ГоловнаКультура

​ГаліціяКульт: уроки культурного шиття

Сшить разные концы Украины – амбициозная задача, о важности которой начали говорить сразу после аннексии Крыма в 2014 году. Один из ключевых тезисов того времени – культура имеет значение и только посредством культуры можно безболезненно связать разные регионы Украины – к сегодняшнему дню исчез с повестки дня под грузом других проблем.

Выставка ГалицияКульт в харьковском Ермилов-центре
Фото: Дарья Бадьер
Выставка ГалицияКульт в харьковском Ермилов-центре

Пока “наверху” писали стратегии и бились за право определять вектор культурной политики, “снизу”, как это часто бывает в нашей стране, решили действовать самостоятельно. После Майдана и начала войны Ольга Сагайдак, которая занимается антикварным бизнесом и держит аукционный дом “Корнерс”, предприняла первую масштабную попытку сшить два региона: Донбасс и столицу.

Осенью 2014 года в киевском музее “Духовные сокровища Украины” прошел первый культурный форум Донкульт, который длился две недели и вместил в себя 80 событий. Спустя 9 месяцев аналогичный форум прошел во Львове – с некоторыми поправками на специфику аудитории.

“Когда началась война на Востоке Украины, мы с коллегами задумались: а что мы знаем о Донбассе? После внутреннего обсуждения к мозговому штурму подключились кураторы – Люба Морозова, Ирина Славинская, Оксана Баршинова, Ирина Соловей и другие, – рассказывает Ольга Сагайдак. – Оказалось, что мы знаем о Донбассе много вещей, из-за которых нам не хочется его отпускать. Нам захотелось, чтобы и другие люди тоже захотели побороться за этот регион. Так родился Донкульт, который мы сделали в Киеве за полтора месяца. Мы тогда не думали ни о пиаре, ни о продвижении форума. Это было наше гражданское высказывание”.

Ольга Сагайдак (в центре), слева – Павел Маков
Фото: Facebook/Dofa.fund
Ольга Сагайдак (в центре), слева – Павел Маков

Первый, киевский, форум организаторы профинансировали собственными силами при маленькой поддержке нескольких институций. “Это было очень удобно, потому что мы не ходили с протянутой рукой”, – говорит Ольга.

“Когда мы задумались о Львове, пересмотрели наш подход к подготовке программы форума, потому что поняли: сначала нужно понять контекст и понять не только как рассказать о Донбассе, но и как сделать это во Львове, где живет другая аудитория, которую мы не знаем”.

Так Донкульт пришел к тому, чтобы подключать институции на местах: во Львове на помощь пришли Центр городской истории, подготовивший контекст для дискуссионной программы, Дворец искусств, взявший на себя визуальную программу, – в целом проект поддержали 13 львовских институций.

Выставка ГалицияКульт в Ермилов-центре
Фото: Дарья Бадьер
Выставка ГалицияКульт в Ермилов-центре

В 2016 году организаторы пошли дальше и решили провести зеркальный форум, представив культуру Галичины на Востоке Украины, в Харькове.

Главный пафос Донкульта и ГалицияКульта – не искать искусственный клей, которым можно склеить разрозненные культурные ландшафты, а сделать акцент на том, что в Украине уживаются разные регионы с разными культурными кодами. “Мы хотим, чтобы харьковчане увидели, что галичане другие, что сформированы другими историческими обстоятельствами. В этом-то весь кайф”, – добавляет Сагайдак.

Приближенность организаторов к сфере изобразительного искусства дала о себе знать: во всех форумах смыслообразующей частью является визуальная программа. ГалицияКульт в Харькове стартовал именно с открытия выставки современных художников в Ермилов-центре. Кураторами визуальной программы выступили заведующая отделом искусства XIX-XX веков в НХМУ Оксана Баршинова, искусствовед и замдиректора Дворца искусств во Львове Наталья Космолинская и эксперт аукционного дома "Корнерс" Дмитрий Голец.

Работа Ласковый терроризм Анатолия Звижинского
Фото: Facebook/ЕрмиловЦентр
Работа Ласковый терроризм Анатолия Звижинского

Один из смыслов выставки в Ермилов-центре – десакрализация Галичины и связанных с ней понятий – кураторы решили срифмовать с архитектурой помещения, в которой обнаружили сходство с тем, как устроены соборы и храмы. “Архитектура Ермилов-центра обусловила экспозицию: мы заметили, что в нем есть три нефа, которые ведут в некую алтарную часть. Там мы и разместили основные работы, отражающие миф Галичины”, – рассказывает куратор Оксана Баршинова.

Вся выставка пропитана попытками отрефлексировать главные вопросы, касающиеся не только Галичины, но и всей Украины в целом, – влияние сакрального, поиск пантеона героев, инфантильность и ее связь с политикой, архивирование и память (проекты “Открытой группы” и Елены Турянской), силовые методы утверждения идентичности, напрямую связанные с войной (“Ласковый терроризм” Анатолия Звижинского), ощущение себя как жертвы, переосмысление того опыта, который принесла война (работа “Раны” Юрия Вовкогона).

Выставка в Харьковском художественном музее, слева – работа Романа Сельского
Фото: Facebook/Dofa.fund
Выставка в Харьковском художественном музее, слева – работа Романа Сельского

С поисками современных художников рифмуются и поиски художников, чьи работы представлены на выставке в Харьковском художественном музее, – Любомира Медведя, Леопольда Левицкого, Карло Звиринского, Опанаса Заливахи, Олега Минько, Александра Аксинина, Магрит и Романа Сельских. Здесь ключевой темой кураторы выбрали поиск идентичности под прессом системы: кто-то из художников вступал в открытое сопротивление с советской системой, кто-то уходил во внутреннюю эмиграцию, найдя свою внутреннюю свободу в отдаленных уголках Карпат, а кто-то выбирал те методы, которые позволят продолжать художественные поиски, не выходя за рамки спущенной сверху парадигмы соцреализма.

В отличие от экспозиции современных художников, эту выставку невольно пытались отцензурировать: некоторым галицким музейщикам пришлась не по душе идея кураторов ГалицияКульта показать соцреалистические работы своих мастеров. “Это для нас неестественно”, – отнекивались хранители, когда речь заходила о том, чтобы представить более компромиссные работы известных художников. Кураторы вышли из положения: некоторые нужные для отражения соцреализма в галицком советском искусстве работы нашлись в частных коллекциях.

Кроме двух основных экспозиций, в Харькове открылись еще 5 выставок – “Забобони” Андрея Хира в галерее Come in, выставка современного сакрального искусства галереи IconArt, выставка “Шахтеры. Галичина” в Муниципальной галерее, “Художественная семья Турецких” в Гостиной на Дворянской в рамках проекта “Династии” и экспозиция работ, созданных во время графической резиденции Павла Макова.

Андрей Хир (слева) в COME IN art gallery
Фото: Facebook/«COME IN» art gallery
Андрей Хир (слева) в COME IN art gallery

Андрей Хир – ужгородский художник, которого не знакомые с современным украинским искусством читатели могут вспомнить по участию в выставке “Тени забытых предков”. Его работа для “Теней” стала частью проекта “Забобони”, который базируется на этнографических текстах столетней давности. В результате исследования работ этнографов Хир создал арт-бук, где совместил собранные этнографами фразы, популярные в народе, с собственными иллюстрациями. В дополнение к арт-буку художник создал несколько картин, где фразы вроде “Ровер вважають за щось несамовите і звуть Люципером” вышиты на полотне и также проиллюстрированы.

В галерее им. Генриха Семирадского поселилось современное сакральное искусство Галичины, приехавшее из львовской галерее Iconart, которая специализируется именно на современных иконах и переосмыслении такого вида искусства. Во времена советского союза искусство, связанное с религиозной жизнью, на Западной Украине не развивалось – по очевидным причинам, но после 1991 года художники возобновили когда-то брошенные их предшественниками поиски в этой области. На выставке “В поисках сакрального” в Харькове представлены как работы, которые созданы с целью служить в качестве домашних икон, так и работы, рефлексирующие над этим искусством и его методами.

Выставка В поисках сакрального
Фото: Дарья Бадьер
Выставка В поисках сакрального

Выставку “Шахтеры Галичины” в подвале Муниципальной галереи привезли из львовского Дворца искусств. “Это проект, связывающий наши форумы между собой. Когда мы делали Донкульт во Львове, мы подняли тему шахт и показывали фильм “День шахтера”, – рассказывает Ольга Сагайдак. – Режиссеру не дали снять этот фильм на копанках на Донбассе, и он снял их на Волыни. “День шахтера” – он как бы и про Донбасс, но снимался в другом регионе”. Но в рамках “Шахтеров Галичины” выставляют фотопроект, который возник уже после Донкульта во Львове.

Резиденция известного графика Павла Макова – одна из шести, проводившихся в рамках ГалицияКульта в августе этого года. Тогда в Харьков пригласили молодых художников, режиссеров, архитекторов и культурологов для исследования культурного ландшафта города – муралисты расписали стены на территории завода “Турбоатом”, архитекторы занимались исследованием пространства вокруг дома “Слово”, дети рисовали анимацию, а графики работали с Павлом Маковым. LB.ua уже писал подробно о результатах работы резиденций ГалицияКульта, с той лишь разницей, что итоги мастерской Макова, скрытой от журналистов и даже организаторов самого форума, харьковчане смогут увидеть во время Галициякульта – выставка “Щоденники” открылась в галерее Vovatanya 6 октября.

Открытие выставки в Муниципальной галерее
Фото: Facebook/Dofa.fund
Открытие выставки в Муниципальной галерее

Но не визуальной программой единой: в рамках ГалицияКульта пройдет и 5 музыкальных событий, куратором которых выступила Любовь Морозова. Одно из сокровищ этой программы – концерт произведений Юзефа Кофлера, первого галицкого додекафониста, забытого после своей гибели в концлагере во время Второй мировой войны. Музыка Кофлера – след от богатой культурной жизни Львова 20-30-х годов, годов авангарда, который сейчас силами разных инициатив пытаются реактуализировать. Концерт в рамках ГалицияКульта – одна из самых успешных попыток.

Театральная и литературная программы призваны дополнить то, о чем было высказываются кураторы выставок, – Наталья Ворожбит сформировала для Харькова программу из спектаклей и перформансов галицких театров и независимых проектов, а писательница Любовь Якимчук взялась, по ее словам, представить в своей программе Галичину не только городскую, но и сельскую, и горную, схваченную в устных и письменных формах. Одно из важных событий литературной части – обсуждение пространства вокруг харьковского дома “Слово”, известного тем, что в 1930 году туда заселили практически всех писателей, принадлежавших к течению, названному позже “Расстрелянным возрождением”.

Литературная резиденция призвана была дать ответ на вопрос, возможна ли ревитализация пространства вокруг дома “Слово”, ныне заселенного людьми, которые могут даже и не знать об истории этого здания. К слову, Любовь Якимчук выступила автором сценария игрового фильма о “Слове” (режиссер – Тарас Томенко), сейчас готовится к выпуску документальная картина.

Связать все эти программы воедино должна дискуссионная часть, за которую ответственен львовский Центр городской истории и куратор Ирина Мацевко. Лейтмотив лекций и дискуссий ГалицияКульта – мифы о Галичине и их развенчание. “Очень сложно критически говорить о самих себе, но мы попытались, – отмечает Ирина. – Мы хотим поговорить о Галичине как концепте, о мифологизированном образе Галичины, которой не существует с начала ХХ века. И о том, почему неверно считать, будто советский проект на Западной Украине не удался”.

Стартовой точкой дискуссионной программы стала лекция историка и редактора издания Zaxid.net Василия Расевича “Что такое Галичина? От мифа к бренду”. Расевич, специализирующийся на изучении публичной истории, считает, что разные регионы Украины полнятся взаимными клише друг о друге. “Во время Второй мировой войны население Львова изменилось на 95%. После войны в город переселили людей из других регионов страны и до 60-х годов город был русскоязычным”, – говорит он в подтверждение озвученного Ириной Мацевко тезиса о виртуальной Галичине, подразумевающего, что где-то есть Галичина реальная, которую нам предстоит только изучить.

Лекция Василия Расевича
Фото: Facebook/Dofa.fund
Лекция Василия Расевича

Демифологизация Галичины в глазах жителей Харькова, пограничного региона, который очень легко и выгодно наполнить выдумками о виртуальных галичанах, – благородная задача со стороны кураторов ГалицияКульта. Но если в случае с музейщиками, не желавшими выставлять на показ то, что, как им кажется, покажет Галичину в неприглядном свете (соцреализм), то лекторы могут впасть в другую крайность. Уставшие от собственных мифов и их бесконечной перепродажи туристам на площади Рынок галичане запросто могут перестараться с развенчанием собственных культов – возможно, только им и очевидных.

Как бы то ни было, встреча двух одиночеств, брошенных государственной культурной политикой (которая заключается в отсутствии любой культурной политики) на откуп низовым инициативам и пропагандистским домыслам консервативных и – с одной пока что стороны – агрессивно настроенных соседей, – очень важное событие.

Пожалуй, ГалицияКульт – это одна из ключевых точек реактуализации украинской культуры внутри самой Украины.

“Украина для украинцев” – более спорного тезиса в контексте разговора о культурных стратегиях и не придумаешь – в устах Ольги Сагайдак звучит не как издевательство и перетягивание одеяла вправо, а как вполне рабочая установка.

“Если из-за границы дают деньги на проекты, то доноры диктуют свои условия: какая риторика должна быть у событий, какие месседжи. Это недопустимо в нашей ситуации”, – говорит Сагайдак.

В этом году Погранкульт (общее название для всех форумов Ольги Сагайдак и Dofa.Fund) получил финансирование, победив в конкурсе проектов Advocat Europe. Всего на конкурс подали более 600 заявок и лишь один проект из Украины получил финансирование в размере 42 тыс евро.

“Премия, которую мы выиграли, была направлена на программу резиденции – именно эта программа и победила в конкурсе. Но благодаря этой сумме и нашей экономии мы покрываем за ее счет и другие расходы на ГалицияКульте, – объясняет Ольга. – Центр культурного менеджмента во Львове дал гранты для некоторых участников Форума, частично мы покрыли бюджет за счет кампании на Спильнокоште”. В целом бюджет таких форумов, как Донкульт или Галициякульт, составляет 2,5 млн грн.

Открытие ГалицияКульта в Ермилов-центре
Фото: Дарья Бадьер
Открытие ГалицияКульта в Ермилов-центре

Министерство культуры также обещало принять участие в финансировании проектов, но из-за нехватки средств смогло поддержать только показ спектакля “Нация” режиссера Ростислава Держипольского. За счет государства организаторы ГалицияКульта планировали поставить в Харькове пьесу Натальи Ворожбит “Зернохранилище”, но в конечном счете этого сделать не удалось.

“Конечно, мы будем пытаться и дальше получать гранты. Но я уверена, что к организации форума должно присоединиться государство, – риторика Ольги Сагайдак начинает походить на слова Владислава Троицкого, чей Гогольфест не получает от государства ни копейки. – Как бы мне некомфортно было с государством работать, оно должно присоединиться. Очень важно, чтобы у проекта были спонсоры – украинские бизнесмены, меценаты. За все время у нас не получилось сотрудничать ни с кем, кроме львовского перевозчика “Сармат”, который помогает нам перевозить выставки. У бизнеса нет возможностей получить выгоду от такого сотрудничества”.

Выплыть на волне децентрализации подобным событиям тоже нелегко: городские власти по-прежнему готовы сотрудничать с культурными менеджерами только при предъявлении бумажки из Киева. “Я большой сторонник децентрализации, но пока что она не работает”, – добавляет Ольга.

Месседжи ГалицияКульта и – существующего только в планах на будущее – форума, посвященного культуре Слобожанщины, вполне можно было бы поднять на щитах децентрализации, как это сделали в свое время во Франции. Галициякульт – это проект не столько про болезненную демифологизацию (причем неясно еще, кому этот процесс принесет больше сюрпризов – харьковчанам или галичанам), сколько по популяризации украинской культуры внутри страны. Попытки ответить на вечные вопросы о наличии в Украине кино, искусства, литературы уровня западных Нобелевских лауреатов (для ответа на последний даже провели отдельную лекцию о Шмуэле Йосифе Агноне) – очень важны для постмайданной Украины. Украинцы уже давно сформировали свой запрос не на пропагандистские полуфабрикаты, сделанные наспех недообразованными криэйторами, а на настоящее и актуальное искусство, резонирующее со звоном нервов нашего неспокойного времени.

Экскурсия кураторки Оксаны Баршиновов в Ермилов-центре
Фото: Дарья Бадьер
Экскурсия кураторки Оксаны Баршиновов в Ермилов-центре

В этом контексте выставки Галициякульта в Ермиловцентре и Харьковском художественном музее – настоящее откровение, каким были, например проекты “Спецфонд” или “Украинское барокко” в Нацмузее, или выставки в музее Гончара и во львовском Центре городской истории. Таких жемчужин по всей Украине рассыпано немало, но из-за плохой коммуникации (в том числе буквальной, транспортной) жители из разных регионов страны не знают о них.

Наладить культурные сети и пустить по ним ток – амбициозная задача для Минкульта, для Мининфрактруктуры, для любого политика, который мнит себя государственным деятелем. В том числе и для президента.

Но пока суть да дело, организаторы Погранкульта уже обсуждают следующий форум: его, если удастся найти финансирование, хотят посвятить культуре Слобожанщины и Харькова и отвезти на Западную Украину: на Буковину или в Закарпатье. По словам Татьяны Пилипчук, сотрудницы Харьковского литмузея, из одного только Харькова можно набрать кучу интересных тем: переосмысление Шевелева и его концепции “пятого Харькова”, роль писателей “расстрелянного Возрождения” в становлении того режима, жертвами которого они стали и многое другое.

“Радикальных людей на самом деле очень мало, – уверена Ольга Сагайдак, – и они неспособны влиять на подготовленный и образованный социум. Ведь прежде, чем что-то отторгнуть, нужно попробовать договориться”. И этот разговор – из тех, что стоит продолжать при любых обстоятельствах.

Культурный форум Погранкульт: ГалицияКульт продлится в Харькове до 18 октября. С подробным расписанием событий можно ознакомиться на сайте форума.

***

LB.ua благодарит Gres Todorchuk PR за организацию поездки в Харьков и помощь в написании материала.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram