ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

Тримайте Супрун: чому відставка в.о. міністра невчасна

На этой неделе Ульяна Супрун прогнозируемо должна была находиться в центре всеобщего внимания – 2 апреля стартовала долгожданная медицинская реформа, началась приписная кампания по выбору врача. Но что-то пошло не так и фокус сместился – именно на этой неделе парламентский комитет по вопросам здравоохранения решил рассмотреть проект постановления об отставке и.о.министра, поданный нардепами от «Оппоблока» Игорем Шурмой и Александром Вилкулом ещё в январе прошлого года.

Парламентский комитет проголосовал за то, чтобы признать неудовлетворительной работу Минздрава по выполнению «Программы деятельности Кабинета Министров Украины в 2017 году». И сразу после этого – рекомендовал парламенту принять обращение к Кабмину об отставке и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун.

Фото: Влад Мусиенко

Игорь Шурма заявил, что Супрун не имеет соответствующего образования и диплома. А также нарушает украинское законодательство, исполняя обязанности министра более 6 месяцев.

Глава Комитета Ольга Богомолец в комментарии LB.ua отметила, что «теперь проект постановления может быть вынесен в любой момент в парламент. Теперь главное, чтобы была политическая воля для отставки Супрун».

LB.ua уже писал о том, что БПП настаивает на отзыве четырёх министров по своей квоте, в том числе, и Ульяны Супрун (которая формально и не является министром). Причины этого решения якобы сугубо политические.

Возможно, именно ради этого и был откопан прошлогодний проект постановления об отставке Супрун, написанный «оппоблоковцами» в разгар конфликта между Минздравом и кардиохирургом Борисом Тодуровым. LB.ua проанализировал, насколько обоснованы выдвинутые оппонентами обвинения, чем обернётся для Украины отставка Ульяны Супрун, а также что она успела и не успела сделать на своей «птичьей» должности.

Полуминистр

Доктор Супрун (так называет своего начальника сайт Минздрава и пресс-служба ведомства в сообщениях для прессы) работает на должности и.о. министра уже 22-ой месяц. «Я бы хотел, чтобы мы завершили консультации и я получил поддержку украинского парламента для назначения исполняющего обязанности министра здравоохранения министром здравоохранения», – заявил Гройсман в апреле 2017 года. Но в парламент вопрос её назначения так и не выносился в силу безнадежности мероприятия.

Фото: Владислав Мусиенко

Вопрос легитимности Супрун как руководителя Минздрава открыт. Но не потому, что законодательство запрещает быть и.о. министра больше шести месяцев. Законодательство никак не регулирует этот вопрос.

По закону, члены Кабмина назначаются на должность парламентом, а не премьер-министром, как произошло в случае Супрун. В распоряжении Гройсмана речь идёт о том, что исполнение обязанностей возлагается на неё «временно», но не указано, сколько именно времени оно может продлиться. В Законе «Про центральные органы исполнительной власти” написано, что «Министерство возглавляет министр Украины, который является членом Кабинета Министров Украины». И ни слова про и.о. При желании любой подписанный Супрун документ можно пробовать обжаловать в суде. (Чем уже успел воспользоваться некий Вольный профсоюз медицинских работников Украины, который подал иск в Административный окружной суд Киева против Кабинета Министров и Минздрава в отношении законности назначения заместителей и.о.министра Ульяны Супрун. Так как подавать эти кандидатуры имеет право только министр).

Как уже наверное догадался читатель, требований к образованию и.о. министра тоже не существует. Министру же требуется иметь высшее образование (бакалаврат по новому Закону «Об образовании считается»), которое у Супрун, в любом случае, есть.

Виновна в эпидемии кори

В ходе сегодняшнего заседания в комитете нардепы назвали Супрун «ответственной за срыв сроков строительства детской клиники «Охмадет». А также ответственной за «эпидемию кори и ее последствия», – об этом заявил, не смейтесь, нардеп и член комитета Сергей Мельничук.

Сергей Мельничук
Фото: Без Табу
Сергей Мельничук

Как член профильного комитета, Мельничук, конечно, мог бы знать, что эпидемии кори в Украине не было. Была вспышка, какие происходят циклично каждые 4-6 лет. Ситуация усугубляется тем, что много лет в Украине были перебои с вакциной от кори, но были они ещё до того, как Гройсман назначил Супрун главной по боли.

Что касается достройки «Охматдета», то она была сорвана, опять-таки, до Супрун – LB.ua об этом много писал. В конце прошлого года премьер-министр Владимир Гройсман ввёл первый новый корпус в эксплуатацию.

Ещё одно обвинение – то самое, с которым выступил больше года назад Тодуров. В чём он обвинял Минздрав, и что Минздрав на это ответил – можно почитать в тексте «Вперше за 5 років ми будемо закуповувати ліки і доставляти їх у рік замовлення»: МОЗ відповів на закиди Тодурова.

Все эти полтора года активно ходили слухи о том, что Супрун вот-вот снимут. «Мне сегодня сказали, Ульяна уже точно всё», – эту фразу LB.ua приходилось слышать не раз и не десять. Её «точно» должны были уволить 1 февраля 2016 года, потом 1 марта и так далее. Уже и приемника называют – им якобы станет нардеп, член профильного комитета Константин Ярынич. Один из немногих в комитете, кстати, у кого из головы не бьёт огненный столп при упоминании Супрун. И даже за её отставку он не голосовал.

Супрун мало кто симпатизировал во власти – не похожая на других, резкая, иногда даже грубая, она могла встать посреди встречи и уйти, потому что ей не понравился тон разговора или вопросы. Она не чувствовала себя зависимой от кого-либо из этих людей – в США она была совладелицей клиники, в декларации за 2017 год указала 555 тысяч долларов на пенсионном счету. Свойственной украинским чиновникам тяги к воровству Супрун не выявила, дальнейшую политическую карьеру строить, похоже, не собирается.

Во время заседания комитета, 03 апреля, 2018
Фото: Анна Стешенко
Во время заседания комитета, 03 апреля, 2018

Североамериканские пингвины

И всё же, кто за ней стоит? – спросит читатель.

Формально Супрун относится к квоте БПП, хотя считается, что она ставленница западных партнёров Украины. Её назначение, обсуждавшееся несколько месяцев, совпало с приездом в Украину канадского премьера Джастина Трюдо. Психиатр Семён Глузман писал о её связи с Республиканской партией США. В таком случае сегодняшняя попытка отправить Супрун в отставку может быть частью плана Петра Алексеевича по «освобождению» от навязанной Западом помощи.

Команда Ульяны Супрун тесно связана с организациями, которые финансируются за счёт всё тех же западных партнёров – это Всеукраинская сеть ЛЖВ, Центр противодействия коррупции, БФ «Пациенты Украины», Реанимационный пакет реформ – Минздрав черпает в них кадры и поддержку. И во многом именно благодаря этой поддержке Супрун на своей полулегальной должности удалось сделать то, что не осилили предыдущие министры – провести через парламент законопроекты, необходимые для проведения медицинской реформы.

Что интересно, называть себя «пингвинами» руководители Минздрава придумали сами – по аналогии с героями мультика «Мадагаскар». Один из заместителей Супрун, Александр Линчевский, поделился этой шуткой с журналистами. Уже позже это прозвище использовали как обидное противники Супрун.

Реформа на взводе

Итак, если говорить о том, что удалось сделать Супрун на своей должности, это, во-первых, сколотить плотную команду. Пусть внутри могли быть разногласия (и даже увольнения – одна из заместительниц Супрун – Оксана Сивак – была уволена из Минздрава), но перед камерами все они были лоббистами реформы и выступали единым медийным фронтом вместе с экспертами из перечисленных выше организаций. Собственно, это почти все эксперты в сфере здравоохранения, которые имеются в Украине. Таким образом, ругать медицинскую реформу или руководство Минздрава было фактически некому (если не считать Ольгу Богомолец, которая очень старалась, но в итоге сдалась, когда Минздрав отдал комитету лавры реформаторов и согласился на все правки в законопроект).

Уляна Супрун разом із Романом Іликом, Оксаною Сивак, Олександром Лінчевським та Павлом Ковтонюком після офіційного представлення
команди
Фото: Сергей Нужненко
Уляна Супрун разом із Романом Іликом, Оксаною Сивак, Олександром Лінчевським та Павлом Ковтонюком після офіційного представлення команди

Второе достижение лежит в области пиара. Кто не слышал сегодня о том, что систему Семашко нужно менять во что бы то ни стало? Кто не в курсе, что «деньги будут ходить за пациентом», а не идти на оплату койкомест? Не все, конечно, знают, что это означает. Но общая мысль понятна – пациента надо резать, и быстро. Не прими парламент реформу – люди могли бы и на протест выйти.

Действующая команда идеально работает с соцсетями. Короткие просветительские тексты с инфографикой на тему «Почему не работает гомеопатия» или «Куда бежать от врача, который назначает вам фуфломицины» распространяются пользователями фейсбука с восторгом и любовными комментариями в адрес Ульяны. Хотя есть, конечно, те, кто сардонически улыбается и предлагает поговорить о чём-то более серьёзном. Например, о том, что Супрун не успела сделать на своей должности.

Не успела – провести пилотные проекты перед внедрением реформы, сделать все расчеты (например, так и не рассчитана стоимость различных медицинских услуг, возрастные коэффициенты, по которым будет насчитываться плата за пациентов, приписавшихся к врачу и т.д.). Расчетами должна заниматься Национальная служба здоровья, но она только создается (а уже в июле будет переводить деньги учреждениям за пациентов). Приписная кампания стартует уже сейчас, а деньги за пациентов врачи получат не раньше июля, а то и к концу года (о чём уже детально писал LB.ua).

Остаётся ещё нюанс с оплатой услуг. Изначально реформа предполагала, что часть медицинских услуг будет бесплатной для пациентов (гарантированный пакет), а часть – оплачиваться (по тем самым ещё не рассчитанным тарифам). Но парламент вычеркнул пункт о совместной оплате из законопроекта "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения" ещё во втором чтении. Минздрав должен либо добиться того, чтобы внести изменения в принятое законодательство, либо импровизировать и менять ход реформы в процессе .

Словом, есть о чём отчитываться и что доделывать – именно потому отставка Супрун сегодня более чем несвоеременна. Сейчас не время менять министра – наоборот, время обнять его покрепче и не отпускать, пока реформа не заработает так, как описывали её в своих интервью Супрун и её заместители.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram