Всі публікаціїСуспільство

Апологія Сократа

Советская школа вбивала в юношей и девушек представление, что культура – это не процесс, а готовый результат, сумма каких-то достижений, венец которых марксизм-ленинизм. Хотя марксизм-ленинизм сам по себе был процессом адаптации догм к достаточно часто меняющимся идеологическим и историческим установкам КПСС. Но юноши и девушки этой динамики, как правило, не видели и заучивали сиюминутные идеологемы в качестве незыблемой истины.

Семен ГлузманСемен Глузман, психиатр

Фото: nnm.ru

Советские люди плохо знали историю своей страны, целые пласты информации о прошлом отсутствовали либо были искажены до неузнаваемости. Как утверждают эксперты, именно по этой причине советские граждане взахлёб читали псевдоисторические романы Пикуля и подобных ему мастеров литературного соцреализма. Что ж, массовая культура – это всё-таки лучше, чем массовое бескультурье.

Сегодня Пикуля и Ко сменили разнообразные детективы. Быстро написанные и дёшево изданные, они помогают неизбалованному серьёзной литературой читателю скоротать время в вагоне метро или автобусе. Они глушат сознание витиеватой сюжетной линией, не загружая мозг читателя идеологическими штампами. Там, как правило, нет политики и политиков. Мы, бывшие советские, не замечаем, что рядом с нами взрослеет поколение, с трудом отвечающее на вопрос: «Какой псевдоним и почему выбрал себе Владимир Ильич Ульянов?» Они, подрастающие украинцы – другие, совсем другие. Более открытые, более искренние, легче принимающие важные жизненные решения. Их труднее обмануть. Именно поэтому многие из них хотят жить и работать в других странах. Им совсем не нравится та страна, которую оставляем им мы, бывшие советские, с гордостью писавшие слово родина с большой буквы.

Может ли школа, даже самая лучшая, создать культурного человека и трезво мыслящего гражданина? Без семьи – не может. Век тому назад известный русский криминолог Гернет записал: воспитание человека начинается за сто лет до его рождения. И дело здесь совсем не в генетике. Гораздо важнее среда, обыденное поведение предков, их отношение к труду и, наконец, отношение к власти. Но самое главное – отношение к самому себе. Иными словами, ощущение себя агрессивным и подозрительным быдлом или личностью, обладающей человеческим достоинством.

Двойная мораль воспитывает быдло. О каком человеческом достоинстве может идти речь у формирующегося человека, которому дома перед школой ежедневно внушают: «Не говори лишнего. Ничего не сообщай о наших разговорах в семье, о том, что папа слушает по ночам «Голос Америки»… Такими мы были. Но и сейчас не лучше: впитываемое от взрослых чувство ненависти ко всем без исключения представителям власти с одновременным «забыванием» того, что эта власть избрана нами же, взрослыми. В ситуации свободных, не контролируемых КПСС-КГБ выборов.

Сократ не потакал и не льстил самолюбию своих сограждан, называл вещи своими именами. За это преступление его приговорили к смерти. Прошли тысячелетия, мы не знаем имени того, кто дал Сократу в руки чашу с ядом цикуты. Но все мы помним Сократа. Всего лишь несколько десятилетий тому назад в тюрьме умер мой друг, молодой украинский журналист Валерий Марченко, и мы не знаем имени высокого идеологического чиновника, повелевшего арестовать и судить тяжело больного человека, не умевшего лгать самому себе.

У нас есть шанс. Дистанция между нами и нашей властью сократилась. О президенте Украины мы знаем намного больше, нежели знали о первом секретаре ЦК КПУ. Это – полезное знание. Сумеем ли мы воспользоваться этим?

Семен ГлузманСемен Глузман, психиатр