ГоловнаПолітика

Андрей Сенченко: Наша задача - чтобы Юлия Тимошенко принимала непосредственное участие в выборах

«Батькивщина» и «Фронт змин» (БФЗ) договорились об объединении и формировании общего списка на парламентских выборах, а также согласовании своих кандидатов в мажоритарных округах. Единый список составят партии «Батькивщина», «Фронт змин», «Народный рух Украины», «Народная Самооборона», «За Украину!» и «Реформы и порядок». Под номером один в объединенном списке будет заявлена Юлия Тимошенко, отбывающая срок в Качановской колонии, вторым – Арсений Яценюк. Институт Горшенина спросил у народного депутата, замглавы фракции БЮТ в Верховной Раде Андрея Сенченко, как объединенная оппозиция будет взаимодействовать с неприсоединившимися оппонентами действующей власти и почему БФЗ решили поддержать на выборах мэра Киева Виталия Кличко.

Фото: Макс Левин

Действительно ли на первой позиции в списке объединенной оппозиции будет фигурировать Юлия Тимошенко? Не противоречит ли это действующему законодательству?

Мы с вами понимаем, что действующему законодательству, в первую очередь, противоречат политические преследования. Действующему законодательству противоречит то, что по надуманным, высосанным из пальца основаниям Тимошенко находится за решеткой.

И поэтому мы сделаем все, чтобы противостоять этим противоречащим законодательству и здравому смыслу и вообще какой-то человеческой логике действиям власти. Наша задача заключается в том, чтобы Юлия Тимошенко вышла из «застенков» и принимала непосредственное участие в выборах в парламент.

Будет ли объединенная оппозиция договариваться о сотрудничестве с политсилами, не вошедшими в нынешний список? Например, с ВО «Свобода»?

Осознавая, что мы очень разные, мы говорим всем политическим партиям – не псевдооппозиционным, а реально оппозиционным этому режиму, – что нам необходимо объединиться вокруг двух позиций.

Первая – тактическая: убрать эту банду из власти. Вторая задача – стратегическая, она важнее, но без первой нереализуема: вернуть страну на демократический путь развития. Да, у нас разные взгляды на экономическую политику, на социальную политику, на какие-то другие вопросы. Но в демократической стране политики способны решать эти задачи демократическим путем. Вот это – та формула объединения, которую мы предлагаем и объясняем всем потенциальным членам объединенной оппозиции. Двери никто не захлопывал, вы знаете, что сегодня уже объединилось достаточно большое количество политических сил, и мы, я считаю, дружно работаем.

Фото: Макс Левин

Политики сумели отставить амбиции и объединить усилия во имя возвращения страны на демократический путь развития. А дальше те политические силы, за которыми есть реальные люди, а не только вывеска и диван, безусловно, имеют возможность прийти и обсудить с нами возможные совместные действия в рамках единой оппозиции.

Будет ли объединенная оппозиция пытаться согласовать кандидатов на мажоритарные округа с другими оппозиционными силами? В частности, ни для кого не секрет, что на Западной Украине сильны позиции ВО «Свобода».

Есть разные степени интеграции. Две самых больших политических силы объединились, и мы объединили свои усилия и по мажоритарным округам, и по пропорциональной части. Партия «Реформы и порядок» традиционно с нами, и так далее – вы знаете весь список. Возможна меньшая степень интеграции – та, которая пока достигнута со «Свободой». О том, что координация на мажоритарных округах – а дальше «Свобода» может пойти самостоятельно пропорционально.

Это пока – дискуссионный вопрос. Оппозиционный кулак, который должен бороться с нынешним режимом, уже сформирован. Но мы не создаем никаких закрытых клубов, потому что нам важно, чтобы большинство населения нашей страны, которое сегодня находится в оппозиции к действующей власти, поверило объединенной оппозиции как силе, которая в состоянии сменить власть и вернуть страну на нормальный путь развития.

Почему приняли решение поддержать на выборах мэра Киева Виталия Кличко? Учитывая то, что его партия сегодня не с вами, да и сам он не выказывал особого желания сотрудничать?

Фото: Макс Левин

Виталия немножко запутывают, но у него есть еще время разобраться. Потому что мы считаем, что он достойный человек, он имеет достаточно неплохие шансы быть избранным мэром Киева. Он явно думает иначе, чем нынешняя власть, но ему, на мой взгляд, немного не хватает политического опыта, поэтому он пока не может найти, так сказать, твердую точку опоры. Но – еще раз говорю – у него есть время. Мы делаем все для того, чтобы он вошел в единую оппозиционную команду и, безусловно, его вклад для нас важен.

И поверьте, наше плечо для него не менее важно – даже для чемпиона мира по боксу.

Сколько конкретно голосов объединенная оппозиция надеется получить в округах и по списку?

Мы надеемся и имеем все шансы для того, чтобы взять большинство в парламенте. Насколько убедительное большинство, безусловно, будет зависеть от избирателей. Потому что, знаете, я постоянно с людьми встречаюсь – и в Крыму, где я живу, и в Киеве, очень многие подходят и в Харькове, подходят после эфиров, на которых мне часто приходится бывать, и говорят обо всех тяготах сегодняшней жизни. А у меня ответ один: вся власть-то у нас – у 45 миллионов граждан. Если мы ею грамотно осенью воспользуемся, то можем кардинально изменить ситуацию в стране. Не воспользуемся – пенять надо будет только на самих себя. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, мы, безусловно, рассчитываем, и, на мой взгляд, обоснованно, на большинство в парламенте, но при осознанной поддержке граждан можем рассчитывать на убедительное большинство в парламенте.

Как будете формировать списки? Какие пропорции будут для каждой политсилы в списке, какие – в округах? Каким образом определяются соответствующие критерии?

Есть определенные механизмы.

Они связаны с тем, преодолевают ли политические партии процентные барьеры или нет. Если преодолевают – так как с «Фронтом змин» – то у нас обусловлены определенные пропорции. Они еще окончательно не утверждены, но кардинальных разногласий на эту тему нет.

Если партии не преодолевают эти процентные барьеры, тогда мы говорим о том, что возможны разные варианты – включение представителей этих политических сил в единый список, но тогда тут уже не совсем квотный принцип. Возможно иначе – иные кандидаты от этих политических сил идут по «мажоритарке», и в этом случае эта политическая сила не должна параллельно объединенному списку оппозиции идти на пропорциональные выборы, потому что тогда она будет играть на руку действующей власти и просто дезориентировать избирателя.

Юлия Тимошенко заявила, что требует публикации списков заранее – до утверждения съездом. Считаете ли Вы это правильным? Если да – как ускорить формирование списков? И какие последствия может иметь подобная открытость?

На мой взгляд, только положительные последствия такая открытость может иметь. Потому что власть и так имеет примерное представление о составе нашего актива и актива объединенной оппозиции. И сегодня репрессии раскручиваются в отношении достаточно широкой команды – я бы даже сказал – «с запасом». Поэтому опасения, что люди попадут преждевременно под «каток» власти, нет – потому что этот «каток» и так едет.

Нельзя сказать, что мы к этому привыкли, потому что к этому сложно привыкнуть, но мы этого не боимся.

А если говорить о публичности, то, безусловно, мы считаем, что это хорошо. Потому что это позволит избежать каких-то сомнительных людей, ошибки у всех могут быть, кто-то кому-то друг, а на самом деле вот это «общественное сито» позволит протестировать весь этот список. Но с точки зрения сроков опубликования – власть своими действиями очень сильно осложняет. Потому что одно дело, когда можно было параллельно баллотироваться, и конфигурация списка – или проекта списка – была одна. Но есть решение Конституционного суда. Потому сейчас идет формирование списка с учетом измененных норм закона, с учетом решения Конституционного суда. Дальше: вот вы сами вспомнили Кличко – мы работаем с ним, с его политической силой, и понимаем, что для страны стратегически важно, чтобы Кличко тоже влился в объединенную оппозицию. И вот возникает вопрос – сейчас публиковать, поставив точку в этом вопросе? Это сложно. Поэтому до какого-то периода времени мы еще технологически вынуждены это (публикацию списков, - LB.ua) оттягивать. Это связано только с переговорным процессом и вхождением дополнительных сил в объединенную оппозицию. Тут нет никакой попытки что-то утаить от общественности.

Наталя КлаунінгНаталя Клаунінг, Директор з комунікацій Інституту Горшеніна
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram