Всі публікаціїЕкономіка

Секреты бюджетных авиакомпаний

Шесть авиаперелетов по Европе за 100 евро? Авиабилеты за 0 (ноль) евро? Это не фантастика. Частые путешествия не являются синонимом дороговизны. Благодаря наличию на рынке бюджетных авиакомпаний многие могут позволить себе путешествовать экономно. Я расскажу, как это делается.

Александр ЧебанАлександр Чебан, детский врач, известный фотоблогер и путешественник

Фото: alexcheban.livejournal.com

Есть два подхода к путешествиям: заплатить один раз по системе "все включено" или заплатить в 2-3 раза меньше только за необходимые вам опции. Второй вариант существенно дешевле, однако избежать излишних волнений и головной боли вам поможет только тщательная подготовка перед поездкой.

В 2008 году на украинский рынок вышел первый лоу-кост Wizz Air Украина. Билеты на самолет за менее чем за 10 евро в одну сторону вначале вызвали недоверие, удивление, а потом настоящий фурор.

Бюджетная авиакомпания (англ. low-cost carrier, low-cost airline, также англ. no-frills carrier, discount carrier, budget carrier) — авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за перелет в обмен на отказ от большинства традиционных услуг.

Родина концепции лоу-кост — США, откуда она распространилась в Европе вначале 90-х, и в дальнейшем во многих странах мира. Термин "лоу-кост" часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей. Но лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг.

Лоу-кост перевозчики есть там, где расстояния между городами сравнительно невелики и есть хороший и постоянный пассажиропоток. Идеальными регионами для бюджетных перевозчиков являются Европа, Юго-Восточная Азия, Индия. В Южной Америке расстояния очень большие и лоу-костов в "европейском ценовом диапазоне" там нет. В Китае, несмотря на огромный пассажиропоток, есть государственное регулирование цен на авиаперевозки, поэтому лоу-костов там тоже нет. США - это родина лоу-костов, однако у меня нет опыта полетов по США, поэтому тут мне сказать нечего.

Существуют три типа бюджетных авиакомпаний:

Тип 1: Ultra

Фото: alexcheban.livejournal.com

Представителями первого типа бюджетных авиакомпаний в Европе является Ryanair. WizzAir является находится в промежутке между низшей и средней группой. В Азии ультра-лоукосты - это AirAsia, Cebu Pacific, Tiger. Хотя, безусловно, такое деление условно, бывают и исключения. Авиаперевозчики работают в сегменте ультра лоу-кост. Менеджмент перевозчиков максимально возможно минимизирует расходы. В результате это приводит к огромному числу дополнительных опций, за которые приходится платить: это и перевозка багажа, приоритетная посадка, питание на борту, бронирование места в аварийном ряду и даже регистрация.

Самолеты имеют максимально возможную компоновку, а посадка осуществляется по принципу — кто первый займет лучшие места.

Фактически дешевый билет можно купить лишь за несколько месяцев до перелета и только если путешествовать налегке. Авиакомпании типа ультра лоу-кост летают в основном в отдаленные аэропорты, которые часто расположены в 100-150 км от города, который они обозначают, стыковки рейсов не производятся, т.е. авиакомпания продает перелет из точки А в точку Б только прямым рейсом.

Но в результате максимальная экономия позволяет предложить предельно низкие цены на билеты.

Тип 2: Middle
Фото: alexcheban.livejournal.com

Большинство лоу-кост авиаперевозчиков принадлежат ко второй категории. Яркими представителями являются Germanwings, EasyJet, Vualing. С одной стороны, багаж все также остается платным, как и питание, компоновка также предусматривает максимально возможное число мест. Однако теперь у некоторых компаний появляется официальная возможность стыковок, рейсы выполняются не всегда во второстепенные аэропорты, часто это центральные аэропорты, иногда пассажир получает посадочный талон с указанным местом в самолете или в очереди на посадку.

Однако такой подход приводит к увеличению издержек, и билеты на рейсы таких авиакомпаний можно назвать условно дешевыми. Стандартная цена в одну сторону без учета провоза багажа может составлять 30-70 евро, а по-настоящему дешевые билеты по цене 20-40 евро всплывают лишь во время распродаж.

Тип 3: Low Fare

Фото: alexcheban.livejournal.com

Третий тип бюджетных авиакомпаний можно назвать условно лоу-костами. Иногда очень сложно сказать, чем они отличаются от традиционных авиакомпаний кроме уровня тарифов. Яркими представителями являются Air Berlin и частично Air Baltic. Авиакомпании предлагают официальные стыковки, полеты в центральные аэропорты, продажа билетов через глобальные дистрибуционные системы (Amadeus, Galileo), указанные места в посадочных талонах, бесплатная перевозка багажа, комфортное расстояние для ног в салоне, наличие питания и даже бортовой системы развлечений.

В результате тарифы почти всегда получаются на уровне обычных авиакомпаний. Однако, во-первых, вы можете за адекватную цену купить билет в одну сторону, в то время как у обычных авиакомпаний такой билет часто равен стоимости билета в обе стороны.

Кроме того, во время проведения акций могут появляться билеты по 30-50 евро в одну сторону с учетом сборов.

Почему же так дешево? Что позволяет бюджетным авиакомпаниям снижать тариф?

Бюджетные авиакомпании - это очень прибыльный бизнес. Лидирующие позиции в Европе заняли EasyJet и Ryanair, а уже потом шли BritishAirways и прочие гиганты... Не зря авиакомпании так щедро размещают эту информацию на своих сайтаx... Привлекая низкой начальной стоимостью - авиакомпания получает клиента, который выберет её второй раз, даже не сравнив цену с конкурентом, расскажет друзьям и т.д.

1. Самолеты.

Это использование однотипного парка новых самолетов в максимальной компоновке салона. Расстояние между креслами меньше, спинка не всегда откидывается. Весь салон выполнен в компоновке эконом-класса. Чтобы максимально снизить операционные расходы в аэропорту посадка производится в свободном порядке, место в посадочном талоне не указано.

Какие самолёты?

Самый крупный лоу-кост Европы Ryanair имеет в своем парке 286 новых (!) самолетов одного типа - Боинг 737-800. Средний возраст самолетов 3.8 года.

EasyJet - 182 самолета Airbus A319 и А320. Возраст 4 года.

WizzAir - 34 самолета, возраст 3.3 года.

Для сравнения один из ведущих украинских авиаперевозчиков "Аэросвит" имеет 22 бывших в употреблении самолета, средний возраст флота 19,3 года.

Салоны самолетов:

Самый ужасный, на мой взгляд, у Raynair - вызывающая наружная реклама, постоянная аудиореклама во время полета, лотереи и т.д.

Фото: alexcheban.livejournal.com

Фото: alexcheban.livejournal.com

Очень приятный у EasyJet.

Фото: alexcheban.livejournal.com

У AirAsia все прекрасно, от салона до стюардесс :)

Фото: alexcheban.livejournal.com

AirBerlin на рейсе Мюнхен-Афины показывал на экранах, где именно по карте мы летим.

Фото: alexcheban.livejournal.com

Cebu Pacific Сингапур-Манила. Здесь во время полета тоже проводилась лотерея с тремя вопросами в салон. Впервые такое видел. Радостные возгласы и аплодисменты во время ответом на вопросы бортпроводников.

Использование только новых самолетов позволяет снизить расходы на их обслуживание и использовать круглосуточно практически в режиме нон-стоп.

Как только самолет чуть устаревает - его продают украинцам/россиянам и т.д. Вот пример: самолет побывал в руках British Airways, EasyJet, затем был передан "Днепроавиа", сейчас летает под ливреей "Аэросвит":

2. Аэропорты.

Обычно лоу-костами используются отдаленные второстепенные аэропорты, что позволяет снизить аэропортовые сборы и цену на билет.

Однако для путешественника расположение отдаленное расположение аэропорта может быть и плюсом, все зависит от маршрута. Обычно аэропорты небольшие, уютные, все что нужно есть. Часто второстепенными аэропортами становятся переоборудованные военные базы (Любек, Мемминген).

И только одно исключение из правил - это Киев, здесь бюджетный перевозчик летает прямо из центра города из аэропорта "Жуляны" благодаря политике государства, которое пытается вытеснить конкурента с рынка. Сейчас там только строится новый терминал.

В Швеции "бюджетный" аэропрт в Сквасте. Автобус "Скваста-Стокгольм", в пути 1,5 часа, стоимость в одну сторону 25 евро, впрочем в Швеции все дорого. Вроде бы и далеко от Стокгольма, но зато рядом полнейший релакс!

Очень приятный "бюджетный" аэропорт есть в 30 км от шведского городка Мальме.

Иногда лоу-косты используют основные аэропорты или бюджетные терминалы основных аэропортов. Например, в Праге или Сингапуре.

Фото: alexcheban.livejournal.com

3. Пунктуальность и стыковки.

Самолёт подъезжает непосредственно к терминалу, то есть отсутствует необходимость в автобусе, что также увеличивает скорость обслуживания рейса и снижает стоимость.

Лоукост-компании в своих бортовых журналах хвастаются самым низким показателем задержки рейса и несколько раз я слышал информационное сообщение от КВС о том, что "сегодня мы прилетели на 15 минут раньше расписания".

На одном из баннеров в салоне указано, что Ryanair - первая в Европе по самому малому проценту утери багажа. Самый малый процент задержек и отменненных рейсов. Конечно, бывают и существенные задержки, но они бывают у всех авиакомпаний, просто в случае с лоу-костом надо быть готовым, что свою проблему надо решать самому - это разумный риск.

На личном опыте:

- в мае 2010 года из-за исландского вулкана был отменен рейс Париж-Глазго авиакомпании EasyJet в 16.00. Места были переборнированы на более поздний рейс в Ливерпуль в 21.30 (аэропорт работал), были выданы два талончика на питание по 5 евро и организован трансфер Ливерпуль-Глазо на автобусе.

- в 2008м мой вечерний рейс Вена-Инсбрук а/к SkyEurope был отменен по метеоусловиям в аэропорту назначения, авиакомпания предоставила гостиницу и вылет утренним рейсом.

Ответственность авиакомпании в случае отмены рейсом регламентирована Европейскими правилами, обязательно ознакомьтесь с соответствующим разделом сайта перед полетом.

Рабочая неделя.

Самая низкая стоимость в будние дни, в пятницу и выходные дороже, нет скидок в праздники. Но это прогнозируемые факторы. При планировании путешествия, всё можно учесть. И, естественно, тариф возрастает по мере приближения к дате полета. На личном опыте самая низкая стоимость отмечается за 1,5-2,5 месяца до даты вылета.

Маршрутная сеть.

Огромна! Крупные города связаны иногда несколькими авиакомпаниями до 5-6 рейсов в день. Соответственно, к примеру, рейс в 6 утра можно купить в разы дешевле вечернего. Тарифы очень гибкие.

Очень важно: обычно бюджетные авиакомпании НЕ гарантируют стыковок рейсов, не продают сквозных маршрутов с 2-мя-3-мя сегментами даже на свои рейсы. Они вправе изменить расписание и если у вас следующий самолет через 2 часа, а вы опоздали, то никто вам ничего не должен в этой ситуации.

Фото: alexcheban.livejournal.com

Общие правила стыковок:

- Вы покупаете билет из пункта А в С с транзитом в Б на бланке одной авиакомпании (есть вариант, что рейсы могут выполнятся разными авиакомпаниями согласно соглашению между ними, главное единый билет на весь маршрут). В случае проблем с одним из сегментов авиакомпания предоставит вам варианты изменения маршрута.

- Вы покупаете два отдельных билета А-Б и Б-С одной или разными авиакомпаниями. В этом случае все ответственность за своевременное прибытие к вылеты второго рейса лежит только на вас.

4. Из чего состоит стоимость билета?

Если при покупке билета в небюджетной авиакомпании вы видите две цифры: собственно тариф + аэропортовые сборы, то у лоукостов вы видите массу цифр, в которых с первого раза не всегда просто разобраться, НО лишь разобравшись, вы получите максимум преимуществ за минимальную цену.

- Цена билета - эта только стоимость перевозки , в рекламе зачастую указывается без налогов и сборов.

- Регистрация (сheck-in) - регистрация в аэропорту стоит 5-20 евро, регистрация в интернете 0-5 евро. Обычно регистрация на рейс возможна за 7-14 дней до вылета в интернете.

Фото: alexcheban.livejournal.com

ВАЖНО: в случае если вы не гражданин Евросоюза/не гражданин страны назначения, вам необходимо подойти на стойку регистрации даже в случае пройденной онлайн-регистрации для прохождения проверки наличия у вас валидной визы. Об этом написано на посадочном талоне после распечатки его из интернета.

- Багаж: ручная кладь - hand luggage: всегда бесплатно, НО с определенными ограничениями: это только 1 место весом 7-10 кг и габариты 55х20х40. На практике - это обычный рюкзак до 35-40 литров не напакованный под завязку габаритными вещами. Если у представителя авиакомпании возникнут подозрения, то вас попросят взвесить рюкзак или сумку. В случае перевеса попросят сдать его в виде зарегистрированного багажа, а в аэропорту это обычно стоит дополнительные 20-40 евро.

Иногда при посадке сотрудник авиакомпании/аэропорта проверяет ручную кладь во второй раз. И если в самолет вы идете с двумя сумками вместо одной - вам все равно придется сдать вторую сумку в багаж, но заплатив уже 50-80 евро в посадочном выходе.

Багаж, который нужно сдавать - check-in baggage - всегда платно! При первичном бронировании авиабилета эта опция стоит 6-20 евро за одну сумку. Если вы потом решили что-то везти, то можно в существующую бронировку добавить багаж онлайн, стоит это уже 10-25 евро. В аэропорту это обойдётся в 20-40 евро за 1 сумку до 20 кг.

Если ваш багаж перевесил 15-20-32 кг (в зависимости от авиакомпании) , то каждый кг обойдётся вам от 8 до 30 евро. Несколько кг перевеса можно дешевле купить в онлайне при первичной покупке билета, НО значительный осознанный перевес полностью может нивелировать разницу в стоимости по сравнению с небюджетной авиакомпанией, которая может закрыть глаза на перевес в 5-7 кг.

Фото: alexcheban.livejournal.com

У WizzAir-Украина одно место бесплатно (!) регистрируемого багажа составляет 32 кг (!!). Это распространяется на рейсы в/из Украины. Это самый лучший бонус. Ни у одного из обычных авиаперепозвичков в Европе я не видел цифры 32 кг, обычно 20-25. Однако у WizzAir Венгрия 1 место багажа нужно покупать, но его максимальный вес также составляет 32 кг вместо обычных 15-20.

Спортивное снаряжение также оплачивается отдельно.

Обязательно внимательно прочтите правила авиакомпании на их сайте. Важно понять схему: чем лучше вы подумали и все заплатили заранее в интернете - тем дешевле выйдет. Если вы подумали потом, но перед вылетом и купили доп.опцию в интернете - выйдет чуть дороже. В аэропорту вы заплатите максимальную цену.

Примеры распределения багажа у EasyJet:

Авиакомпания BritishAirways сравнила перечень услуг в сравнении с лоу-косами у себя на сайте. Конечно тут некоторые цены немного завышены, однако в целом создается впечатление, что лоу-косты - это даже дороже. Однако это совсем не так, если сравнивать и внимательно готовится к поездке.

http://www.britishairways.com/travel/value-calculator/public/en_gb

5. Дополнительные услуги:

- Выбор места при покупке: +3-10 евро

- Услуга "priority boarding" позволяет вам первым пройти на посадку и зянять место, стоимость 10-15 евро.

- Дополнительное место для ног в аварийном ряду или первых рядах обойдется в 10-20 евро.

- Страховка: +10-15 евро.

- Питание на борту всегда патное

- Ещё во время бронирования всплывают всякие дополнительные сборы: "экологический donation", подписка на "что-то там", покупка travel bag... Иногда эти пункты необходимо вручную отключить, будьте внимательны!

- "WizzAir Xclusive Club" - стоимость взноса 35 евро в год, экономит до 10 евро на 1 сегменте для всех компаньонов, кто летит в одной бронировке (!) с членом клуба.

6. Оплата:

- Продажа билетом осуществляется только на сайте авиакомпании, билет не продаются в туристических агентствах.

- При оплате карточкой уровня Classic или MasterCard они обычно берут комиссию 5-15 евро за транзакцию. При этом EasyJet НЕ берет комиссию при оплате карточкой Visa Electron!

- WizzAir берет комиссию за оплату любой карточкой, но и тут есть выход.

- Банковский перевод позволяет сэкономить до 5 евро на каждом сегменте при оплате авиабилетов WizzAir в Украине.

Мои ценовые рекорды:

Полететь за 0 евро... Да, это возможно! Компания Ryanair иногда проводит мега-распродажи со стоимостью до 0 евро за полёт. Иногда даже с нулевыми таксами и сборами. Да, это не всегда совпадает с вашим направлением или планами, но ведь планировать отпуск можно заранее :)

Посмотрите на эти 2 скриншота - в один момент совпали предложения бесплатных билетов и полетов без сборов и такс.

Это абсолютная правда. Я дважды воспользовался перелетом за 0 евро, со сборами и таксами тоже 0 евро в 2008 году, возможно сейчас такое бывает редко, я райнэйром давно не летал.

В сентябре 2008-го я сделал в Европе шесть авиаперелётов по потрясающей цене. Все шесть (!) стоили всего 100 евро. Билеты я покупал за 2-2,5 месяца до поездки.

Ryanair: Рим-Милан - 0 евро тариф + багаж 1 место 8 евро + airport checkin fee 5 евро

EasyJet: Милан-Берлин - 15.93 евро тариф + багаж 1 место 8 евро

Ryanair: Берлин-Стокгольм - 0 евро тариф только с ручной кладью + airport checkin fee 5 евро

Ryanair: Стокгольм-Берлин - 10 евро тариф со сборами, только с ручной кладью + airport checkin fee 5 евро

EasyJet: Берлин-Брюссель - 22 евро тариф со сборами, только с ручной кладью

EasyJet: Брюссель-Берлин - 22 евро тариф со сборами, только с ручной кладью

Вот пример моего "нулевого" билета:

На старте в Украине в 2009-м я летал WizzAirом за 9 гр (0.9 евро) дважды в Кельн и Дортмунд.

Сейчас я стараюсь найти цену 15-50 евро за билет в одну сторону из Киева, проблем с такими билетами нет.

Киев-Стокгольм-Киев в июне 2011го, покупка за 2 месяца до вылета, стоимость 10 и 16 евро! Багаж 32 кг - бесплатный! :)

Мой маршрут по Юго-Восточной Азии с ценами:

Некоторые авиакомпании:

http://www.easyjet.com

http://www.ryanair.com

http://www.wizzair.com

http://www.skyexpress.ru

http://www.airberlin.com

http://www.vueling.com

http://www.airasia.com

http://www.tigerairways.com

http://www.cebupacificair.com

и т.д.

Полезные авиационные ссылки:

- Список лоу-костов мира: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_low-cost_airlines

- Флот авиакомпаний и возраст самолетов: http://www.airfleets.net

- Сайт помнит конкретный маршрут по карте (так как он меняется в зависимости от ветра, погодных условий и т.д) конкретного рейса в определенный день за 4 прошедших месяца http://flightaware.com

- лог регистрационных номеров бортов выполняющих рейсы, т.е. модно глянуть куда летал определенный самолет за последний месяц: http://flight24.com

- Какие места хорошие и удобные, а какие нет, схемы салонов различных самолетов различных авиакомпаний: http://www.seatguru.com, http://seatexpert.com/, http://www.airlinequality.com/Product/seat_intro.htm

- На http://www.flightstats.com можно узнать (и отслеживать) как конкретный рейс, так и посмотреть табло прилёта/вылета практически всех крупных аэропортов.

- Где хранить статистику своих авиаперелетов? Самый красивый и наглядный сайт: http://flightdiary.net/alexcheban (моя статистика). Чуть хуже графически тут: http://www.flightmemory.com/, http://openflights.org

- Вам предстоит провести ночь в аэропорту? Почитайте отзывы и секреты, найдите тихое место в каком-то укромном уголке: http://www.sleepinginairports.net

- как найти бесплатный интернет и розетку для подзарядки: http://www.atlarge.com, http://airpower.pbworks.com и http://airpower.jeffsandquist.com

Все описанное в этой статье основано на моем опыте, все тарифы и правила могут изменятся, обязательно внимательно изучайте сайт авиакомпании. Путешествовать по Европе и Азии недорого вполне реально! Думайте и летайте дешево!

Читайте другие статьи Александра Чебана на LB.ua:

- Как дешево арендовать авто в других странах.

- Дешевое небо: как экономить на билетах.

Текст и фото (если не указано иное) - alexcheban.livejournal.com

Александр ЧебанАлександр Чебан, детский врач, известный фотоблогер и путешественник