ГоловнаСуспільствоЖиття

Грати Гайдна перед Гітлером

Знаменитый музыкант Сергей Рахманинов, тогда – эмигрант во Франции, начиная очередной свой концерт, увидел в ложе посла большевистской России. Он немедленно потребовал, чтобы посол покинул концертный зал, в ином случае сцену покинул бы Рахманинов. Давняя история… Уже опять нет большевиков, Украина обрела независимость, а проблема по-прежнему актуальна: в стране война, каждый день гибнут люди, и мирные жители, и солдаты. Имеет ли моральное право музыкант (певец, поэт и т. д.) выступать перед врагом?

Авторитарный, диктаторский режим решает эту проблему однозначно. Там нет дискуссий. Двухцветный мир не знает полутонов. Иное дело демократическая Украина, тем более с ситуацией официально необъявленной войны. Имеем ли мы право осуждать известную украинскую певицу, принявшую участие в концертной акции на территории России? Законы Украины совершать подобное не возбраняют. Моральное осуждение? О какой моральной санкции в данном случае может идти речь, если мы никак не осуждаем уголовно наказуемые деяния высоких государственных чиновников, неприкрыто участвующих в кражах бюджетных средств!

Фото: Макс Требухов

Когда-то, в уже далекие советские времена Грузинская советская социалистическая республика была признанным чемпионом СССР по коррупции. Это знали все. Там, в Грузии, многое было «не так»… Сегодня Грузия в сравнении с Украиной является вполне благополучной страной, имеющей шансы стать цивилизованным, комфортабельным государством. Хотя и она, как и мы, пострадала от территориального аппетита бывшего «старшего брата». Теперь мы, украинцы, явные чемпионы бывшего СССР по коррупции. Наше анархо-демократическое устройство позволяет всем нам знать имена и фамилии коррупционеров, их вполне спокойно сообщают читателям и зрителям наши же журналисты.

Нравственность, справедливость, совесть теоретики права относят к так называемым патетическим категориям. Певец Иосиф Кобзон, давно и основательно подозреваемый полицейскими системами Запада в участии в противозаконных операциях, вполне может позволить себе выступать перед участниками вооруженной сепарации Крыма и Донбасса. И никто в авторитарной России не объявляет его безнравственным. Иное дело украинский исполнитель (певец, музыкант, драматический актер) в силу каких-то меркантильных или идеологических мотивов согласившийся выступить на российской сцене. Маленький грешок, совершенный публичным человеком, становится большим, так сказать, общеизвестным грехом. Такова оптика общественной жизни, фокусирующая внимание на «больших людях».

Представим себе, какое количество украинских ученых решилось участвовать в научных конференциях в воюющей с нами России именно в те дни, когда украинская эстрадная певица участвовала там же в фестивале. И еще: какое число наших народных избранников совершенно легально летало в эти дни в Москву с сугубо деловой целью, осмотреть и укрепить свой личный бизнес, работающий в России.

Право и нравственность далеко не всегда совпадают по своим полям. Закон – запрещает, нравственность – не рекомендует. Ещё в начале ХХ века поэт Александр Блок писал о необходимости «духовной диеты» художника. Но здесь возникает вопрос: является ли, к примеру, певец Кобзон художником? Да, таковым является, и количество его поклонников в нашей стране намного превышает число таковых у выдающегося скрипача Гидона Кремера, такого же уроженца советской земли, как и Иосиф Кобзон. Несопоставимы, казалось бы, для серьезной литературы фигуры Достоевского и Чернышевского. Но вот давнее замечание Набокова об очевидно слабом литераторе Чернышевском: «Никогда власти не дождались от него тех смиренно-просительных посланий, которые унтер-офицер Достоевский обращал из Семипалатинска к сильным мира сего».

Все это не досужие размышления об абстрактном. Нас окружают конкретные люди, и наше разнообразное социальное поведение не регулирует авторитарный диктатор. Иными словами, наши порожденные демократией слабости являются нашей силой. В условиях, если наш Президент не объявляет состояние войны в стране (вероятно у него есть на то серьезные аргументы), украинский певец вправе выступать перед российской аудиторией.

В 70-ые годы прошлого века, находясь в лагере для особо опасных государственных преступников, я прочитал такую мысль в дневниках Томаса Манна: дирижер, исполняющий симфонию Гайдна перед Гитлером, соучаствует в жестокостях нацистского режима. Это простое замечание поразило меня, потому что в этот же день Иван Алексеевич Свитлычный показал мне новую книжку толстого литературного журнала с очередным поэтическим шедевром Бориса Олийныка, его поэмой “Я – комуніст”. В тюрьме такие мыслительные контрасты воспринимаются остро...

Как известно, функция интеллигенции – высказывать критическую оценку событий даже тогда, когда она противоречит общественному мнению. Что ж, по-видимому, сам певец Иосиф Кобзон не относит себя к интеллигенции.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram