ГоловнаЕкономікаДержава

Де буксують реформи, або Кому невигідний прихід міжнародного інвестора в Одеський порт

Попытка Министерства инфраструктуры завести в Одесской порт известного международного инвестора встретила отчаянное сопротивление людей, привыкших «осваивать» сверхприбыли местного госпредприятия, монопольно эксплуатирующего дюжину старых буксиров.

 

Фото: facebook/Volodymyr Omelyan

«Мы ведем переговоры с двумя крупными портовыми игроками - Hutchison Ports и DP World. Надеюсь, что Hutchison Ports зайдет в порт Черноморск в июне-июле. Что касается DP World, эта компания до конца года будет работать в одном из крупнейших портов страны. Речь идет о порте Одесса в контексте портофлота", - заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян 31 января на встрече с представителями деловых кругов в Европейской Бизнес Ассоциации.

Буквально на днях на заседании Кабмина на недопустимо высокие тарифы украинских портов еще раз обратил внимание премьер-министр Владимир Гройсман.

В Министерстве инфраструктуры поясняют, что появление современных, мощных, экономичных буксиров DP World в Одесском порту напрямую отразится на качестве предоставляемых услуг уже ближайшие 3-5 лет.

Чтобы приход новой техники сходу не разрушил работающее в порту госпредприятие, стороны договорились о компромиссном варианте – инвестор выкупает полтора десятка старых буксиров, принадлежащих ОМТП, сохраняя при этом рабочие места и соцпакет для портовиков. После этого начинается поэтапная модернизация и обновление флота.

Если учесть, что из 15 буксиров в рабочем состоянии только 12, а цена в 50 млн. долларов, как минимум, в пять (!) раз выше их остаточной стоимости в 213,6 млн. гривен, то можно было бы порадоваться за руководство ОМТП, которому не придется резать старую технику на металлолом. Ведь уже через 5 лет большинство буксиров подлежат списанию в результате естественного износа.

Но в Одесском порту планам министра отчаянно сопротивляются. И это понятно. Руководители госпредприятия утратят контроль над финансовыми потоками и возможность проворачивать сомнительные сделки.

Фото: dumskaya.net

Что и по чем в Одесском портофлоте

По данным СМИ, в течение последних трех лет буксирно-кантовочные и швартовые операции в акватории Одесского порта выполнялись 12 буксирами из 15. Один буксир одесской приписки остался в аннексированном Крыму. Еще два судна готовы к списанию, но руководство порта не спешит снимать их с баланса, так как дорогостоящее техническое обслуживание – возможность ежегодно списывать миллионы гривен.

Получается обратная математика: частые поломки старых буксиров – выгодно, обновление флота – невыгодно.

В 2011 году на лом отправился буксир «Гроза», который «поглотил» сотни тысяч гривен расходов на ремонт, пока не отпраздновал свое 50-летие. А буксир «Пурга» 1958 (!) года постройки до сих пор в строю. Согласно тарифам на услуги службы флота, час работы этого судна мощностью в 300 л. с. - 3,384 тыс. грн. В мае 2017 года буксир планируется отвести в док для очередного ремонта. Очевидно, чтобы подготовиться к 60-летнему юбилею национального достояния - «Пурги».

Не на много моложе буксиры «Труженик (1961), «Ударник» (1968) и «Стивидор» (1973). Четверка судов «Гранит», «Новатор», «Бугаз», «Могучий» построены в 1982 году, а «Кентавр» и «Сфинкс» - в конце 1980-х. Самые молодые буксиры - «Патриот» и «Булат» - 2009 года постройки. Так что средний срок эксплуатации буксирного флота ОМТП составляет 35 лет. Мировой стандарт среднего возраста буксиров – 10 лет, и продиктовано это в первую очередь требованиями безопасности. Выходит, что с безопасностью у клиентов Одесских буксиров могут быть некоторые сложности.

Буксир Булат
Фото: offshore-industry.net
Буксир Булат

На ремонт буксиров порт тратит немалые деньги. В 2014 году - 5,05 млн. гривен. В следующем году – уже 6,5 млн. гривен. А в 2016-м расходы на ремонт и техническое обслуживание превысили более 9 млн. гривен. Но это только вершина айсберга. В активах ОМТП значится ремонтный док, на содержание которого в 2016 году потрачено 20 млн. гривен. При этом судовладельцам хорошо известно, что док простаивает, на нем нет рабочих и отремонтировать там ничего нельзя. Тем не менее, расходы на содержание пустующего дока регулярно списываются. Вместе с 9 миллионами на обслуживание буксиров, эта статья затрат уже выливается в миллион долларов.

Еще одна статья заработка руководства ГП - покупка горюче-смазочных материалов. В 2014 году топливо для буксиров обошлось в 12,5 млн. гривен, в 2015-м – 17 млн. гривен, а в 2016 – 22 млн. гривен. Но чему удивляться? Если сравнить показатели работы P&O Maritime в порту Джебель-Али (ОАЭ), где компания управляет 10 буксирами, и Одесского МТП - выяснится, что иностранная фирма тратит на одну судовую проводку 203 л топлива, а одесская - 560 л. При этому коэффициент использования буксиров в ОМТП очень низкий – в пределах 7%. Но на мысль о вероятных коррупционных схемах наводит не только тройная разница в расходе топлива. Если сравнить цены на топливо, то выяснится, что в 2016 году одесситы закупали его по 22 грн./кг, а в порту «Южный» цена составляла около 16 грн./кг.

За чей счет банкет?

Несмотря на вероятные сомнительные финансовые процессы, происходящие в порту, ГП ОМТП работает с прибылью порядка 14 млн долларов в год, что является одним из главных аргументов противников продажи буксиров. Как же продавать курочку, несущие золотые яйца! Но в реальности из золотого в одесском порту только тарифы на предоставление буксирно-кантовочных и швартовых операций. Час работы буксиров «Могучий» и «Гранит» мощностью 5040 л. с. стоит 19,1 тыс. гривен - в обычных и почти 22 тыс. гривен в ледовых условиях. По сравнению с другими портами Черноморского бассейна тарифы в Одессе выше минимум на 20%. Фактически, монополист паразитирует на своем эксклюзивном положении, завышенными тарифами убивая перспективы развития порта. Судовладельцы, чтобы не переплачивать за услуги, уходят в другие порты.

Неудивительно, что при таком вольном подходе к экономическим показателям, у противников плана реформирования Одесского порта нашлось немало союзников, в том числе и в депутатской среде. В конце прошлого года правоохранительные органы завалили «депдоносами» в духе «Омелян распродает флот». Главный аргумент – буксиры приносят 14 миллионов долларов прибыли в год! Правда, авторы «посланий» забыли указать, что сверхдоходы подкреплены монопольным положением, если убрать админрычаги и прибавить затраты на ремонт судов – ГП в один момент может стать убыточным. Конкуренции с частными компаниями, которые обязательно появятся в Одессе в ближайшее время, ОМТП не выдержать. Соответственно, как только они появятся – миф про 14 миллионов прибыли лопнет. Возможно, поэтому в администрации порта полную картину доходов и затрат предоставлять не спешат.

Не говорит об том и Алексей Мусатов, помощник нардепа от «Радикальной партии» Дениса Силантьева. Ратующий за монополизацию государством всего и вся в портах Мусатов как-то быстро запамятовал, чем закончилась модернизация грузинского буксира «Ушба», проведенная под крышей подразделения ОМТП «Судоверфь Украина», которое в тот момент как раз возглавлял он сам.

Заказчики работ перечислили около 197,5 тыс. долларов на оффшорную компанию «KARA-ALTIN LTD», которая, в свою очередь, перевела сумму в три раза меньше на счет обособленного структурного подразделения ОМТП «Судоверфь «Украина». Разница осела в офшоре, буксир остался неотремонтированным.

Кстати, под покупку нового буксира, которая планируется на 2018 год, чиновники заложили 12 млн. долларов, хотя, по оценкам экспертов, красная цена на самый лучший буксир сегодня составляет 6,5 млн. долларов.

Все в доле?

Позицию руководства ГП поддерживает и местный профсоюз. Ведь с «барского стола» достается всем. В портофлоте работает всего треть коллектива - 342 человека, а общие затраты на буксирный флот составляют не более 15% из заработанного. Львиная доля из 400 млн. гривен чистой прибыли буксирного флота администрацией порта размазывается по десяткам других позиций затрат: на управление, судоверфь, производственный комплекс механизации и технологии, автобазу, плавмастерские, отдел материально-технического снабжения, инженерную службу, учебный центр, службу охраны труда и промышленной безопасности, гостиницу «Одесса», аквапарк «Посейдон», детский лагерь «Юный Судноремонтник» и другие объекты социальной инфраструктуры.

Всего же на госпредприятии сегодня трудится 971 человек. Административно-управленческий аппарат составляет 89 человек и к концу года, как ожидается, вырастет до 102. Еще 95 сотрудников порт наймет для охраны! Это фантастика – суда списываются, а штат предприятия растет!

Общий фонд оплаты труда сотрудников порта составляет 200 млн гривен. Средняя зарплата работника порта чуть больше 13 тыс. гривен в месяц. Рядовой сотрудник административно-управленческого аппарата, предоставивший информацию нашему изданию на условиях анонимности, получает около 18 тыс. гривен. Это почти вдвое больше, чем в 2014 году.

«В этом году, поговаривают, зарплату подымут до 40 тысяч гривен, - рассказал представитель госпредприятия. – У портового персонала зарплата, возможно, тоже вырастет – на тысячу-две. Но больше всех, понятно, будет получать директор».

В 2015-м годовой фонд оплаты директорского труда составлял всего 260 тысяч гривен, и предшественник Игоря Ткачука получал почти столько же, сколько бывший руководитель «Укрпочты» - в районе 22 тыс. в месяц. Но в 2016-м, когда Игорь Ткачук пересел в кресло временного руководителя ГП «ОМТП», расходы не директора составили уже более 130 тыс. гривен в месяц или 1,5 млн. гривен в год. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Наверняка поэтому план расходов на оплату труда директора на 2017 год предусматривает более 3,7 млн гривен. Таким образом, зарплата руководителя составит около 310 тыс. гривен в месяц.

Немалая часть денет идет на содержание преимущественно пустующих аквапарка «Посейдон» и гостиницы «Одесса». Затраты на аквапарк в 2015-2016 годах превысили 3,5 млн грн., но финансовый результат отрицательный, «дыра» в бюджете более 3 млн грн. Почти символический доход в 2015-м - в 1 тыс. гривен – принесла гостиница, хотя затраты на ее содержание доходят до 800 тыс. в год. Тем не менее, избавляться от обременительных предприятий непроизводственной сферы руководство порта не спешит. И аквапарк, и гостиница являются удобными объектами, чтобы дать «подкормиться» профсоюзам, поддержать лояльность с их стороны.

Но такая «сплоченность» коллектива дорого обходится украинскому налогоплательщику. За содержание этого коммунизма в отдельно взятом ГП страна расплачивается потерей грузопотока, инвестиций, доходов бюджета.

С точки зрения отчислений в государственный бюджет приход частого инвестора в портофлот гораздо выгоднее, считает Сергей Недяк, председатель правления Ассоциации международных экспедиторов Украины.

«Вот инвестор говорит: ребята, я покупаю ваши буксиры со старьем включительно, буду оказывать услуги по швартовке в порту и платить налог с прибыли. Важный момент – прибыли станет больше. Ведь расходы на ремонтные работы, на закупку запчастей к буксирам, топлива инвестор будет нести сам, а не перекладывать – как госпредприятие сейчас - на бюджет порта, - поясняет Сергей Недяк. - А раз прибыль вырастет, то и налоговых отчислений будет больше».

С таким аргументом наверняка согласятся и в министерстве.

«Местные князьки, отдельные специально поставленные люди всячески лоббируют морскую отрасль из призмы собственных интересов. Думаю, здесь нужно ставить точку и перейти к нормальному бизнесу, как в развитых странах. От этого выиграют все, поскольку, к примеру, от захода DP World, Hutchison Ports в любой из портов Украины его капитализация вырастет в разы», - отмечает министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram