ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

Психіатрична земля

Первой моей реакцией на эту телевизионную программу был гнев. Острый, требующий немедленного ответа… Спустя несколько часов я остыл. Поскольку еще раз осознал: наши телевизионные журналисты далеко не всегда блещут интеллектом и желанием объективно оценить ситуацию. Поэтому не называю телевизионный канал, день и т.п. Тоскливо, но привычно.

Фото: Сергей Нужненко

Речь шла о психиатрии. Не так давно наш Конституционный Суд принял вполне логичное и правомерное решение с целью защитить психиатрических пациентов от произвола их родственников и опекунов. Казалось бы – во благо. Но в нашей стране расстояние между благими намерениями и злом минимальное. Вот и здесь Конституционный Суд не учел реалии, забыв о реалиях работы нашего законодателя, ленивого и насквозь политизированного.

В результате благие намерения легли тяжелым грузом на плечи рядовых судей и рядовых же психиатров. Длинные очереди врачей и пациентов в судах, выполняющих требование Конституционного Суда. И – отыгрывающие свой страх перед центральным начальством местные прокуроры, по-прежнему не замечающие «бревно в глазу» в своих регионах, но с жаром наполняющие контрольным энтузиазмом зияющую пустоту в законодательстве, так называемый «пробел в праве».

Страдают пациенты, страдают врачи. А лихие прокуроры и сопровождающие их смельчаки-телевизионщики почему-то игнорируют иное, лежащее на поверхности: голодные будни психиатрических пациентов. И тихую, незаметную святость персонала, приносящего из дому СВОИ продукты: картофель, крупы и даже мясо. Это – не показывают, об этом не говорят…

Кто виноват? Нет-нет, не Президент, не центральный орган исполнительной власти Министерство здравоохранения. Вина – не на враче, а на областном губернаторе и городском мэре. Но и это неинтересно ленивым украинским журналистам-«расследователям».

Нет денег или нет интереса? Думаю, преобладает второе. За катастрофическое положение в психиатрических учреждениях Центр мэра и губернатора не наказывает.

Одна из палат областной психиатрической больницы Черновицкой области
Фото: ostro.org
Одна из палат областной психиатрической больницы Черновицкой области

Ему, Центру, также безразлична судьба пациентов и персонала. Иначе – давно бы жестко провели очевидную и экономически выгодную реформу системы, одновременно ее значительно гуманизировав.

Всё – как в ремонте труб теплосети и канализации, коррупционная выгода в мелких и постоянных ремонтах.

И такое, весьма тоскливое. Также не интересное ленивым телевизионщикам. В практической психиатрии преобладают врачи-пенсионеры. Трудно живут, трудно работают. Молодежь в психиатрию не идет: наш клиент беден. Иное дело урология, акушерство-гинекология, ухо-горло-нос… Совсем недавно в очень узком профессиональном кругу мы обсуждали эту нарастающую проблему. Пройдет пять-семь лет, и многие психиатрические больницы Украины останутся без врачей. Выход, на самом деле, есть. Выход, известный всему цивилизованному и полуцивилизованному миру. И нам. Но – не нашему начальству, совмещающему управление страной с наращиванием личного бизнеса.

Мы – действительно знаем. Но решение не за нами. Не у нас, увы, в столе или в сердце политическая воля. Заканчиваю патетически: нам действительно нужна помощь журналистов, в том числе и телевизионных. Умных, думающих журналистов. Это они могут заставить нашего Президента, наконец, проявить политическую волю. Тем более, что именно этого ждут от него и наши бесконечно терпеливые зарубежные защитники и партнеры.

Ау, Петр Алексеевич! Хоть раз опуститесь на нашу психиатрическую землю! Будет страшно, но очень-очень полезно!

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram