ГоловнаСуспільствоВійна

Écrasez l'infâme!

В субботу Шевченковский районный суд Киева арестовал киевлян Алексея Шемотюка и Александра Горбаня по подозрению в поджоге «Десятинного монастыря Украинской православной церкви Московского патриархата».

Пишу в кавычках, потому что «монастырь» - это такой МАФ-киоск, и в качестве келейников там может обитать только пара хоббитов. Оба упомянутых «злоумышленника» - архитекторы, один из них, к тому же, ветеран АТО.

Фото: Facebook/Igor Lutsenko

Судья Татьяна Левицкая избрала для Шемотюка и Горбаня меру пресечения в виде ареста на 60 суток с правом внесения залога в размере 2,2 млн грн. Прокуратура просила взять подозреваемых под домашний арест.

Даже в простом изложении этого уже общеизвестного факта каждая фраза приобретает особый смысл. Но очень не терпится начать с прокурорских (в хорошем смысле этого слова). Юрию Луценко можно предъявлять различные претензии, но в недальновидности и в отсутствии «чуйки» его точно не упрекнешь.

А ощущение текущего момента состоит в том, что наглость части МП-клира и ощущение ими полной безнаказанности («А то Путин нападет!») ставит украинскую власть примерно в ту эротическую позицию, в которой находится немецкая (в смежных позах Камасутры стоят и французы с британцами). Когда толпы смуглых иммигрантов массово делают grab the pussy бледнолицым либералкам, а назвать все своими именами нельзя - неполиткорректно, да и оппозиционно как-то по отношению к себе.

Безусловно, следует разделять веру, религию и церковь. Как категории, с течением времени стремительно утрачивающие взаимосвязь. И помнить, что приоритетной задачей любой религии вовсе не является объединение интеллектуалов с критическим мышлением. Но за пару тысяч лет жесткой конкуренции светской и духовной власти кое-какие общие правила конкордата были выработаны.

Основой же этой конкуренции был отнюдь не поиск Грааля, а большие деньги. Их не только прихожане несут - имущественно-правовой статус церковных организаций создает их немалому предпринимательству совершенно райские условия, за которые очень даже не грех побороться.

Акция представителей праворадикальной группировки С14 возле Десятинной, 25 января, 2018.
Фото: Макс Требухов
Акция представителей праворадикальной группировки С14 возле Десятинной, 25 января, 2018.

Об этом много написано в цифрах и фактах, но, как говорилось, существует некий консенус, поскольку в ситуациях, когда власть утрачивает остатки мозгов окончательно, церковь быстро предлагает ей свои веками испытанные костыли духовности. Они, разумеется, не для эффективного продвижения вперед, но и рухнуть окончательно не позволят. Одухотворенный электорат поддержит.

Нападение России эту жуликоватую скрепу сильно погнуло, по банальной причине физической поддержки сепаратистов частью клира Московского патриархата. В кавычки эти термины брать не буду, поскольку юридическая ситуация с патриархатами решается не в Фейсбуке, а в Константинополе, а для них сотни лет туда-сюда- это нормальное течение церковно-исторического времени. И в этой системе координат МП для них легитимен, а КП - так себе, в процессе диалога. Но то, что светским людям система координат, в которой коллаборант врага имеет какие-либо преференции, неприемлема - это тоже весьма земной факт.

Вот на стыке этих фактов два парня изобразили поджигание паравозикообразного МАФа с крестом наверху, стоящего в незаконном месте. Их повязали и вынесли такой вот приговор.

Напомню, что когда в Московии акционист Павленский поджег входную дверь ФСБ, он не сел за это в тюрьму. Нынче он благополучно живет во Франции. А вот когда «Пусси Райот» спели песенку «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя, они получили сроки. Крик стоял по всему миру. Дело было в 2012-м, напомню.

Художник Петр Павленский поджег входную дверь во время акции у здания ФСБ на Лубянке
Фото: Илья Варламов
Художник Петр Павленский поджег входную дверь во время акции у здания ФСБ на Лубянке

Смею предположить, что если бы наши акционисты решили с какого-нибудь бодунного протеста поджечь центральные двери СБУ на Владимирской, они бы быстро и больно выгребли от охраны. Но на этом дело бы и закончилось. Потому что безотносительно к реальным мотивам (гипотетическая ситуация, напомню) элементарно в таком случае просчитать многоходовку запоребриковой прессы, обеспечивая ее как минимум на месяц вкусной тематикой, случись при этом судебное разбирательство с участием представителей СБУ и приличный срок.

В нашем случае запоребрик и его хлопчатобумажные коллаборанты могут торжествовать. Стартап «гонений за веру» не дождался очередной поповской ходы Украиной, получив отмашку в виде решения судьи Левицкой.

Вне контекста личности судьи, это решение имеет политическое значение. Не только потому, что оно состоялось в день память героев Крут. Четкий смысловой и духовный раздел между патриархатами пролег именно в тот момент, когда ворота Михайловского монастыря открылись для гонимых и преследуемых. Это был очень достойный поступок, вернувший церкви уважение очень многих людей, потерянное ранее по вышеупомянутым причинам.

Но и - вернувший уважение к той православной церкви, которую они считают своей, украинской.

Может это и неправильно с богословской, религиозной точки зрения. Наверняка это очень обидно для многих прихожан УПЦ МП, хороших и патриотичных людей, но по-своему принципиальных именно в этой сложной сфере. Они страдают не за свои грехи, но это их выбор.

Люди уж так устроены сегодня, что предпочитают всё чаще оценивать прямые действия, а не туманные обещания. Если действия какой-либо религиозной группировки они воспринимают как пособничество оккупанту, как прямой коллаборационизм - никакие кресты и ризы, никакие призывы к гуманизму и международному праву не убедят их в обратном.

Фото: EPA/UPG

Ведь это даже не разговоры о безоговорочной амнистии коллаборантов в духе «Минских соглашений». Стороны здесь понимают, что это будет зававариваться как-то «потом», поэтому взаимная демонстрация крайнего несогласия не приводит тот час же к социальному взрыву.

А мы имеем православную «скрепность» русского формата как совершенно официальную часть кремлевской пропаганды, неприкрыто угрожающей современному миропорядку. Защита христианских ценностей против безбожного и развратного Запада - один из ключевых нарративов свовременных информационных операций России. Все это давно исследовано и даже каталогизировано специалистами-информационщиками НАТО, оформлено в соответсвующие уставы, массив материалов содержит данные по России и ее идеологическим амбициям за последние 12 лет.

У нас вскоре должна появиться новая Стратегия национальной безопасности и, надеюсь, новая Доктрина информационной безопасности (вместо смешной бумажки с таким же названием). Можно хотя бы косвенно намекнуть гражданам, что власть понимает - УПЦ МП в таком виде, как сейчас, с такими заявлениями и действиями является одной из угроз национальной безопасности? Что она обнуляет в темных своих массах и без того жалкие потуги украинской пропагандистской машины как-то решить задачку с волком, козой и капустой украинской идентичности и национальной идеи? И начнёт бороться - точечно - с очагами сепаратизма, оперативной информации о которых хватает? 

Французский философ-просветитель Вольтер все текущие события внутренней и внешней политики Франции рассматривал под углом зрения того, что он считал главной задачей современности: утверждение в человеческой жизни принципов разума, справедливости, гуманности. С одной стороны, он с удовлетворением отмечал, что во второй половине XVIII в. во всей Европе выросли силы, выступающие за эти идеалы. С другой стороны, обеспокоенно констатировал, что на его родине по-прежнему царит произвол властей, люди страдают от несправедливости и жестокости, народные массы влачат жалкое существование, а привилегированная паразитическая верхушка утопает в роскоши, превратив свою жизнь в нескончаемый веселый праздник.

Ничего не напоминает картинка?

Идеологический штурм феодально-абсолютистской системы был направлен своим острием против ее воинственного клерикального компонента, который Вольтер называл не иначе как «падлюкой» (l’infame), что не совсем точно переводят как «гадина». Многие письма Вольтера соратникам по просветительскому движению заканчиваются призывом «Раздавите падлюку!» («écrasez l'infâme»), который сознательно уподобляется знаменитым словам Катона: «Карфаген должен быть разрушен».

Во времена Французской революции в 1793 году весной в стране произошел федералистский мятеж, его активными сторонниками и агитаторами были священники, что уже в октябре 1793 года стало поводом к тому, что радикалы пообще поставили церковь вне закона, чему безуспешно пытались воспрепятствовать Робеспьер и Дантон.

Вольтер в свое время призывал лишь к тому, чтобы объединить усилия пяти-шести философов в борьбе с мракобесием и суевериями монархии, не более того. Время для интеллектуальной битвы было потеряно, и она превратилась в физическую бойню.

Сегодняшний общественный призыв «Ecrasez I'nfame!" и реставрационная реакция на него могут привести в итоге только к такой цепочке событий, которая уже случалась в истории. Либо государство выполнит «Ecrasez I'nfame!» в рамках мероприятий по защите Конституции и национальной безопасности, либо МП сама задушит кремлёвскую падлюку в себе, либо художественным перформенсом это не обойдется. Придет Наполеон.

Он, в общем-то, так или иначе придет, но в случае первого варианта хотя бы будет шанс, что придет не с Востока.

Фото: zik.ua

Олег ПокальчукОлег Покальчук, ​соціальний психолог
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram