ГоловнаСвіт

Червоні лінії Ізраїлю. Що буде після знищення ІДІЛ біля його кордонів

После выдавливания ИГИЛ с юга Сирии (поблизости с северными границами Израиля) это место вполне может стать плацдармом для злейшего врага Израиля – Ирана. Военное руководство Израиля уже предупредило Россию и США, что готово на вполне самостоятельные действия, "...мы будем делать все, что сочтем необходимым".

 Владимир Путин приветствует Беньямина Нетаньягу во время встречи в Кремле, 07 июня 2016.
Фото: EPA/UPG
Владимир Путин приветствует Беньямина Нетаньягу во время встречи в Кремле, 07 июня 2016.

В последние два года премьер министр Израиля Беньямин Нетаньягу летает в Россию почти как к себе домой. С сентября 2015 года он встречался с Путиным уже 6 раз. Если не вдаваться в подробности можно заподозрить о теплых дружеских отношениях между лидерами двух стран. Но, это если не знать подоплеки. Ведь недаром в качестве инициатора визитов, как правило, выступает израильский премьер. Вынужденные прилеты лидера еврейского государства в Москву начались немного раньше начала военной операции Вооружённых сил РФ в Сирии – в стране, которая непосредственно граничит с Израилем.

23 августа состоялся очередной визит, который был назван прессой – «Саммит в Сочи 2017». В любимом детище президента Путина городе Сочи высадился десант из политиков Израиля. Делегацию возглавлял премьер Израиля Нетаньягу. Вместе с ним прилетел так же шеф израильской внешней разведки Массад Йосси Коэн.

Если немного углубится в историю эдак на лет 5 назад, то стоит отметить, что до непосредственного начала участия российских военных в Сирии правительству Израиля беспокоиться было нечего. Десятилетиями устоявшееся статус-кво позволяло держать под контролем как передвижение непосредственно вооруженных сил подконтрольных Асаду, так и отслеживать действия военизированных формирований в среде антиасадовской коалиции. И даже Исламский халифат (ИГИЛ) не вызывал у Израиля панических реакций, несмотря на близость гражданского конфликта к северным границам страны.

Российские бомбардировщики на военной базе в Сирии
Фото: EPA/UPG
Российские бомбардировщики на военной базе в Сирии

Но вот вмешательство в конфликт России категорически испортило настроение руководству Израиля, более того – заставило заметно нервничать. Ибо в качестве генерального партнера в борьбе против ИГИЛ и антиасадовской коалиции (а именно их уверенные шаги в победе над режимом Асада стали причиной военной операции России - ибо Башар Асад был и остаётся стратегическим партнером Москвы в регионе) для Путина был определен режим аятолл – Иран. Именно Иран для Израиля за последние более чем десять лет был признан основным противником, «врагом №1» в регионе. Ибо именно из Ирана через дружественную для него Сирию (режим Башара Асада – алавитское меньшинство, противостоит главному противнику Ирана – суннитским государствам, поскольку сами иранцы являются мусульманами-шиитами) режим аятолл поставляет вооружение террористической организации Хезбалла (которая, кстати, в РФ таковой не считается). Ведь именно Хезбалла проводить военные операции против Израиля со стороны Ливана и Сирии. А основная цель как Хезбаллы, так и Ирана – уничтожение государства Израиль.

Таким образом после выдавливания ИГИЛ с юга Сирии (поблизости с северными границами Израиля) это место, несмотря на договоренности между Россией и США о демилитаризации этой территории, вполне может стать плацдармом для злейшего врага Израиля – Ирана. Ибо в договоренностях между Россией и США нет ни слово о запрете на появление военных баз Ирана в Сирии. Данное соглашение, по мнению руководства Израиля, считается явно недоработанным и не соответствует интересам безопасности Израиля. Единственное, что может удовлетворить руководство Израиля - это внесение еще пару пунктов в этот договор: 1) чтобы у Ирана не было возможности строить военные базы в Сирии, которые могли бы стать плацдармом для ударов по Израилю, 2) чтобы Сирия и "Хизбалла" не получили (в том числе, от России) оружие, которое могло бы изменить "правила игры" в регионе.

В противном случае, военное руководство Израиля готово на вполне самостоятельные действия. Так 9 июля министр обороны Израиля Авигдор Либерман прокомментировал вступление в силу соглашения о прекращении огня в Сирии: "Израиль сохраняет полную свободу действия – вопреки договоренностям между Трампом и Путиным мы будем делать все, что сочтем необходимым". И это не просто слова.

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман
Фото: EPA/UPG
Министр обороны Израиля Авигдор Либерман

Стоит вспомнить, что начиная с 1967 года (Шестидневной войны) Израиль действовал прежде всего исходя из интересов своей национальной безопасности. Вопреки настоятельным уговорам партнеров из США не реагировать на эскалацию военной риторики, на скопления военной силы у своих границ со стороны Египта, Сирии и Иордании, военно-политическое руководство страны (малый кабинет министров) решился на упреждающий удар. Тогда даже главный партнер и военный спонсор Израиля США оказались в неведении. Блестящая операция по «ослеплению» сотрудников посольства США в Израиле (выведение израильскими коммандос радаров слежения на крыше посольства США в Тель-Авиве) не позволило им отследить начало военной операции. И тем более – предотвратить ее.

С тех пор военно-политическое руководство Израиля всегда старается идти на опережение. Небольшая по территории страна не может себе позволить вести долговременные войны, а уж тем более на своей территории (последняя была «война Судного дня» 1093 года, из трагедии которой был вынесет серьезный урок). Так в 1979 году израильская авиация уничтожила атомный реактор в Ираке. По расчетам израильских ученых, к середине восьмидесятых годов Ирак (такой же противник Израиля в регионе на тот момент) мог стать обладателем ядерного оружия, чего допустить было нельзя ни в коем случае. Стоит отметить, что тогда операция была проведена блестяще, несмотря на поставленную СССР систему ПВО и управляемую специалистами из Союза.

Действия Израиля против Ирана пока еще не дошли до прямых авиаударов, но тем не менее события которые происходили в стране победившей исламской революции напрямую принято связывать с действиями спецслужб Израиля. Так, в июле 2003 года погиб иранский конструктор баллистических ракет Али-Махмуди Миманд. В 2007 году был уничтожен иранский ученый-ядерщик Ардешир Хасанпур. В январе 2010 года был убит иранский учёный-ядерщик Мохаммед Али Масуди, а также и доктор Ферейдун Аббаси-Давани. В ноябре того же года убит профессор физики Маджида Шахриари. Возможно, спецслужбы Запада связаны с похищением иранского физика-атомщика Амира Хосейна Ширани.

Спецназ ВМС Израиля возвращается на базу, порт Ашдод, 29 июня 2015.
Фото: EPA/UPG
Спецназ ВМС Израиля возвращается на базу, порт Ашдод, 29 июня 2015.

Не исключается причастность спецслужб Израиля к терактам в Иране, в результате которых погибли многие крупные иранские военные деятели.

И это лишь немногие, о которых известно. Принято считать, что Израиль поддерживает иранскую оппозицию. И заметьте, все это делается не очень-то совещаясь с партнерами на Западе.

Поэтому несмотря на заметную дипломатическую активность со стороны премьера Израиля Нетаньягу и появление войск РФ в регионе Израиль не остановило. Военные делают все, чтобы упредить вероятность нападения на свою территорию – будь-то ракетный удар или же попытки наземной операции. Так, в 2017 году Израиль нанес удар по зенитно-ракетной батарее системы С-300 ВС РФ размещенной в Сирии. А так же по военному аэродрому подконтрольному войскам Башара Ассада в столице Сирии Дамаске. При чем, как это водится в рамках израильской дипломатии – руководство страны ни признало и не опровергло участие ВВС Израиля в этой операции. Так же как и не признает, но и не опровергает Израиль наличие у себя в арсеналах ядерного оружия. И не участвует ни в каких-либо конференциях по нераспространению ядерного оружия в мире.

Ибо главная задача Израиля – прежде всего, выжить в регионе. Дать возможность жить, трудиться и развиваться гражданам своей страны. И для этого кто бы не стоял у руля страны в той или иной период – левые, правые или центристы – это было, есть и будет главной задачей руководства страны. И если дипломатия оказывается бессильной в попытках отстоять свои интересы, то всякого непрошеного гостя будут уничтожать уже отработанными десятилетиями методами. За почти 70 лет существования государства Израиль соответствующий опыт имеется. Ибо израильтяне знают, что никто кроме самих евреев за евреев не побеспокоится.

Евгений ЛеснойЕвгений Лесной, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram