзя исключать, что химический терроризм за рубежами России стал очередным проявлением внутрироссийской борьбы кланов. Среди российских либералов существует убеждение, что какая-то «силовая» группировка (то ли вышедшая из-под управления Кремля, то ли подконтрольная ему – не имеет значения) могла организовать эту диверсию, специально чтобы подставить государство – и таким образом спровоцировать Запад на жесткие действия. Ведь кроме неизбежного сплочения российского электората перед президентскими выборами Путина, этим международным давлением можно оправдать дальнейшее закручивание «гаек» внутри страны.

Ведь в Москве уже прямо заявляют о возможности информационной изоляции России – об отключении от глобального интернета (о чем сказал советник Путина по вопросам развития Интернета Герман Клименко). Также продолжается передел внутреннего рынка, который скоро может стать еще более ожесточенным: ведь традиционные схемы заработков на международных рынках сокращаются или исчезают совсем (из-за санкций), а значит «куски пирога» придется отбирать уже внутри страны, у конкурентов. Но так как у них тоже есть своя «политическая крыша», то перед этим переделом ее нужно нейтрализовать. Например, осуществив кадровые перестановки в правительстве.

Фото: стоп-кадр

К слову, недавний скандал с проституткой Настей «Рыбкой» Вашукевич, где фигурируют руководитель аппарата правительства (и куратор международных вопросов) Сергей Приходько вместе с миллиардером Олегом Дерипаской только подтверждают эту версию. Кто-то ну уж очень осведомленный (и в чьих силах вести слежку за первыми лицами страны как внутри России, так и за ее пределами) систематически "сливает" компромат на членов экономического блока правительства.

Как помним, ранее Алексей Навальный выпустил фильм «Он вам не Димон» - о аферах Дмитрия Медведева, о барских замашках вице-премьера Игоря Шувалова и т.п на основании достаточно эксклюзивных материалов, которых не добыть обычным путем.

В ответ оппоненты бьют по ближайшему окружению Владимира Путина – тот же Навальный и другие СМИ делают расследования о жизни братьев Ротенбергов или Игоря Сечина. Последний такой фильм – «Сечин: новые виллы, горный курорт и царская охота главы «Роснефти» вышел буквально накануне.

Убивая по всему миру врагов Кремля, а также публикуя компромат на членов действующей власти и близких к ней олигархов «ястребы» преследуют еще одну цель: запугать желающих идти на переговоры (и тем более – сотрудничество) с Западом. Именно политиков экономического блока существующей власти, а также российских олигархов, у которых есть бизнес-интересы за границей, сторонники жесткого курса России считают «слабым звеном» в их противостоянии Западу.

В этом есть своя логика: ведь от изоляционистского курса нынешнего хозяина Кремля страдают, терпя убытки, также и мировые корпорации: санкции обойти не удается, и, судя по продолжению деструктивной риторики Путина, они не только останутся, но и будут расширяться. Поэтому в таких условиях мировой бизнес как никто заинтересован в смене существующей власти в России.

Таким образом, после 18 марта война группировок внутри России развернется с новой силой. Импульс этому предаст необходимость решать проблему будущего: кто станет приемником Путина? Да, пока российского лидера демонстрируют миру как человека «с крепким рукопожатием». Но природу не обманешь, Путину уже 66 лет и сколько он еще протянет – только Богу известно. Так что через годик-два после переутверждения Путина на посту президента и проведения кадровых расстановок можно ожидать, что начнется усиленный кастинг претендентов на царствование. И ведь каждая группировка видит на троне своего представителя.

Фото: EPA/UPG

Хочешь мира – готовься к войне

Неизбежно обострившуюся внутриполитическую повестку в России Кремль будет прикрывать внешнеполитическими аферами. Это излюбленный прием и обычная тактика спецслужбистов (вспомните цитату Сечина в фильме Навального выше), опробованная не один раз.

Украина стабильно находится в этом списке внешних "врагов" Кремля и в ближайшее время вряд ли из него выпадет: темы оккупированного Крыма, войны на Донбассе, а также потенциального присоединения Украины к НАТО постоянно находятся в поле зрения Москвы.

Последний аспект – НАТО, в Украине принято недооценивать. Хотя именно этим аргументом - "для недопущения расширения НАТО на восток", Кремль объясняет большинство своих агрессивных действий по отношению к другим странам. И если сначала дело ограничивалось инструментами информационно-пропагандистского влияния, то потом Москва перешла к экономическим войнам, а затем и вовсе – к реальным боевым действиям. Так, в случае с Грузией это вылилось в российско-грузинскую войну 2008 года, после чего Тбилиси потерял ряд территорий и вхождение в НАТО подвисло на неопределенный период – из-за наличия нерешенного внутреннего конфликта. Точно такая же участь постигла и Украину уже в 2014 году – Россия силой отобрала украинский Крым и принесла войну на Донбасс. Еще один «брат по несчастью» - Черногория, отделалась лишь военным переворотом, но к счастью – предотвращенным.

Так что с новым сроком Путина на посту президента Украине надо готовиться к новым сюрпризам: вряд ли Кремль добровольно отдаст Крым или подарит решение на Донбассе ненавистной им власти в Киеве. Более того, Москва заинтересована максимально «заморозить» конфликт, чтобы эти якоря удерживали НАТО от амбиций на Украину.

Украинцам надо быть готовым к длительному противостоянию России – по крайней мере, пока у власти там будет Владимир Путин. Ведь он, «выросший в Ленинградский подворотне», в своем гопническом мировозрении руководствуется принципом "если драка неизбежна, бить надо первым". Остановить его сможет только осознание того, что соперник тоже сильный.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram