ГоловнаСуспільствоЖиття

Шанс на правову державу

Полтава. Удивительный город, сохранивший свою интеллигентность. И память о своей давней, дореволюционной культуре. Еще раз убедился в этом совсем недавно, побывав там недолго вместе с моим другом Ильми Умеровым. Самое яркое впечатление – спектакль «Полет над гнездом кукушки» в местном театре имени Гоголя.

Сцена из трагикомедии ‘Полет над гнездом кукушки’ на сцене Полтавского академического областного музыкально-драматического
театра
Фото: Ольга Стенько
Сцена из трагикомедии ‘Полет над гнездом кукушки’ на сцене Полтавского академического областного музыкально-драматического театра

Удивительная, тонкая, филигранная игра актеров. Ни одной фальшивой ноты, ни одного фальшивого, нарочитого жеста. И – невероятная постановка! Музыку к спектаклю написал молодой композитор, крымский татарин. Собственно, в этом и была у театра мотивация пригласить Ильми Умерова. И попросить его коротко выступить перед началом спектакля.

До отказа заполненный зрительный зал. И – лица, лица, лица радостных, возбужденных людей после окончания спектакля. Именно тогда я подумал: «Господи, как же хорош и умен мой народ!» Славные, умные лица моих сограждан, далеких от словесной грязи и патетической лжи тех, кого мы по неосторожности приводим к власти.

Да, именно так. Спектакль был посвящен крымскотатарскому народу, его трагедии. Прежде – сталинской, сегодня – путинской. И я понял: то главное, что показали мне актеры в этот удивительный вечер, спектакль по роману Кена Кизи, был не о трагедии личностей в психиатрической больнице. Это был спектакль об Украине. О нас, горьких и, в сущности, беспомощных.

А на следующий день нас встретили в полтавском юридическом институте. Там Ильми Умеров более часа рассказывал студентам о трагической судьбе своего народа и его надежде, сегодня не исполнимой. В аудитории сидели на скамьях студенты, около 130 человек. Внимательно слушали, не перешептывались и, что меня изумило, не включали свои электронные машинки. Ильми подарил университетской библиотеке четырехтомное издание «Истории крымскотатарского народа».

Затем, во время скорого обеда у нас возникла мысль учредить в этом провинциальном университете стипендию для молодого исследователя, который опишет правовые аспекты геноцида крымских татар. Уже знаю, что руководство Меджлиса готово помочь в этом полтавскому юридическому университету. В поезде, возвращаясь в Киев, я вспоминал увиденное. Переживал его заново. Радостные лица зрителей в театре, спокойные, размеренные слова ректора, обращенные к студентам: «Я хочу, чтобы вы твердо знали существенное различие между правом и законом, знали и понимали смысл этого различия». Увы, большинство наших профессоров права такого различия не знают.

Вспомнил едва различимые буквы в самиздатовском тексте писем великого гражданина Полтавы писателя Короленко к советскому наркому так называемой пролетарской культуры Луначарскому. Я прочитал эту боль чистого сердца в 1971 году в квартире писателя, моего друга Виктора Платоновича Некрасова. Тогда это входило в разряд антисоветской литературы. Еще в дореволюционные времена кто-то из царских чиновников назвал Короленко злостным законником. Согласитесь, прекрасное определение!

Вспомнил рассказ моего коллеги и друга, знатока полтавской старины доктора Закладного о давно почившем в полтавской земле юристе Дмитриеве, в жесткие времена давления царского режима на украинскую словесность и культуру, инициировавшего издание в Полтаве украинских книг.

Смею утверждать: Полтава оживает. Несмотря на всю политическую грязь, свою и инспирированную Киевом. Только один пример: группа совсем не облаченных властью полтавчан, скромных полтавских интеллигентов, собралась в группу «Добродії Полтавщини». Цель – помочь Полтаве вспомнить себя, свою раздавленную «классовым подходом» историю. Не только светлые ее страницы, но и печальные. Собственно, и наш приезд в Полтаву, Умерова и мой, был инициирован и организован ими.

Что ж, я еще раз убедился: мы лучше, чище, умнее тех, кто управляет нами. Следовательно, у нас действительно есть шанс построить на этой земле комфортабельное правовое государство.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram