ГоловнаКультура

Казус "Дзідзьо": чи може український фільм заробити в прокаті

С 24 августа в афише отечественных кинотеатров с завидной регулярностью появляются украинские фильмы – «Червоный», «Уровень черного», «Изи», «Припутни». Каждый из этих фильмов надеется на зрительский успех: и хоть многие из них получают хорошие отзывы от зрителей в соцсетях, продюсеры, понятно, ждут высоких кассовых сборов.

Мы разбираемся, может ли украинское кино окупиться в отечественном прокате и что ему для этого необходимо.

Кадр из фильма Dzidzio Контрабас
Фото: galka.if.ua
Кадр из фильма Dzidzio Контрабас

Исключение из правил

В первых числах октября продюсеры украинской комедии «Dzidzio Контрабас» распространили пресс-релиз, в котором сообщили, что их фильм окупился в украинском кинопрокате: сборы от продажи билетов составили 20 млн. гривен, покрыв затраты на производство и промо картины.

За две недели до этого продюсеры отечественного «суперблокбастера» (в этом определении, если судить по пиар-кампании, создатели ленты видят все меньше иронии) уже сообщали нечто подобное об окупаемости картины, когда сборы «Dzidzio Контрабас» составляли 18,2 млн. гривен. Видимо, теперь фильм окупился окончательно.

Эта новость – гром среди «ясного» неба украинского кинопроизводства, являющееся на сегодняшний день бизнесом лишь отчасти, в чем усиленно и не без веских оснований убеждают сами кинопроизводители.

До этого продюсеры украинских фильмов если и говорили об их окупаемости, то лишь по итогам продажи фильма на все возможные для него платформы (в кинотеатрах, на телевидении, в Интернете) в Украине и за рубежом (в первую очередь, в России и странах СНГ). Активнее всего заявлял о своих коммерческих успехах режиссер Любомир Левицкий: вначале с «Тенями незабытых предков» (2013), а потом – и с «#Selfieparty» (2016), продюсером которого также является Сергей Лавренюк (сопродюсер «Dzidzio Контрабас»).

Впрочем, пиар-реляциям создателей «Dzidzio Контрабас» приходится верить на слово: данных об итоговом бюджете этой картины и затратах на ее промо, сопоставление которых с кассовыми сборами окончательно развеют сомнения в успехе, создатели не приводят.

Математика и «Dzidzio Контрабас»

Существует базовая формула, по которой можно высчитать долю от продажи билетов в кинотеатрах, которая достается создателям того или иного фильма. По ней, к примеру, проводит расчеты глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко.

Фото: Сергей Нужненко

Половину кассовых сборов оставляет себе кинотеатр. Из оставшейся суммы 15% получает дистрибьютор фильма, который организовывает его кинопрокат. Остальное – кинокомпания, которая создала фильм. Следует учитывать также и то, что в Украине 20% стоимости билета – это НДС.

По состоянию на 1 октября 2017 года сборы комедии «Dzidzio Контрабас» в украинском кинопрокате составляли 20 млн. 641 тыс. гривен. Это значит, что создатели ленты получили чуть больше 7 млн. гривен. Первое публичное заявление о том, что лента «вышла в плюс», было сделано, когда сборы составляли 18,2 млн. грн: значит, когда создатели картины покрыли свои затраты на производство фильма, его промо и получили прибыль, от кинопроката они получили 6,2 млн. гривен.

Сколько именно в этой сумме приходится на производство, а сколько на промо, неизвестно. Глава Госкино предлагает для приблизительных, очень грубых расчетов, исходить из того, что затраты на промо составляют пятую часть сборов. Это значит, что производственный бюджет фильма «Dzidzio Контрабас» составлял около 2,6–3 млн. гривен, а затраты на промо могли составить 3,6–4 млн. гривен.

Стоит отметить, что сама по себе ситуация, когда затраты на рекламу и PR оказываются выше, чем затраты на производство малобюджетной ленты – нормальна. В США, к примеру, для того, чтобы выпустить фильм в широкий прокат (то есть, на две тысячи экранов и больше) и рассчитывать при этом на более-менее сносные сборы, необходимо вложить в рекламную кампанию 15–20 млн. долларов. Так было, к примеру, с «Ловушкой» Джордана Пила, снятой за 4,5 млн. долларов, раскрученной за 30 млн. долларов и ставшей самым прибыльным фильмом 2017 года.

Кадр из фильма Ловушка
Фото: kino-teatr.ua
Кадр из фильма Ловушка

Скорее всего, соотношение затрат на производство и промо картины «Dzidzio Контрабас» было несколько иным, чем в наших расчетах, и на рекламу потратили меньше средств. Этому способствовала возможность использовать наработанный информационный ресурс самого Dzidzio в социальных сетях и на видео-канале в Youtube, где трейлеры, репортажи со съемок и допремьерных показов комедии посмотрели около 1,85 млн раз.

Но даже если принять тот факт, что затраты на производство полнометражной картины составили 4–5 млн. гривен (150–190 тыс. долларов), мы можем говорить о минимальном для создания кино бюджете. Очевидно, эти бюджетные ограничения привели к тому, что фильм, по словам режиссера Олега Борщевского, был снят всего за 14 дней и стремительно прошел постпродакшн за два месяца. То есть, в день нужно было снимать по 5-6 минут полезного материала, который в итоге попал в картину. Это, конечно, не дикая телесериальная выработка, но и не совсем полноценное кино – что, к сожалению, зачастую видно на экране.

А сборы в 20 млн. гривен, в свою очередь, – это очень большая сумма. Из украинских фильмов, которые были созданы не в копродукции с Россией (как, например, «Вий» и «8 лучших свиданий»), большую кассу собрал только «Слуга народа 2» – 23,8 млн. гривен.

Пределы украинского кинопроката

20 млн грн – внушительная сумма для сборов даже неукраинских фильмов в нашем прокате.

По состоянию на 1 октября 2017 года по данным Box Office Mojo с начала года 20 фильмов в Украине продали билеты на сумму больше 1 млн. долларов каждый. За весь 2016-й таких лент было 23. «Dzidzio Контрабас», лучший по финансовым показателям среди украинских лент в этом году, находится на 29 месте кассового рейтинга (776 тыс. долларов сборов).

Данные о бокс-офисе в Украине по состоянию на 9 октября
Фото: Скриншот с boxofficemojo.com
Данные о бокс-офисе в Украине по состоянию на 9 октября

Если мы рассмотрим собранную Box Office Mojo информацию о 129 фильмах, которые вышли в этом году в Украине, то увидим, что три четверти фильмов собирают в кинопрокате меньше 616 тыс. долларов (16,1 млн. гривен), из них третья часть – меньше 40 тыс. долларов (1 млн. гривен). Такие небольшие результаты — меньше 1 млн. гривен – могут озвучить большинство неучтенных Box Office Mojo фильмов, дистрибьюторы которых результатами кинопроката делиться не стали (украинские картины – в их числе).

С начала 2017 года 20 фильмов собрали в Украине больше $1 млн

Лучше, чем половина фильмов в украинском прокате (которые собирают меньше 122 тыс долларов или 3,3 млн грн), выступили лишь две отечественные комедии – «Dzidzio Контрабас» и «Инфоголик», который собрал 5 млн. грн. Остальные украинские фильмы оказались не столь успешными («Червоный» собрал 3 млн. гривен, «Изи» – 1,3 млн.), либо не имели успеха совсем: в список фильмов с худшими кассовыми показателями попали «Чужая молитва» (0,6 млн. гривен) и «Припутни» (0,4 млн. гривен по итогам первого уик-энда).

Но даже если вдруг – удивительным, чудесным образом – все украинские фильмы начнут зарабатывать в кинопрокате больше, чем 75% представленных в кинотеатрах картин, собирая около 30 млн. гривен, этой суммы будет недостаточно, чтобы покрыть затраты на производство большинства из них. Одна из причин: создание фильма не всегда осуществляется в условиях предельно жесткой экономии, основанной, как в случае с «Dzidzio Контрабас», на уверенности, что «звезда» приведет за собой поклонников, которые закроют влюбленные глаза на кричащие недостатки финального продукта.

Во время съемок DZIDZIO Контрабас
Фото: galinfo.com.ua
Во время съемок DZIDZIO Контрабас

Медиана бюджетов украинских полнометражных игровых фильмов, снятых при поддержке Госкино в 2016-м и за три квартала 2017 года (без учета лент, созданных в копродукции, которые предполагают несколько иной режим дистрибуции), составляла 20,4 млн. гривен. Медиана бюджетов проектов, которые этим летом были представлены на Десятом конкурсном отборе кинопроектов Госкино в категории «Игровые полнометражные национальные фильмы (для широкой зрительской аудитории)» – и вовсе составляет 30 млн. гривен.

Фильм для широкой аудитории по самому определению предполагает, что его создатели рассчитывают на успех в прокате. Предположим, что такой украинский фильм «среднего» бюджета выступит на уровне лидера национального кинопроката-2017. В этом году им стал фильм «Пираты Карибского моря: Месть Салазара», собравший рекордные 96,5 млн. гривен. Если бы каким-то волшебным образом на месте пятой части «Пиратов» оказалась украинская лента, то ее производители по итогам продаж билетов получили бы около 33 млн. гривен.

Медиана бюджетов украинских фильмов за последний год – 20 млн грн.

Эта сумма смогла бы покрыть их издержки на производство, не на промо фильма. Стоимость широкой рекламной кампании «Пиратов» определить сложно – хотя бы потому, что аудиторию этого фильма целенаправленно формировали на протяжении более, чем 10 лет. Сколько обойдется украинским продюсерам промо подобной картины, сказать тоже сложно, но ясно одно: без такой рекламной кампании показателей уровня «Пиратов Карибского моря» украинскому фильму не добиться никогда.

Проблемы неразвитой кинотеатральной сети

Значимой масштабную промокампанию делает еще и тот факт, что украинскому фильму, чтобы закрепиться в национальном кинопрокате, необходимо обеспечить кассовый успех уже в дебютный уик-энд. Он не может позволить себе рассчитывать на постепенный выход на экраны и формирование устойчивого «сарафанного радио», потому что когда это «радио» сообщит потенциальному зрителю о том, что в кинотеатрах идет стоящий украинский фильм, этого стоящего украинского фильма в большинстве кинотеатров уже не будет: второй уик-энд для широкого кинопроката украинской картины зачастую становится последним (либо предпоследним).

Фото: kinoland.com.ua

Виной тому – неразвитая кинотеатральная сеть Украины. И кинотеатров, и кинозалов у нас категорически недостаточно.

В рамках Одесского кинорынка этим летом озвучили, что количество экранов в стране подобралось к 500. Глава Госкино Филипп Ильенко в уже упомянутом интервью сообщил, что их около 480. Это значит, что на один миллион жителей в Украине приходится около 12 киноэкранов, в то время как в соседних Польше (по данным свежего годового отчета Международного союза кинотеатров UNIC) – 35, Словакии – 42, России – 30, Венгрии – 23, Румынии – 20. В Западной Европе этот показатель существенно выше: в Германии – 58, Великобритании – 64, Италии – 65, Испании – 74, а во Франции – и вовсе 90.

Отсутствие достаточного количества киноэкранов делает невозможным прокат «вторым экраном» (когда картина выходит в кинотеатре через две-три недели после ее широкой премьеры), потому что «второго экрана», по сути, нет и, фактически, обязывает кинотеатры еженедельно замещать репертуар новинками кинопроката – голливудскими фильмами с мощным международным промо и гарантированным вниманием зрителей. Если украинские фильмы в афише и оставляют, то существенно сокращают количество их сеансов, предлагая их зрителю в не самое удобное время.

На миллион украинцев приходится только 12 кинотеатральных экранов.

Год назад по этому поводу даже возник скандал, связанный с показами «Гнезда горлицы» в однозальном кинотеатре Северодонецка «Современник». Продюсеры, а с ними и глава Госкино, возмутились, что фильм поставили на единственный сеанс в 10 утра. По этому поводу Филипп Ильенко пригрозил начать строго контролировать выполнение кинотеатрами квоты национального экранного времени (на тот момент она составляла 30%) и кинотеатры, которые ее не выполняют, – штрафовать.

Кинотеатр *Современник*, Северодонецк
Фото: Отзовик
Кинотеатр *Современник*, Северодонецк

Отмечу, что претензии было решено высказать именно тому северодонецкому кинотеатру, который украинский фильм все-таки взял. Второму кинотеатру города «Оскар» («Кинопалац»), который «Гнездо горлицы» проигнорировал, публичных претензий не досталось. К тому же, кинотеатр в Северодонецке подвинул сеансы «Гнезда горлицы» на утро не просто так, а ради показа голливудских лент «Прибытие» и «Доктор Стрэндж», дистрибьютором которых была та же компания, что и украинского фильма, – B&H Film Distribution. Не исключено, что расписание показов было составлено с учетом пожеланий дистрибьютора. Его, впрочем, продюсеры и глава Госкино критиковать не стали.

Скандал этот ощутимых последствий не имел – так же громко результаты проверок кинотеатров и масштабы выписанных штрафов Госкино не озвучивало. Его можно рассматривать, скорее, как еще один пример мировоззренческого раскола, существующего в киносреде. Если кинопроизводство в Украине рассматривают во многом сквозь призму творчества, что позволяет некоторые ленты создавать без бюджета, на высоком энтузиазме (к примеру, «Время хризантем» Дмитрия Моисеева), либо исключительно за средства государственного бюджета, то кинопоказ в нынешнем его виде является бизнесом и подчиняется, в первую очередь, суровой экономической логике – не заплатишь аренду, счет за электричество, зарплату, положенные налоговые отчисления и т.п.– работать не будешь.

К слову, во время проката украинского фильма «Captum» (реж. Анатолий Матешко) дистрибьютор (все тот же B&H) требовал, чтобы кинотеатры ставили его на вечерние сеансы. Из-за этого в кинотеатре «Жовтень» однажды вечерний сеанс пришлось просто отменить, так как билетов на него продано не было, что для кинотеатра – непозволительная роскошь. Сколь бы ни был патриотично настроен кинотеатр, он не будет показывать украинские, как и какие-либо другие, фильмы себе в убыток.

Показателен тут пример сети кинотеатров «Мультиплекс», которая, по словам председателя наблюдательного совета компании «Мультиплекс-Холдинг» Антона Пугача, собирает треть кинотеатральных кассовых сборов Украины. Несмотря на то, что речь идет о многозальных кинотеатрах, позволяющих шире варьировать репертуарное предложение, сеть избирательно подходит к прокату фильмов, оценивая их зрительский потенциал. К примеру, только в минувшем сентябре «Мультиплекс» не взял в прокат каннскую «Золотую пальмовую ветвь» – «Квадрат» Рубена Эстлунда, и (по крайне мере в Киеве) обошел вниманием украинского номинанта на «Оскар» «Уровень черного» Валентина Васяновича.

Границы кинотеатральной аудитории

С этим решением можно не соглашаться по эстетическим и социокультурным мотивам, но оно экономически аргументировано. Кинотеатры зачастую не берут фильмы потому, что имеют негативный коммерческий опыт показа подобных картин, и не хотят рисковать сборами. Потому что зрителей у кинотеатров – крайне мало.

Фото: Предоставлено съемочной группой

Фактически, значительная часть населения страны уже много лет физически отрезана от самой практики посещения кинотеатров. Вначале 2015 года Госкино опубликовало проект Национальной стратегии развития киноиндустрии Украины, в котором было указано, что лишь 76 из 453 районных центров (без учета оккупированной украинской территории) имеют функционирующие кинотеатры. На тот момент общее количество экранов составляло 384. Несмотря на ощутимый рост их количества, нельзя сказать, что ситуация за последние два с половиной года принципиально изменилась. Собственно, действующих кинотеатров летом 2017 года в Украине было всего 162.

По государственным нормам, разработанным для градостроения, утвержденным в 1992 году, при планировании городов необходимо предусматривать от 12 до 25 зрительских мест в кинотеатрах на каждую тысячу населения. Пожалуй, лишь в Киеве количество мест в кинотеатрах приближается к этим нормативным показателям. В итоге, столица дает примерно треть всех отечественных кинотеатральных сборов.

Важно отметить и общий низкий уровень жизни в Украине, который не всегда позволяет населению тратить средства на развлечения вне дома: средняя цена кинобилета, по состоянию на 1 октября 2017 года, составляла около 77 гривен, однако зачастую визит в кинотеатр сопровождают дополнительные траты (на попкорн и т. п.), которые значительно увеличивают стоимость похода в кино.

Объективная невозможность показать фильм всей стране, превратив потенциальную аудиторию в реальных зрителей, «режет» кассовый потенциал всех лент, которые попадают в кинопрокат, – в том числе, украинских.

Об этом свидетельствует статистика посещаемости кинотеатров. За первое полугодие украинские кинотеатры продали, по данным аналитического издания Content Report, 15,6 млн. билетов. Если предположить, что тенденция сохранится, то по итогам 2017-го средняя посещаемость кинотеатров у нас составит 0,8 раз на одного украинца в год. У наших соседей в 2016-м этот показатель был таким: в Польше – 1,4, Словакии – 1, России – 1,3, Венгрии – 1,5, Румынии – 0,7. В Западной Европе он ожидаемо выше: в Германии – 1,5, Великобритании – 2,6, Италии – 1,7, Испании – 2,2, а во Франции – 3,3.

Отличает Украину и крайне малое количество лент, которые в кинопрокате посмотрели более миллиона зрителей. В прошлом году этот рубеж преодолели два фильма – «Секреты домашних животных» (1,18 млн зрителей) и «Отряд самоубийц» (1,05 млн.), в этом – пока что один – «Пираты Карибского моря: Месть Салазара» (1,24 млн.). Лидером же по количеству проданных билетов уже много лет остается «Аватар» – 1,55 млн. зрителей. В то же время в Польше только лишь по итогам 2016 года было 11 фильмов, на которые продали более 1 млн. билетов (среди них пять – польских лент, в том числе «Питбуль. Опасные женщины» – 2,8 млн. зрителей).

Итоги

Завершая этот обзор, еще раз попробую ответить на животрепещущий вопрос: «Может ли украинский фильм окупиться в украинском же кинопрокате?»

Для этого производители картины должны обеспечить ему кассовые сборы, которые будут как минимум в три раза большими, чем бюджет и затраты на промо фильма.

В нынешних условиях украинского кинопроката сделать это неимоверно сложно, поскольку даже сборы фильмов-лидеров – относительно невелики. Но, как показывает самопровозглашенный опыт комедии «Dzidzio Контрабас», – возможно: если максимально снизить планку производственных требований, превратив создание полнометражного фильма в аналог работы над телекино, и при этом использовать наработанный коммуникационный потенциал «звезды», исполняющей главную роль.

Кадр из фильма *Dzidzio Контрабас*
Фото: Дивись.інфо
Кадр из фильма *Dzidzio Контрабас*

В этом смысле, весьма интересной видится судьба анонсированной комедии «Бешеная свадьба» (режиссером заявлен Дмитрий Малков), в которой планирует сыграть Олег Винник, обладающий внушительной и максимально дисциплинированной армией фанатов, которые, вероятнее всего, не упустят шанса прийти на свидание с ним в кинотеатры, как на «Dzidzio Контрабас» пришли поклонники Dzidzio, запустив столь необходимую цепную реакцию внимания к картине.

Для того, чтобы украинский фильм нашел путь на широкие экраны, его производители долго и упорно должны доказывать и зрителям, и владельцам кинотеатров, что фильм того стоит – в рамках масштабной, длительной промокампании. Такой, какой традиционно может похвастаться студия «Квартал 95», эксплуатирующая свое телевизионное присутствие; либо подобной той, что сейчас проводит команда Film.UA, изобретательно и давно работая над промо «Сторожевой заставы» (у последнего трейлера фильма – более миллиона просмотров в Youtube). Хотя шансов на то, что 39-миллионный производственный бюджет «Сторожевой заставы» – сложнопостановочного костюмированного кино, в котором важную роль играет компьютерная графика, – можно будет окупить исключительно в кинопрокате Украине, – нет.

По-настоящему успешным в украинском кинопрокате украинское кино станет тогда, когда сам кинопрокат станет настолько успешным, что позволит любому «среднему» фильму собрать суммы, которыми сейчас могут похвастаться лишь голливудские блокбастеры.

Сергей Васильев, Киножурналист, кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram