ГоловнаПолітика

ПеРезавантаження

После бегства Виктора Януковича его родная партия столкнулась с необходимостью «начинать жизнь с ноля». Очиститься от прошлого (насколько это возможно), избрать новое руководство, определиться с фаворитом президентской кампании. Пожалуй, если бы не выборы, все эти процессы в ПР происходили бы менее интенсивно и менее драматично.

В итоге раскола на съезде в субботу не произошло, но «потрясло» регионалов основательно.

Фото: Макс Левин

«Свои»-«чужие» кандидаты

По состоянию на вечер пятницы бело-голубые так и не пришли к единому знаменателю относительно того, кто у них единый кандидат, что делать с остальными «самовыдвиженцами» и исключать ли из партии Януковича энд Ко. Многочисленные совещания, собрания областного партактива, переговоры в узком кругу результатов не дали.

Поскольку утро вечера мудренее, определяться решили уже в субботу, прямо на съезде.

Точнее – на закрытой его части, куда журналистам доступ был закрыт.

Впрочем, зная некоторые особенности внутренних помещений МВЦ, что на Броварском проспекте столицы (где ПР традиционно проводит свои форумы, - С.К.), представители СМИ вполне могли фиксировать все происходившее на съезде. Было бы желание и элементарная сноровка. Lb.ua такой возможности, разумеется, не упустил.

Фото: Макс Левин

Итак, к участию на втором этапе четырнадцатого съезда ПР зарегистрировалось 352 делегата. В 2012-м, когда делегатов, собственно, избирали, их было 656. Таким образом, кворум набирался, но «запас» был невелик. Впрочем, ближе к обеду ситуация выровнялась – подтянулась публика из областей, и мандаты выдали уже 406 гражданам.

Логично, что наиболее многочисленные представительства имели Харьковская, Донецкая и Днепропетровская области. Критично настроенные коллеги из центральных и западных областей тихонько ворчали что-то про узурпацию ими власти и непрезентабельность в своих вотчинах кандидата по фамилии Добкин. Мол, как ты – после истории с футболкой «Беркут» - в Ивано-Франковск его агитировать отправишь? А во Львов? То-то.

В ропот ворчание, правда, не перерастало - даже самые ярые оппоненты харьковского экс-губернатора признавали: Тигипко, конечно, посимпатичнее, и рейтинг у него повыше, но вот относительно сугубо партийных выгод от его выдвижения – большой вопрос. Уж слишком длинные уши Левочкина-Фирташа из-за спины торчат. Ну, а де-факто сдать партию Левочкину-Фирташу – наиболее абсурдное действие, которое регионалы в принципе могут предпринять. Даже в столь непростой для себя ситуации, как нынешняя.

«Петя, прости!»

Около одиннадцати – началось.

Началось с нейтрально-невнятных спичей Рыбака и Ефремова.

Фото: Макс Левин

Оба они заседали в этот день в президиуме, на сцене. Иже с ними – Борис Колесников.

И если от отца-основателя, «хранителя ключей» от ПР Владимира Рыбака, во многом благодаря которому, собственно, партия удерживает внутренний стержень, ждать особых откровений, тем более – покаяний, не приходилось, то вот от Александра Ефремова – в самый раз. Его знаменитое «мне не стыдно!», публично брошенное Lb.ua 18-го февраля, когда в Киеве массово убивали людей, будет неотступно следовать за Александром Сергеевичем до конца его дней.

Выступая, Ефремов говорил что-то об ответственности ПР за происходившее, об извинениях перед людьми, но очень уж невнятно.

Сосредоточился на другом:

- У нас была партия лидерского типа, когда один человек принимал решения, а все это воспринимали как должное. Такая практика должна уйти в прошлое! - заявил Ефремов, который позицию Януковича поддерживал, снабжал аргументами и оправдывал с первого дня до последнего. Ни одного критичного слова за все эти четыре года от него не прозвучало. Ни одного. Даже когда родная фракция металась, ревела и требовала хотя бы частичной справедливости, Александр Сергеевич неизменно принимал сторону гаранта.

Даже если это требовало союза с ненавистными «арбузовскими».

Даже в тот день, когда вместе с демократами немногочисленные регионалы пришли в ВР, силясь прекратить кровопролитие, Ефремов нападал на непокорных: «Ваше собрание нелегитимно! Это все нелегитимно».

Вот уж, точно, адвокат дьявола.

В ангельских одеждах он куда менее убедителен.

В отличие от выступавшего вскоре Дмитрия Шенцева.

- Да, мы осуждаем наших руководителей, но мы должны честно спросить себя: а что мы сделали, чтобы этого не случилось? Как в нашей партии мог появиться вождизм? Как могло получиться так, что саму партию отодвинули от принятия решений? Давайте честно: мы недостаточно сопротивлялись тому, что из правительства убирали наших с вами соратников, а на их место во власть заходили люди, не имеющие к ПР никакого отношения.

Намек на Арбузова и его команду читался без труда. Зал взорвался аплодисментами.

- Конкретно эти горе-менеджеры довели экономику до нынешнего плачевного состояния. А ответственность приписывают нам! Я тоже с ужасом смотрю сюжеты про золотой батон, но к этому-то мы какое отношение имеем? Никакого! - припечатал Шенцев, призвав «не просто исключить, но выжечь приспособленцев каленым железом».

Несмотря на статус замглавы партии и солидный депутатский опыт, Шенцев публичностью не блещет. В парламенте, других «горячих точках», где нужны «бойцы ПР», он частенько участвует в потасовках и силовых противостояниях. За что и любим фотографами и операторами. Говорит-комментирует редко, но уж если выходит на трибуну, получается это у него – вероятно, именно виду дефицита опыта публичности – искренне и по-своему убедительно.

- Как случилось, что в 2012-м мы тут на съезде утвердили одни списки (кандидатов в депутаты, - С.К.), а в ЦИК пошли другие? Тот, кто на съезде в списке был записан 79-м, в ЦИКе стал 138. Петя, прости! Прости нас! – обратился Шенцев к присутствовавшему тут же Петру Цюрко.

Зал вновь поддержал аплодисментами.

В действительности, Шенцев несколько напутал, с 79-го места в предвыборном перечне Цюрко сместился на 108, но сути это не меняет – в парламент он все равно не попал. Хотя «корректировать» списки после того, как их утвердил съезд, по закону не имеет права никто. Даже целый Виктор Федорович Янукович.

Шуфрич: «Азарова просто слили!»

Спикерскую эстафету Шенцева перенял Шуфрич:

- Мне очень тяжело вспоминать события последних четырех лет... Партия была отстранена (от принятия решений, - С.К.), забыта… И неправда, что мы об этом не говорили! Когда резко поменялся (внешнеполитический, - С.К.) курс, задавались вопросы, в том числе и Виктору Януковичу на заседании фракции: "Как же так, мы десять лет шли по этому пути, что теперь, все перечеркнуть?" В ответ я услышал: "Конечно".

Зал вслушивался внимательно.

- Уже потом, в Администрации президента, я не выдержал и, глядя в глаза Сергею Арбузову, в присутствии Виктора Януковича, сказал: "арбузовщина нас погубит". Что я услышал? "Нестор, достаточно!", - сказал Янукович.

- Так что не утверждайте, будто все молчали. Это не так, - вел далее. - Вот, особенно Владимир Васильевич Рыбак и Александр Сергеевич Ефремов. Спасибо вам!

Публика сдержанно похлопала.

- Но есть еще один человек, - голос Шуфрича нарастал, - Это наш премьер-министр Николай Янович Азаров!

В гробовой тишине раздались вялые хлопки двух-трех человек.

- Будем говорить откровенно: этого человека слили! А ведь он первым начал сопротивляться «арбузовщине», - не сдавался Нестор Иванович.

- В 2005-м году, когда большинство из нас подвергались давлению, преследованиям, Азаров ходил на Майдан в оранжевом шарфике и людей с Новым годом поздравлял. Или мы не помним? Мое мнение: он не заслуживает твоих добрых слов и забот, Нестор. Извини, - не удержался Борис Колесников.

Колесникова поддержал Добкин.

- Я расскажу вам, как – задолго до выборов – предложил Николаю Яновичу ряд мер, необходимых к внедрению у нас в регионе. Они были не очень популярны, но полностью экономически обоснованы и – что важно – крайне необходимы. Знаете, что я услышал в ответ? Поток нецензурной брани. Выругавшись, он спросил: а как это отразится на нашем рейтинге? Кроме рейтинга его ничего больше не интересовало.

Бывший харьковский губернатор вошел в раж.

- Сегодня Партию регионов хотят расколоть. В СМИ не просто так говорят о существовании «плана Левочкина», «плана Фирташа». Зачем мы поддаемся на эти провокации? Мы должны делать выводы, а не имитировать их. И выйти из этого зала сплочёнными, как никогда. Поэтому, Нестор, давай сейчас без эмоций, - обратился к Шуфричу, - проголосуем спокойно исключение из партии Януковича, Азарова, Арбузова и ему подобных.

- Я категорически против исключения Азарова, - взвился Шуфрич.

Наметилась перепалка. «Разрулил», как обычно, Рыбак, предложивший Януковича, Арбузова, Клименко, Ставицкого, также – Шишацкого и Коновалюка (в удовлетворение ранее поданных ими заявлений, - С.К.) голосовать «списком». Азарова – отдельно.

Так и поступили. В итоге все вышеперечисленные, корочки ПР утратили.

Фото: Макс Левин

Запасной кандидат

Далее – еще одно важное волеизъявление. Согласно изменениям Устава (также проголосованы в субботу, - С.К.), ПР сменила форму управления.

Отныне – никакого вождя-Лидера-полубога-Царя и т.д. Но – президиум политсовета. Всего – 11 человек, восемь из которых назвали на съезде. Именно: Александр Вилкул, Михаил Добкин, Александр Ефремов, Борис Колесников, Александр Ледида, Дмитрий Шенцев, Вадим Новинский, Владимир Рыбак.

Одно место зарезервировали для «молодежки» ПР (руководит Андрей Пинчук, - С.К.) и еще два – для руководителей тех облорганизаций, которые дадут – по итогам нынешних президентских – наибольшее количество голосов для бело-голубого кандидата.

- Вероятнее всего, ими станут Одесская и Запорожская, но внутреннюю конкуренцию, соревновательность это усилит, - комментировали в кулуарах довольные нардепы.

Как только изменения Устава зарегистрирует Минюст, новые правила начнут действовать, а все старые руководители бело-голубых «автоматом» останутся без должностей.

На фоне сих грандиозных перемен почти незамеченным осталось избрание секретарем президиума Бориса Колесникова. Но де-факто руководить партией будет именно он. Во всяком случае, «в переходный период».

Фото: Макс Левин

Колесников равно Ахметов. И да, это именно Ахметов с Колесниковым продвигали кандидатство Добкина. Но только в последние три дня. Поскольку ранее тот же Колесников немалые усилия прикладывал для подготовки кампании Тигипко. Так, накануне демарша Сергея Леонидовича они четыре часа кряду обсуждали детали предстоящей гонки. Сам демарш стал для лидеров регионалов неприятным сюрпризом.

Логично, после такого поддерживать Тигипко в качестве единого кандидата ПР не стала. Это значило бы не просто стерпеть плевок в лицо, но еще и с наслаждением его растереть.

И все эти аргументы – «ах, у Тигипко выше рейтинг», «ой, у Тигипко ровная поддержка по всей стране, а не только на юго-востоке», «ах, он такой симпатичненький, хорошо говорит и «пятая графа» не мешает» - в свете изложенного совершенно несостоятельны.

Да, к Добкину – миллион вопросов. Да, его электоральный потолок не столь высок. Да, на западе и в центре страны он не очень-то поагитирует (дальше Киева он - из-за подписки о невыезде - агитировать вовсе не сможет. Да и то лишь в первой половине дня, - С.К.). Да, 25-го мая в штабе ПР вряд ли будут пить «вдову Клико».

Но, в сложившейся ситуации, поступить иначе партия попросту не могла. Ситуация эта – прямое следствие многолетней кадровой политики ПР. Провайдером которой выступал, конечно, Янукович, но и нерядовые «регионалы» в стороне тоже не стояли. Так что теперь они должны пройти весь путь до конца. И сделать выводы.

Это, пожалуй, даже к лучшему – больше будет стимулов всем вместе вкалывать на оптимизацию результата Добкина.

К слову, вовсе не факт, что Тигипко его «побьет». Ведь все это время Сергея Леонидовича «меряли» в контексте партийной привязки. С ее, привязки, исчезновением, ситуация может качественно измениться.

В любом случае, приоритетная задача «регионалов» сегодня не кандидата своего президентом сделать, но партию удержать, раз и навсегда навести в ней порядок. Ибо публичность и электоральная база – то единственное, что поможет им защитить собственные капиталы, свободу, а также обеспечить самовоспроивзодство во власти.

Могут ли ее удержать, сценментировать рядовые активисты? Давайте по правде: нет, не могут. Сие под силу лишь Ахметову и Ко. Нравится это кому или нет.

Так что все сходится. Сам он на историческом съезде ПР, кстати, отсутствовал.

Тигипко - ПР: «Решайте, как хотите, а на выборы я все равно пойду»

Покончив с организационными вопросами и прениями, в зал пригласили прессу. Началась открытая часть съезда. Предстояло основное – определиться с кандидатом.

Всего их в ПР набралось четверо. Кроме Добкина с Тигипко, еще Царев с Бойко. Последнему кандидатство понадобилось исключительно как «прикрытие» от уголовного преследования.

На самом деле, неприкосновенность для кандидатов на пост номер украинское законодательство аннулировало еще в 1996-м году, но – «понятийно» - органам их трогать все же не следует. Так ли это – проверим на Юрии Бойко, который, если его соратник Евгений Бакулин (экс-глава «Нафтогаза») даст показания, скоро ознакомится с расположением камер в Лукьяновском СИЗО.

Олег Царев на съезд не явился вовсе.

Таким образом, троим «кандидатам в кандидаты» Владимир Рыбак отвел по несколько минут для выступления-презентации, далее – анонсировал открытое рейтинговое голосование.

Спич Бойко был настолько же пустым, насколько невыразительным.

Тигипко – ровно наоборот.

- Сегодня я хочу говорить не о выборах, но о партии. Я не согласен с происходящим. Политсовет избран неправильно – там не депутаты должны быть, а рядовые партийцы…Поверьте, я не хотел захватить партию, я лишь просил у вас мандат на ее изменение!.. Я – замглавы партии, но накануне съезда я не знал, ни какие решения к принятию готовятся, ни какие документы. Что это вообще такое? Кто готовил съезд?! Вот, вас, Владимир Васильевич, кто уполномочивал?

Фото: Макс Левин

Президиум заметно возмутился: Ефремов весь побагровел (с ним обычно так бывает, когда врет, но когда злится – тоже, - С.К.), Рыбак – поправил сползшие на самый кончик носа очки.

- Вам всем сегодня решать, кто пойдет в президенты, - будто ничего не замечая, Тигипко обращался к залу. - Так вот, вы решайте, как считаете нужным, но я сразу заявляю, что кандидатуру свою все равно не сниму и на выборы пойду.

Странная такая позиция, как для человека, действующего под лозунгом «ничего себе, все – партии». Ну, да ладно.

- Владимира Васильевича назначил съезд. Вы следили бы за тем, что говорите, - раздраженно бросил вдогонку Тигипко Александр Ефремов.

- Учите матчасть, Сергей Леонидович, - совершенно спокойно парировал Рыбак. - Я к вам с уважением отношусь, слова про вас никогда плохого не сказал и не скажу.

Зал был наэлектризован до предела.

- Раскольник! – крикнул в лицо Сергею Тигипко Евгений Геллер, когда тот проходил мимо.

На трибуне, тем временем, появился Добкин.

Фото: Макс Левин

Тревога росла. Окончательной уверенности в том, что Тигипко сейчас не «колонет» партию, не было. Колесников сидел, сцепив руки на груди крепким замком.

Смягчить ситуацию попробовал Александр Вилкул, призвавший потенциальных кандидатов сняться в пользу того, кого поддержит съезд.

- Не через неделю, не через месяц. Сейчас – убеждал бывший вице-премьер.

Камера в эту минуту сфокусировалась на Сергее Леонидовиче. Мимика его была весьма красноречива. Цензурный «ответ Вилкулу» - читался по губам.

Наконец – голосование.

Юрия Бойко поддержали целых 15 человек.

Следующего по алфавиту, Добкина – 315.

- Согласно уставу Партии регионов, объявляется о выдвижении кандидатом... - обрадовано затараторил Рыбак.

- Тигипко ставим! Тигипко! – гневно ответствовали делегаты.

Лучше б они молчали. Тигипко собрал всего 35 «за».

Облегченно выдохнув, Рыбак пригласил Добкина произнести программную речь.

Тигипко – надо отдать должное выдержке – оставался сидеть на месте и вид у него был совершенно невозмутимый.

***

Съезд кончился, но противостояние только началось. Теперь «регионалы» будут бороться «в полях». Каждый – сам за себя. И вряд ли победит дружба.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram