ГоловнаКультура

Замкнене коло потурання: Що відбувається з українською індустрією коміксів

2018 год выдался настоящим праздником для украинских гиков. Вместо одного привычного комик-кона в Киеве отгремело целых два, на экраны вышли первые фэнтезийные и фантастические ленты отечественного производства, а издательства наконец-то всерьез занялись переводом знаковых американских (и не только) комиксов.

За анонсами новых зарубежных графических романов можно пропустить развитие локальной индустрии – получивший Пулитцера «Маус» вызывает больше интереса, чем очередная работа малоизвестной украинской команды. Даже среди поклонников графики произведения наших авторов обладают специфической репутацией. Чаще всего их покупают не для чтения, а из альтруистических соображений – чтобы поддержать зародки индустрии, проявить патриотизм или подарить в качестве сувенира иностранцам. Беда в том, что подобное отношение не приводит ни к чему хорошему – лишняя лояльность читателей только занижает планку для авторов и маргинализирует сам жанр.

Обложка первого выпуска "Укрмена"
Фото: ukrman.ua
Обложка первого выпуска "Укрмена"

Если вы спросите малознакомого с комиксами человека, о чем обычно рассказывают эти забавные журналы, то он, скорее всего, вспомнит бравого Капитана Америку, защищающего демократию, смелого Супермена и травмированного разгулом преступности Бэтмена. Иными словами – нарративы, актуальные для 1930-х или 1940-х годов. Нынешние американские комиксы выглядят иначе и отвечают запросам современного общества во всем его разнообразии. My Favorite Thing Is Monsters сопоставляет гражданскую борьбу 1960-х и ужасы нацизма, автобиографический Fun Home Элисон Бекдел (той самой, на честь которой назван тест Бекдел) рассказывает о сложностях самоидентификации, Giant Days – о женской дружбе. Даже комиксы о супергероях DC и Marvel (крупные издательства реже позволяют себе экспериментировать и медленнее адаптируются к социальным изменениям) теперь затрагивают гораздо более широкий спектр вопросов, чем каноничные темы патриотизма и борьбы с преступностью. Конечно, можно во всем обвинить вездесущую политкорректность и, например, феминисток, но настоящая причина интереса сценаристов к разным слоям населення – законы рынка. Комиксы читают не только белые мальчики-подростки, поэтому в них и рассказывают о чем-то кроме храбрых мускулистых воинов и полетов на Луну.

Судя по большинству украинских графических романов, авторы застряли где-то в 1930-х и ориентируются на очень конкретную целевую аудиторию – их читатель любит эпичные приключения («Скеггі Згуба»), истории о войне («Сага про сонценосців», «Патріот», «Воля») и научную фантастику («Війна богів», «Укрмен»). Но самое ужасное – то, что он не придирчив к их качеству и готов купить любой комикс, на обложке которого будет козак или супергерой в сине-желтом трико. Роль графических романов в воспитании гражданского долга среди детей – отдельный вопрос, но апелляция к патриотизму читателя не может быть их единственным достоинством. А подобное, к сожалению, происходит – чего стоит недавний «Володимир», в котором пропаганда христианских ценностей никак не компенсирует невыносимый рисунок и плохое качество печати. Или нашумевшие «Хроники Аптауна», авторы которых сделали ставку на резонансной тематике борьбы с коррупцией, но так и не смогли рассказать целостную и динамичную историю.

Обложка выпуска "Хроник Аптауна"
Фото: cosmic.com.ua
Обложка выпуска "Хроник Аптауна"

Получается замкнутый круг: из-за того, что у отечественных комиксов репутация чтива для неразборчивых подростков, литературные критики, мейнстримные издания или даже просто взрослые читатели обходят их стороной, а у создателей нет стимула развиваться. Маргинализация комиксов как жанра постепенно приводит к тому, что «настоящие» писатели и публицисты не горят желанием попробовать себя в качестве сценаристов, хотя в западных странах это вполне распространенное дело. Стигматизация зашла настолько далеко, что даже «Герой поневолі» не вызвал массовых обсуждений вне андеграундного гик-сообщества, хотя выход графической адаптации романа Ивана Франко точно должен был заинтриговать библиофилов.

Обложка первого тома комикса "Герой поневолі"
Фото: cosmic.com.ua
Обложка первого тома комикса "Герой поневолі"

Вдвойне обидно от того, что есть и качественные произведения, которые теряются среди проходных серий. Точнее – выпадают из поля зрения масс из-за того, что все украинские комиксы воспринимаются как слабые потуги недоразвитой индустрии. А зря. Антиутопия «Серед овець» – мрачная и отлично нарисованная метафора проблем современного общества, «Мор» – атмосферный ужастик в средневековом сеттинге, который наверняка полюбится поклонникам Гильермо дель Торо. «12. Поїхали!» – редкостный случай, когда украинский графический роман не пытается зацепить читателя масштабам истории, а фокусируется на жизненных виньетках о простых людях. Визуальная составляющая «Саркофага» могла бы соперничать с рисунком самых оригинальных американских графических романов – произведение полностью выполнено карандашом. «Максим Оса» и «Даогопак» – изобретательные исторические экскурсы, удачно использующие элементы украинской истории.

Фото: www.ideo-grafika.com

Условные гики – давно не стереотипные асоциальные подростки (если они такими вообще когда-то были). Почему же некоторые украинские издатели ориентируются исключительно на них, а точнее – на родителей, которые не сильно хотят вникать в интересы ребенка, но вроде помнят, что дети любят взрывы и перестрелки? Лучшее, что мы можем сделать отечественной индустрии – критиковать ее, обсуждать и предъявлять издательствам требования, ведь иначе талантливые авторы не получать должного признания, а мы – графики, которую можно было бы искренне хвалить.

Александра Рынк, Кинокритик, редактор издания Vertigo
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram