ГоловнаЕкономікаБізнес

За багатих заплатять бідні: Мінфін вирішив допомогти тютюновим концернам

Украинские власти готовят для украинских курильщиков очередной «сюрприз». В придачу к ежегодному повышению акцизных сборов с сигарет, чиновники Минфина решили добавить еще и дополнительный фискальный механизм, который фактически установит минимальные цены на сигареты и заставит производителей дешевых сигарет повысить стоимость своей продукции до 26-27 грн за пачку.

Соответствующий законопроект уже разработан, и отдельные чиновники Минфина активно работают над его продвижением. Происходящее не удалось сохранить в тайне и сейчас эксперты, общественность и СМИ бурно обсуждают, к чему могут привести такие действия чиновников, и есть ли альтернатива предложенному подходу.

Фото: sostav.ua
«Сейчас очень активно продвигают законопроект относительно ценовой политики на табачном рынке. Речь идет о том, чтобы де-факто, а не де-юре, установить минимальную цену на табачные изделия», - сообщил в эфире телеканала ZIK политолог Петр Олещук.

По информации «112 Украина», инициатива Минфина, если ее реализовать, приведет к фактическому установлению в Украине "минимальной" рыночной цены на сигареты на уровне 26,8 грн.

«Что интересно, эта инициатива "бьет" только по дешевым сигаретам, которые сегодня стоят от 18 до 22 гривен и никак не затрагивает ни средний, ни элитный сегменты табачной продукции. То есть тот, кто может позволить себе курить «Мальборо», вообще никак не ощутит изменение в налогообложении сигарет. А вот люди с маленьким доходом как раз ощутят. Ведь их бюджетные сигареты подскочат в цене минимум на 5 грн», – говорится в статье «Табачный сговор: Минфин готовит новый удар по кошелькам украинцев».

Как сообщает «Главком», введение фискального механизма предложили три крупных международных концерна: «Бритиш Американ Тобакко», «Филип Моррис Украина» и «Джей Ти Интернешнл Украина». Теперь эту идею настойчиво пытаются пролоббировать отдельные чиновники Минфина.

Чиновники утверждают, что «фискальный механизм» якобы является результатом обсуждений в рамках рабочей группы относительно налогообложения табачных изделий, в которую были приглашены все заинтересованные стороны. Однако, как отмечают, отдельные участники рынка, ни о каком компромиссе речь не шла, а сама рабочая группа была создана для прикрытия попыток пролоббировать интересы крупных международных табачников.

«Это была халтура. Все было разыграно как по нотам. Для участия в рабочей группе пригласили некоторые заангажированные конкурентами организации, например, Ассоциацию розничной торговли, которые сразу, с порога, занимали позицию конкурентов. Рабочая группа последние два заседания, где решения, так сказать, вызревали, проводила без протокола, голосовали без протокола. Мы потребовали у Минфина предоставить нам протокол этого голосования (на котором было поддержано предложение о фискальном механизме, - Ред.) нам его не дали до сих пор. При этом законопроект ушел в Государственную фискальную службу на оценку», – рассказал в интервью ZIK директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Центральной Европе, Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль.

Фото: Retailers.ua

По его словам, само голосование на рабочей группе в поддержку фискального механизма проходило с нарушением всех процедур.

«Как можно одним голосованием, когда сидит 7 человек, решать судьбу иностранного инвестора, который в 2017 году вошел в десятку крупнейших налогоплательщиков страны? Это была такая показуха, я был шокирован поведением чиновника Минфина, который руководил рабочей группой, поскольку так дела не ведутся. Пришли наши конкуренты, занимающие три четверти рынка, и дружно поднимают руки за то, чтобы, фактически, зафиксировать на этом рынке выгодные для них цены. А представитель государства этому потакает. Классический случай нарушения антимонопольного законодательства при содействии органа госвласти!», – добавил Олег Стрекаль.

Если теперь разработанный Минфином закон примут, всем производителям дешевых сигарет, преимущественно это украинские компании, придется повысить цену до уровня среднего сегмента (26-27 грн), где они не смогут конкурировать с раскрученными брендами международных концернов. В перспективе 3-5 лет все отечественные производители просто будут вытеснены с рынка крупными конкурентами, которые сегодня лоббируют повышение «минималки».

«Минфин идет явно по пути подыгрывания крупным игрокам на рынке табачных изделий», – отметила в эфире ATR эксперт Александра Решмедилова.

По ее словам, на происходящее должны обратить внимания профильные комитеты и ведомства. В частности глава парламентского комитета по налоговой политике Нина Южанина, председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина, руководитель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев.

Отметим, что Ксения Ляпина отреагировала на происходящее. В комментарии УНИАН она заявила, что действия Минфина были согласованы со всеми участниками рынка, как крупными, так и мелкими, и являются их совместным сбалансированным и компромиссным решением.

Однако представитель Торгового дома ЛТФ Дмитрий Попов, который является постоянным участником рабочей группы при Минфине по вопросам налогообложения табачных изделий, утверждает обратное. По его словам, никто не обсуждал с независимыми производителями компромиссные варианты: «Небольшим производителям там вообще никто ничего не предлагал – все решили за нас».

Фото: pmi.com

Дмитрий Попов также указал на тот факт, что Ксения Ляпина даже не присутствовала на заседании группы. «Ляпину там представляла госпожа Валентина Хоменко, некогда помощник Ляпиной, а сейчас руководитель Украинской ассоциации производителей табачных изделий «Укртабак». «Укртабак» это частная структура, которая отрабатывает деньги своих спонсоров – иностранных табачных компаний «Филип Моррис», «Джапан Табакко», «Бритиш Американ Табакко. Лоббирование интересов именно этих компаний является основной задачей госпожи Хоменко и ее покровителя Ксении Ляпиной», - заявил Попов в комментарии ZIK.

Хотелось бы также услышать реакцию главы Государственной фискальной службы Мирослава Продана, по слухам, его ведомство уже поддержало предложенный механизм, однако официально пока никто об этом не говорит.

Также важно понимать позицию руководителей Минюста и Минагрополитки Павла Петренко и Максима Мартынюка.

Ситуация действительно очень серьезная, признает народный депутат Дмитрий Добродомов, поскольку на кону не только благосостояние части населения, но и будущее отечественных товаропроизводителей.

«С курением бороться нужно однозначно. Шаги по подорожанию имеют право на жизнь. Но кто у нас производит и продает сигареты? У нас есть транснациональные компании, большие корпорации, это, как правило, дорогие марки, к примеру, «Мальборо», и есть отечественные. Как правило, единственная возможность конкурировать – это низкая цена. Значительная часть людей из-за того, что у них нет достаточного количества денег, покупают эти дешевые сигареты. Что предлагает сделать правительство? Правительство предлагает дешевые сигареты сделать более дорогими… Зачем трогать только низкую категорию сигарет, чтобы их приравнять к транснациональным компаниям, нарушить конкуренцию и похоронить отечественного производителя? Это абсурд», - сказал он в эфире «112 Украина».

В то же время, по мнению многих экспертов и участников рынка, существует более адекватный способ повышать акцизные сборы, его активно используют в странах Европейского Союза.

 «Есть компромиссный вариант, который зачастую используют в ЕС. Мы предлагаем повышать поступления в бюджет за счет нормального классического повышения акцизного налога, причем всех его компонентов: и специфической части, и адвалорной части. И здесь кроются дополнительные миллиарды для госбюджета», – говорит представитель Imperial Tobacco Олег Стрекаль.

Сейчас в Украине адвалор установлен на уровне 12% и начинает действовать только на сигареты дороже 40 грн. Фактически он сегодня не работает поэтому что с пачки Примы, что с Мальборо платится один налог – 15,36 грн.

Фото: http://artex.com.ua

Если адвалорную ставку поднять на 20%, она начнет применяться ко всем сигаретам, даже с сигарет без фильтра будут платить адвалор, но он будет небольшой, но все равно он будет.

Дополнительные поступления в бюджет при таком подходе могут оставить от 6 до 8 млрд. грн.

Как отмечает Олег Стрекаль, адвалорная ставка в 20% вполне соответствует европейскому подходу.

«В европейских странах в зависимости от особенностей рынка существует разный подход. В Италии ставка адвалора составляет 50-51%, а в Швеции только 1%. Наши конкуренты говорят о Швеции, при этом они молчат про Италию. Но если мы возьмем, грубо говоря, среднюю «температуру по больнице», то средняя ставка адвалора в Европе составляет приблизительно 22%», - пояснил он.

А вот нынешние инициативы Минфина противоречат как положениям Налогового и Хозяйственного кодексов, закону «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями», так и Евродерективе 64.

Более того были прецеденты, когда ЕС и США инициировали торговые споры в рамках ВТО, когда страны вводили минимальные розничные цены.

Однако ни перспектива споров с западными партнерами, ни проблемы внутри страны не останавливают чиновников из Минфина.

К сожалению, в очередной раз видим, как с телеэкранов власти рассказывают населению о борьбе с коррупцией, поддержке национального производителя, очищении власти, а на деле получается обратная ситуация.

Парадокс в том, что 5-6 лет назад в Украине уже была ставка адвалора на уровне 24%, однако во времена Януковича международным концернам удалось добиться ее снижения. Власть в стране поменялась, но подходы, к интересам населения остаются, увы, прежними. А вот аппетиты у международных табачников только растут.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram