ГоловнаЕкономікаДержава

Генеральські закупівлі - скільки втрачає бюджет?

В отсутствие успехов на полях сражений, чиновники Минобороны хвастают победами в тылу. Скандально известный заместитель министра Юрий Гусев сообщил о 200 млн. грн., якобы сэкономленных ведомством в прошлом году. Все, дескать, благодаря внедрению с помощью Проектного офиса реформ электронной системы закупок.

Впрочем, совсем недавно МО озвучило совсем другие цифры. По итогам проверки, назначенной министром обороны Украины Степаном Полтораком, в течение 2015 года в ВСУ были выявлены финансовые нарушения на сумму около 7,8 млрд. грн. Установлен системный характер нарушений в обеспечении военнослужащих вещами и продовольствием.

Выходит, украли почти 8 миллиардов, а сэкономили 200 миллионов?

Фото: inforesist.org

«Не известно за счет чего (чиновники МО) добились такой экономии. Мы только слышим цифру, а какие объемы, по каким ценам закупались, какие фирмы участвовали – пока не знаем. Система электронных закупок начала действовать летом. Да и сказать, что она функционирует безупречно, нельзя. К примеру, на электронных торгах министерство закупило дизтопливо, срок годности которого истекает через месяц после проведения тендера», - заявил член комитета ВР по нацбезопасности и обороне, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук.

Случай, упомянутый Дмитрием Тымчуком, показательный. Он демонстрирует, как электронные торги становятся удобной ширмой для коррупции. Как сообщили «Наші гроші», 14 декабря 2015 года Минобороны Украины по итогам электронных торгов заключило соглашение с днепропетровской фирмой «Метал Ойл» на поставку 5,61 тыс. тонн дизельного топлива на общую сумму 95,37 млн. грн. Солярку купили по 17 тыс. грн. за тонну. Ближайший конкурент компания ОККО предлагала свое топливо по 17 тыс. 154 грн. за тонну. Итого разница в цене составляла меньше процента. Разница мизерная, но все равно экономия! Однако благодаря такой вот «экономии» армия едва не оказалась с некондиционным топливом. Как выяснилось, согласно паспорту качества товара, срок годности евросолярки от «Метал Ойл» заканчивается… 20 января!

В Минобороны сложившуюся ситуацию пояснили тем, что этот документ был подан на тендер для примера, и на самом деле военные получат свежее горючее. Однако, учитывая, что победившая в конкурсе компания «Метал Ойл», которую «Наші гроші» называют «прокладкой», зарегистрирована лишь в июне прошлого года, а ее уставный капитал составляет 1 тыс. грн., верится в это с трудом. Фактически кому-то нужно было избавиться от крупной партии дизеля с истекающим «гарантийным сроком». И его через посредника продали Минобороны за счет скидки размером менее процента.

Фото: kp.ua

«На конкурс должна подаваться документация о том, что именно ты предлагаешь. Если ты предлагаешь одно, а в кармане держишь что-то другое – это фальсификация», - комментирует ситуацию редактор антикоррупционного проекта «Наші гроші» Юрий Николов.

И это далеко не первый пример «гусевской экономии». В середине осени военное ведомство провело электронные торги по закупке мазута. Госпредприятие «Укртранснефтепродукт» выиграло тендер, предложив беспрецедентно низкую цену – 6700 грн. за тонну мазута. В то же время «Укртатнафта» продавала мазут по 12 тыс. грн. за тонну. Однако когда товар поступил Кировоградскому квартирно-эксплуатационному управлению, оказалось, что под видом «товарного мазута» поставляются низкосортные отходы нефтехимического производства.

«Армии банально попытались подсунуть суррогат. Электронная система закупок подобным аферам никак не препятствует: достаточно зарегистрироваться и предлагать цену пониже. А что и как будет потом поставляться – вопрос отдельный», - отмечает эксперт по вопросам национальной безопасности Тарас Жовтенко.

«Реинкарнация» Гусева в Минобороны в целом вызывает немало вопросов. В конце ноября чиновник громко заявил о своем увольнении в связи с окружающими его имя коррупционными скандалами. Достоянием общественности стала информация о работе Гусева в Госагентстве по инвестициям Владислава Каськива. В 2012 году он возглавлял конкурсную комиссию по предоставлению господдержки для реализации нацпроектов. Государственные средства тогда переводились на компании родственников руководства структуры и разворовывались. По мнению нардепа Татьяны Черновил, после перехода в Минобороны замминистра использовал схемы, а также опыт каськивского Госагенства.

«У меня лично нет сомнений, что за схемами, на которых опозорился «волонтерский десант» в Минобороны, стоял именно Юрий Гусев, так как у Гусева большой опыт работы в мега-системе «дерибана» государственных средств», – считает народный депутат Татьяна Чорновил.

По официальной версии в Минобороны Юрий Гусев появился «на волне» волонтерства. Но и здесь возникает немало вопросов.

«Мы искали следы его волонтерства и не нашли. Но выяснили, что до назначения в оборонное ведомство он работал у Владислава Каськива. К сожалению, волонтерство стало той вывеской, под которой госчиновники совершают правонарушения и прикрываются статусом волонтера», - отмечает военный эксперт и народный депутат Дмитрий Тымчук.

По словам депутатов, достижения Гусева на «закупочном фронте» часто имеют такой же фейковый характер, как и его волонтерские заслуги. Одну из таких «побед» замминистра накануне Нового года на LB.ua описал общественный активист Виктор Неганов.

Фото: www.facebook.com/theministryofdefence.ua

По его словам, в прошлом году чиновники Минобороны приобрели у ООО «КиевЛегпром» летние носки для солдат на миллионы гривен. После того, как носки стали поступать в части, волонтеры стали бить тревогу: фактический состав и вес изделий существенно отличался от характеристик, указанных в договорах поставки. Доля хлопка оказалась вдвое ниже утверждённой, а процент синтетических компонентов вырос в три раза. Полученные носки на 60%(!) состояли из синтетики. Другие их параметры также не отвечали условиям тендера.

Мало того, как выяснил народный депутат Антон Геращенко, Минобороны еще и переплатило за носки около 2 млн. грн. Дело в том, что ООО «КиевЛегпром» оказался посредником – «прокладкой», которая значительную часть носков закупила у непосредственного производителя – «Киевской носочной фабрики». Если бы так поступили и закупщики Миноброны, вся партия в количестве порядка 6,5 млн. пар обошлась министерству не в 6,5, а в 4,5 млн. грн.

Для сравнения закупку носков для бойцов Нацгвардии параллельно с гусевскими подчиненными проводило и Министерство внутренних дел. Закупщики МВД заплатили за 100 тыс. пар носков 700 тыс. грн., что вполне отвечает цене производителя.

«Если сравнивать ВСУ и Нацгвардию, то реформирование в последней происходит значительно бодрее. По натовскому образцу они перестраивают систему управления, решения принимают очень быстро… Если посмотреть по ценам госзакупок, гвардейцы всегда закупают дешевле, чем армейцы. Почему? Это вопрос к Министерству обороны. Когда у гвардейцев формируется какая-то потребность, все решается буквально в режиме реального времени, без согласования 150 начальников и привлечения Проектного офиса. Кстати, такой офис существует только при Минобороны, и структура неподъемная. А вот, где нет проектных офисов, где меньше всех кричат о реформах, там преобразования как раз и происходят очень быстро», - резюмировал Дмитрий Тымчук.

В ближайшее время Юрий Гусев наверняка более подробно расскажет о «победах» на «закупочном фронте». В преддверии этого мы составили ТОП-5 достижений молодого чиновника в 2015 году.

  • В феврале Минобороны закупило 30 тыс. тонн дизтоплива у «ОККО-Бизнес-Контракт» по цене 25,98 тыс. грн. за тонну. В то же время на заправках ОККО такая солярка отпускалась по цене 21-22,5 тыс. грн. за тонну. Тендер проводился по переговорной процедуре (без объявления конкурса), поэтому многие потенциальные участники не смогли принять в нем участие. По оценкам секретаря комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне Ивана Винника, ущерб от сделки составлял порядка 140-170 млн. грн.
  • ООО «Таланлегпром» выиграло десятки тендеров и поставило в ВСУ 250 тыс. пар ботинок. Одна пара стоила 1415-1420 грн., а общая сумма сделки составила 340 млн. грн. Монопольное положение компании было достигнуто за счет технических условий, которыми кроме прочего регламентировался рисунок подошвы, который в точности соответствовал берцам «Талан». У других производителей, чьи изделия не уступали по качеству, был другой протектор. Фирма «Валтекс» предлагала Минобороны поставлять ботинки, соответствующие ТУ, только со своим рисунком протектора по цене 1150 грн. за пару. Но ее предложение отклонили, переплатив таким образом 70 млн. грн. исключительно за рисунок «Талана».
  • Для нужд АТО оборонное ведомство закупила около 140 тыс. бронежилетов, общей стоимостью более 700 млн. грн. Все эти средства защиты были закуплены у «НВП «Темп 3000», поскольку техусловия прописывались под его торговую марку «Корсар». Производители пытались копировать «Корсары», но все их попытки тендерный комитет признавал безуспешными. Компаний «Рада» купила бронежилет «Корсар» и, заменив нашивки на свой логотип «Оберіг», передала его в МО. Но, как и ожидалось, изделие не прошло экспертизу.

Фото: Макс Требухов
Минобороны заключило соглашение с фирмой «Мета Ойл» на поставку 5,6 тыс. тонн белорусского дизтоплива Мозырского НПЗ, общей стоимостью 95,37 млн. грн. Торги проводились на электронной площадке Prozorro, где конкуренцию «Метал Ойл» составляли еще 9 компаний. Однако в последствие оказалось, что срок годности солярки компании-победителя, заканчивается 20 января 2016 года. В сентябре чиновники Минобороны начали проведение эксперимента по отказу от аутсорсинга в сфере питания военнослужащих. «То, что спланировали реализовать, полностью противоречит практике армий стран НАТО. Министерство обороны решило полностью вернуть совковый формат», - говорит Дмитрий Тымчук. Пока эксперимент проводится в двух воинских частях. По оценкам экспертов, в случае расширения эксперимента на все части ВСУ, дополнительные затраты на питания военных составят порядка 3 млрд. грн. ежегодно. Эти средства необходимо будет выделить из госбюджета.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram