ГоловнаСуспільствоЖиття

Політика і риторика

Придворные поэты делали королей героями своих трагедий не только из лести, но и из жалости. Вижу, что эта сугубо поэтическая традиция унаследована украинской политологией. Вглядитесь: умные и хорошо говорящие (по любому поводу) отечественные политологи легко и просто превращают едва заметную серую политическую мышку в большую и мудрую крысу, якобы твердо намеренную и способную вывести всех нас из государственного кризиса. Один из таких хорошо откормленных чревовещателей с экрана телевизора, доказывая особенные способности своего протеже (т.е. кормильца), для пущей убедительности скромно причислил себя к последователям древнегреческих риторов.

Я не поленился полистать первоисточник, книгу Аристотеля «Риторика» (увы, я все еще читаю книги, а не электронные тексты), и нашел там следующий комментарий: задача риторики – искусство говорить на основе методов внелогических доказательств. Именно так, силой внелогических доказательств, иными словами, бездоказательно, сотни телевизионных политических оракулов склоняют нас к тем или иным позициям любви или ненависти. Благодаря этому мы, весьма далекие от реалий смертельной схватки Президента с Премьер-министром, начинаем эмоционально участвовать в ней, собирая аргументы и доказательства… для предстоящих парламентских выборов. Удивительно, но все эти современные риторы всегда добиваются своей цели: мы опять и опять отдаем свои голоса призраку надежды, а не серым реалиям. 

Фото: dyvys.in

Тиран Мегары Феаген, живший в четвертом веке до нашей эры, достиг власти, защищая на первых порах неимущих. Наш географический сосед Лукашенко также снискал к себе уважение и поддержку избирателей обещаниями бедных сделать богатыми. Список может быть продолжен…

Олигархия – это власть немногих. Анализ олигархии впервые дал великий грек Аристотель в своем произведении «Политика». При олигархии власть обеспечена высоким имущественным цензом, ограничивающим доступ к власти большинству граждан. 

Сегодня придворная политология день за днем готовит нас к парламентским выборам. Ненавязчиво, осторожно. И опять мы будем вынуждены выбирать из сотен прославившихся на политической панели своих сограждан. Если наш разочаровавшийся в своем народе Президент не подбросит нам с десяток очередных политических трупов из ближнего зарубежья…

Мы находимся в ситуации комплексного опустошения. Именно так, потому что безнадежность опустошает душу, а экономический кризис опустошает карман. И жесткая политизированность церковных иерархов опустошает Веру. Разумеется, можно утешать себя тем, что во всем виноваты конкретные сто (или тысяча) наших сограждан, в силу своей личной испорченности постоянно отклоняющие Украину от европейского пути. Но ведь здесь живем и мы, миллионы… Еще в 1986 году американский социолог Рэндалл Коллинз предвидел: «Возможная дезинтеграция Советского Союза может состояться, скорее всего, под руководством бывших политиков-коммунистов. Учитывая нынешнюю монополию коммунистов в политической сфере в СССР, политическим переменам будет тяжело произойти каким-либо иным путем, во всяком случае, сначала». Эта цитата – в качестве сладкой приправы к ранее мною сказанному. Мы не могли перепрыгнуть через предопределенное. И в этих же словах Коллинза – ответ горячим головам, сетующим на непроведение тотальной люстрации в первые месяцы нашей государственной независимости.

И вот такое замечание. Мы сумели спокойно уйти от опасности национального фундаментализма, да, он не мог стать новым единственно верным учением, но мог ввести страну в серьезный внутренний конфликт, быть может, кровавый. Давно сказано: фундаментализм – это компенсация за неудачу, но сам он ведет к еще большим неудачам.

Понимаю, возник другой конфликт, внешний. Война, странная, гибридная, но все же война. «Христианская ли страна Россия?» - спросил себя когда-то русский писатель Дмитрий Мережковский. Очень актуальный вопрос. Но есть и ответ: когда нет силы внутренней, прибегают к силе физической.

Мы – в пути. Тяжелом, долгом. Жаль, но мы не можем прекратить стенания и восхваления наших многочисленных риторов-политологов. Мы можем научиться не слышать их.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram