Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правовых основ деятельности Национальной гвардии Украины» попал в парламент еще в июне, но тогда внимание на него никто не обратил. 6 сентября, в первый день работы сессии, профильный комитет рекомендовал проголосовать за законопроект.
Его авторы - Николай Паламарчук, Виктор Король, Валерий Карпунцов и Василий Яницкий из БПП, Антон Геращенко из Народного фронта и Виталий Барвиненко из «Возрождения» - считают, что такой закон поможет нацгвардейцам защититься, «когда им плюют в лицо», и предлагают разрешить военным формированиям составлять админпротоколы, задерживать и обыскивать. В качестве аргументов нардепы вспоминают погибших от взрыва гранаты четверых нацгвардейцев у Верховной рады в августе 2015 года. (Странно, что они не задаются вопросом о том, почему именно военнослужащие охраняли и продолжают охранять мирные собрания).
Против законопроектов выступили Совет общественных экспертиз при Комитете ВРУ по вопросам предотвращения коррупции, экспертная группа “Полиция под контролем”, главное научно-экспертное управление Аппарата ВРУ. Документ вызвал опасения у Уполномоченного ВРУ по правам человека Валерии Лутковской: она попросила отозвать законопроект, поскольку он «приведет к серьезным рискам нарушения прав и свобод человека». Все это мало интересовало комитет, который рекомендовал депутатам проголосовать законопроект в первом чтении. И есть большая вероятность того, что парламент рекомендацию выполнит.
За что будут голосовать
Функции Нацгвардии в законопроекте прописаны для мирного времени, чрезвычайного положения и военного состояния. В мирное время военнослужащие будут охранять общественный порядок: им разрешат самостоятельно (не привлекая для помощи Нацполицию) патрулировать улицы, составлять админпротоколы на месте правонарушения, а в случае невозможности это сделать доставлять правонарушителя полицейским. Как узнать имя человека, который задерживает тебя и не имеет при себе ни жетона, ни удостоверения, а только военный билет (который предъявлять не обязан) - непонятно. Но самое важное даже не это. Нацгвардии разрешат охранять полезные ископаемые и препятствовать их незаконной добыче (закон точно понравится нелегальным добытчикам янтаря), конвоировать и доставлять осужденных и взятых под стражу. Нацгвардейцам можно будет брать или отпускать из-под стражи, охранять в суде, разыскивать, преследовать и задерживать. Им также разрешат проводить личный досмотр и досмотр вещей.
Учат ли нацгвардейцев, как вести себя с протестующими? Учат ли их составлять админпротоколы? Как полицейские функции соотносятся с военным статутом, который не предполагает самостоятельных решений, а требует подчинения приказу? Похоже, авторы законопроекта не задавались этими вопросами.
Передислокация и определение районов ответственности Нацгвардии в мирное время будет осуществляться по решению министра внутренних дел. Он же будет командовать подразделениями, которые будут охранять общественный порядок и конвоировать. Нацгвардия будет подотчетна Минобороны в случае военного положения.
Во время чрезвычайного положения военнослужащим разрешено будет охранять государственные органы. Они смогут пресекать криминальные и админнарушения, участвовать в охране госорганов, Президента Украины и должностных лиц, а также охранять органы государственной власти, участвовать в прекращении массовых беспорядков.
Нацгвардия признается субъектом борьбы с терроризмом: пресекает деятельность организованных преступных групп – «участвует в задержании лиц, а в случаях, когда их действия реально угрожают жизни и здоровью заложников, участников антитеррористической операции или других лиц - их обезвреживает». Участие Нацгвардии в миротворческих миссиях будет регламентировано не отдельным законом, а через расширение действия закона «О порядке направления подразделений ВСУ в другие государства». Но и это еще не все.
Нацгвардейцы также смогут:
- вести фото-, аудио-, кино- и видеосъемку «как вспомогательное средство для предотвращения нарушений в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, охраны объектов»;
- временно ограничивать или запрещать доступ на отдельные участки местности или объекты для обеспечения гостайны, общественного порядка, охраны жизни и здоровья людей, сохранности вещественных доказательств;
- во время проведения мероприятий по задержанию подозреваемых в совершении преступления ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; останавливать и осматривать транспортные средства;
- проверять документы (разрешение на добычу ископаемых), осматривать вещи, транспорт, изымать запрещенные вещи и документы;
- проникать в жилье без мотивированного решения суда в неотложных случаях, во время преследования лиц, взятых под стражу, осужденных к лишению свободы или аресту, бежавших из-под стражи.
Для всего этого им разрешено будет задействовать физическую силу, а также хранить, носить и применять лично или в составе воинской части спецсредства, оружие, вооружение и военную технику. Прежде, чем что-то из этого применить, нацгвардеец должен будет сделать предупреждение, но если оно «является неоправданным или невозможным», то можно и не делать.
В мирное время спецсредства можно будет применять при оказании сопротивления военнослужащему, для конвоирования, «для успокоения» при попытке самоубийств осужденных. Оружие будет разрешено по отношению к пытающимся сбежать из-под стражи. Отчитываться за его применение нужно будет перед министром внутренних дел.
Еще одно ноу-хау от авторов закона – «минимальное безопасное расстояние» между военнослужащими и участниками массовых мероприятий. Определять его будут нацгвардейцы самостоятельно на месте в каждом конкретном случае. Ко всем, кто нарушит допустимое расстояние, смогу применяться спецсредства, а в случае, если расстояние нарушает совершающий противоправное действие, о применении спецсредств даже не будут предупреждать.
Кажется, речь идет уже не о дублировании функций полиции, а о том, что Нацгвардия получит даже больше полномочий.
Поражает даже не столько сам текст законопроекта, сколько то, что кто-то решился публично озвучивать такие предложения. После всего произошедшего зимой 2014-го. После декларации о том, что “внутренних войск в стране теперь нет и не будет”. После принятия концепции демилитаризации правоохранительных органов. Судя по всему, логика авторов закона проста: для того, чтобы общество не смогло «плевать в лицо Нацгвардии», стоит плюнуть в лицо обществу.