ГоловнаПолітика

Великий кредит - великі зобов'язання

Президент обраний. Країна формулює виклики

Фото: Александр Ратушняк

– Что-то вы не веселы.

– Чему ж радоваться? Самое сложное только начинается. В условиях более сложных, чем Порошенко, страну еще никто не принимал.

В разгар торжеств в сводном избирательном штабе Виталия Кличко и Петра Порошенко, киевский мажоритарщик-ударовец Виктор Чумак сохраняет хладнокровие.

– Главное теперь: будут ли досрочные парламентские?

Вопрос этот озвучивает не только Чумак. Он крутится на устах большинства присутствующих под сводами «Мистецького Арсенала». В головах всех трезвомыслящих украинцев – тоже.

«Я убежден, что парламентские выборы должны состояться в этом году», – скажет через короткое время на пресс-поинте уже сам Порошенко. Собственно, это был один из первых вопросов, адресованных новому Президенту. «Парламент должен нести политическую ответственность», – добавил он, припомнив голосование «диктаторских законов» 16-го января.

Вызовы

Пятым президентом Украины Петр Порошенко был избран уже в первом туре, с результатом в 56% (усредненные данные ключевых экзит-полов). Результат, без преувеличения, уникальный. Сопоставимый лишь с 61% Леонида Кравчука в 1991-м (также в первом туре, - С.К.).

Вывод отсюда прост: украинское общество выдало Петру Порошенко огромный кредит доверия. Который он просто обязан оправдать. Иного, израненная Майданом и внешними угрозами, страна не примет и не простит.

Фото: Александр Ратушняк

«Ста дней» на «раскачку» у Петра Алексеевича не будет.

Спрашивать с него начнут уже завтра.

Чем больше кредит – тем больше обязательства.

Какие первостепенные вызовы стоят сейчас перед Петром Порошенко?

Попробуем разобраться предметно:

– прекращение войны

Уже три месяца Украина де-факто находится в состоянии войны с Российской Федерацией. Официально ее никто не объявлял, однако происходившее и происходящее на юго-востоке страны не оставляет сомнений: это – война. И другого названия нет.

С избранием на пост главы государства Петра Порошенко, в Украине наконец появился человек, на которого ложится вся ответственность за день сегодняшний. В том числе – за целостность страны.

По большему счету, многие из тех, кто голосовал за Порошенко, видели в его лице не столько даже Президента, сколько – министра обороны. Во всяком случае, сейчас. Сумеет ли он договориться с Путиным, найдет ли альтернативные варианты усмирения зарвавшегося кремлевского диктатора - покажет день завтрашний.

– урегулирование экономического кризиса

На фоне боевых действий, когда почти ежечасно с востока поступает «груз двести», даже экономика отходит на второй план. Однако, она не менее важна. Даже наоборот. Стабилизация курса гривны, возрождение экономического – в полном смысле слова – потенциала страны, свободы для малого и среднего бизнеса, гарантии – для крупного, возрождение банковской системы… Всем этим крепкому и разумному экономисту Порошенко предстоит заняться уже в первые недели правления.

– выстраивание отношений с Коломойским

Да-да, не удивляйтесь. Вызов покрепче вышеперечисленных. Уж слишком непрост оппонент. «Тот, кто контролирует Днепропетровск – контролирует весь Восток», - сказал Игорь Валериевич в недавнем своем интервью LB.ua (единственном действительно масштабном для украинских СМИ, – С.К). На самом деле он контролирует уже не только Днепропетровск, но также Одессу (через близкого своего соратника Игоря Палицу, губернаторствующего ныне в регионе, - С.К.). Кроме того – имеет определенное влияние на Харьков (оставшийся «сиротой» после покушения на Кернеса, - С.К.) и Запорожье.

Фото: Макс Левин

Даже с оглядкой на нынешнее его политическое амплуа, Игорь Валериевич остается тем, кем был: олигархом и бизнесменом, имеющим конкретные интересы. Именно: получать определенные государственные преференции, а налоги платить по минимуму.

Значит: конфликт между ним и новым Президентом запрограммирован. Развитие диалога меж двумя тяжеловесами – мыльная опера, перипетии которой украинцам предстоит наблюдать в ближайшие недели. Главные сюжетные интриги ожидайте в эфире телеканала «1+1».

Кстати. О прямом эфире. В широком смысле.

Точнее – о свободе слова.

– Согласно Конституции, вы – гарант свободы слова в Украине. Можете ли вы сейчас точно сказать, что в ближайшие пять лет мы, украинские журналисты, забудем о том, что такое уголовное преследование независимых СМИ; что такое прессинг свободных журналистов; что мы спокойно будем работать в условиях цивилизованного конкурентного рынка?, - спросил LB.ua у Петра Порошенко, едва удалось захватить микрофон на итоговой его с Виталием Кличко пресс-конференции.

Фото: Александр Ратушняк

Кличко при этом откровенно скучал, поминутно проверяя содержание собственного мобильного – новоизбранный мэр Киева на празднике жизни в "Мыстецьком Арсенале" чувствовал себя не то, что лишним, но как бы очень не при делах.

– Нет, – резко отрезал Порошенко.

За мгновение перед глазами пронеслись кадры инаугурации Виктора Януковича, затем – циничная рожа следователя ГПУ, сообщавшая в 2012-м: вам (LB.ua в смысле, - С.К.) – от восьми до двенадцати; все аспекты нашего уголовного дела; наезд на TBi; разгром редакции «Цензора» и т.д. Список, увы, можно продолжать.

– Я пошутил, – успокоил Петр Алексеевич.

Хорошенькие шуточки. Выдохнула.

– Я это сделал (гарантировал поддержку независимым СМИ, - С.К.), еще когда презентовал свою избирательную программу. Там четко записано наличие общественного телевидения и ключевые требования по свободе слова, – сказал, припомнив, как еще в 2003-м, он, собственник «5 канала», заключил с журналистским коллективом соглашение, закреплявшее его невмешательство в редакционную политику.

- выработка действенной антикорупционной программы

«Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?» – писал великий Конфуций. Проще говоря: для того, чтобы менять систему, правитель должен измениться сам.

В феврале 2010-го, формулируя первостепенные требования к новому президенту, Юлия Мостовая акцентировала: «установление нравственных стандартов работы команды». Акцентируя, добавляла: «Новой власти, безусловно, нужно дать шанс. Но что-то мне подсказывает, что Конфуций — лох…».

Будем надеяться, к нынешней «новой власти» формула неприменима. Даже с оглядкой на то, что у верховного представителя этой власти есть грустный опыт 2005-го года.

Перезагрузка Рады

И еще один важный вызов, упоминавшийся, собственно, в начале текста – досрочные парламентские выборы.

На этом пункте остановимся отдельно.

Фото: Макс Левин

«Перезагрузка» нынешней Рады была одним из главных требований Майдана.

Также она стала краеугольным камнем договоренностей в союзе Порошенко-Кличко. Кроме того, данную позицию отстаивают Юлия Тимошенко и, прости Господи, Дмитрий Ярош.

Казалось бы: при таком раскладе парламентским выборам точно быть.

Но не все так просто.

Проанализируем детали.

Основания для роспуска парламента четко выписаны в Конституции. Самый реалистичный из них – недееспособность нынешней Рады на протяжении тридцати дней. Недееспособность подразумевает, что депутаты, может, и собираются, однако сессия не открывается.

Зададим простой вопрос: возможна ли подобная халатность – со стороны депутатского корпуса – в нынешней ситуации? Ответ однозначен и он отрицательный.

Запасной вариант – распад коалиции. Вариант, впрочем, весьма неоднозначен. Ибо, по-хорошему, коалиция формируется для комплектации правительства. А если правительство «упаковано», программа его деятельности – дающая КМУ неприкосновенность на год – утверждена, а коалиция вдруг распалась, то это ее, коалиции, гормональные проблемы.

Да, и была ли коалиция? Формально, ее образовали – провозгласили программу оной и сдали подписи депутатов-участников в аппарат ВР.

Фото: Макс Левин

– Хотя, в регламентного комитете подписей этих никто не видел. Не говорю, что их нет, но именно: мы их не видели, – прокомментировал первый замглавы Регламентного комитета ВР Валерий Карпунцов.

Вопрос, конечно, скользкий. Если коса найдет на камень – требующий вмешательства Конституционного суда. Что переносит его разрешение на некоторый период.

Таким образом, сумма вышеизложенных факторов указывает: «перезапуск» Рады – дело политическое, никак не юридическое.

Очевидно: добиться «перепрошивки» «под себя» седьмой Рады новому президенту гораздо проще, чем избирать восьмую.

Благо, механизмы существуют.

Один из них – запрос в КСУ относительно того, сколько же должен проработать нынешний парламент. По собственной информации LB.ua, 150 нардепов уже сегодня под таким запросом подписаться готовы. Готовы с тем, чтобы в скорости получить ответ: срок их полномочий истекает в 2017-м. Точка.

Решится ли на подобную авантюру – с правовой точки зрения, вполне допустимую – новый президент?

Это и станет его первым, но, пожалуй, самым главным экзаменом пред лицом Майдана.

Тимошенко

Тем временем, в штабе Тимошенко царило необычайное оживление.

Веселые, раскрасневшиеся, ближайшие соратники ЮВТ, потягивали шампанское.

Фото: EPA/UPG

– Это Юля нас всех так позитивом зарядила. Сначала, мы, конечно, расстроились, а она выходит: «Что за грусть? В стране состоялись свободные демократические выборы! Будем праздновать!», – поделилась с LB.ua Ольга Трегубова.

– И правительство сделало все, чтобы выборы были действительно честными и демократическими. Впервые: без фальсификаций. Честно: я этим горжусь, – дополнил (заочно уже, - С.К.) Арсений Яценюк.

От расспросов о том, останется ли премьером при Порошенко, уходил.

Но не потому, что опасался сформулировать тот или иной ответ; не потому, что мечтает удержаться за кресло, нет.

– Искренне: я сейчас об этом даже не думаю.

И сомнений в его правдивости не возникало совершенно.

Вспоминался 2010-й. Зал в «Хайятте»: посмурневшая и как-то разом осунувшаяся Тимошенко; перекошенное черной злостью лицо Андрея Портнова (он тогда еще был с ней, - С.К.); однозначное от Писаренко: «Никаких комментариев, Соня. Не до этого. Будут суды».

В 2014-м все складывалось качественно иначе. Едва узнав результаты экзит-полла, Юлия Владимировна поздравила страну с демократическим выбором, пожелала Петру Алексеевичу «всіляких гараздів», о судах даже не заговаривала.

На контрасте с 2010-м, со всем ужасом и мраком последних четырех лет, это вселяло надежду: у страны есть шанс. Шанс на жизнь. Жизнь, в которой будет, в том числе, адекватная оппозиция. Причем не только из числа «сердечных».

Результаты Олега Ляшко впечатлили. Многие над ним прежде посмеивались. Над его вилами, коровой под парламентом, поеданием земли за трибуной Рады... Но оказалось, что это востребовано. И тянет на целых восемь процентов. Что не оставляет сомнений: в новую Раду Ляшко заведет свою фракцию. Значит, с ним придется считаться. Точно как с Анатолием Гриценко и другими «сюрпризами» нынешней гонки.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram