ГоловнаКультура

Археологія рейдерства

В декабре в днепропетровской галерее “ArtSvit” открылась выставка “Где брат твой?”, куратором и участником которой выступил украинский художник Никита Шаленный. Несмотря на то, что тема выставки сегодня особенно актуальна – главными героями фоторабот Шаленного стали настоящие сотрудники спецназа, к которым общественность настроена довольно агрессивно после событий на Майдане, – проект, по словам художника, не имеет прямой связи с революцией, поскольку задумывался еще в октябре.

Работа Никиты Шаленного
Работа Никиты Шаленного

Выставка “Где брат твой?” состоит из двух частей – собрание советской графики и современные фотоработы Шаленного, созданные в контексте ситуации Днепропетровска, города, который стал родиной украинского рейдерства. Сквозная тема обеих частей - это, прежде всего, чувства тех, кто порабощает, и тех, кто становится жертвами порабощения и захвата.

Экспозиция начинается с тридцати графических работ различных художников ХХ века, иллюстрирующих исторические конфликты на территории Украины в хронологическом порядке – начиная от насильственного Крещения Руси и до событий Второй мировой войны. Главным акцентом в графическом разделе стали радикальные действия, изменившие ход истории.

Работа Василия Лопаты "Битва с половцами", 1981 г.
Работа Василия Лопаты "Битва с половцами", 1981 г.

К примеру, работа “Основатели Киева” - радостный момент созидательного этапа - иллюстрация легенды о возникновении Киева. Обретая свою территорию и государственность, последующие конфликты становятся неизбежны, так как право на свободу и собственность всегда приходится отстаивать. Следом за “Основателями Киева” – иллюстрации жестоких противостояний, являющихся основной частью истории любого государства: работы Василия Лопаты “Беда пришла (по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”)” 1982 г., “Битва с половцами” 1981 г.; линогравюра Владимира Куткина “Татаро-монгольськое иго” и так далее.

Шаленный также обращается к теме казачества. Пытаясь объективно осмыслить одно из наиболее выдающихся явлений в украинской истории, он приходит к выводу, что казаки во многом напоминают современных рейдеров: “На данном этапе спираль истории повторяет проекции тех же персонажей уже в обновленной оболочке, но характер действий остается тем же”.

Сечь и козаки довольно стереотипизированы в современном обществе. Мне кажется, что романтизация Запорожской Сечи сегодня - отголоски 19 века.

— Александр Ройтбурд, художник

Панно Никиты Шаленного
Панно Никиты Шаленного

Последняя работа в графической части – гравюра “Завод им. Карла Либкнехта” (теперь этот завод называется “Интерпайп”) – противопоставлена тринадцатиметровому панно авторства Шаленного, на котором изображена схватка между бойцами разных подразделений. Когда происходит жесткая борьба за чужие интересы между бойцами, отличающихся между собой лишь цветом формы, возникает закономерный вопрос: “Где брат твой?”. Сама работа немного напоминает алтарь, так как автор прибегает к каноничным приемам иконописи: использует мишуру как оклад, обрамляющий изображения рук и лика, золотые абрисы. Панно из яркой мишуры резонирует в соседстве с мрачной советской гравюрой, напоминая многочисленные истории о приватизации государственного имущества методом силового захвата.

В серии фотографий Никита Шаленный использует классические приемы построения композиции, что придает им эстетическую привлекательность.

Работа Никиты Шаленного
Работа Никиты Шаленного

Композиция в стиле семейного группового портрета, где перед солдатами на блюде лежит голова, завернутая в целлофановый пакет, также вызывает определенные ассоциации. Отсеченная голова как символ часто используется в качестве атрибута ряда библейских мотивов.

В другой фотоработе (в начале статьи - прим.) легко угадывается сюжет работы Рембрандта “Урок анатомии доктора Тульпа”, где также обыгрывается содержание известной картины в заданной тематике, поэтично воссоздавая вынесение приговора “клиенту”.

Работы Никиты Шаленного не только затрагивают явление рейдерства, но также концентрируют внимание на судьбах исполнителей этих действий. В полном обмундировании, с закрытыми лицами они теряют свою индивидуальную личность и воспринимаются как безликие роботы. Последовательные композиции напоминают алгоритм “рейдерства в картинках”: захват, вынесение приговора, похищение, расправа над “жертвой” и ликвидация исполнителей.

Работа Никиты Шаленного
Работа Никиты Шаленного

В Композиции №4 использованы приемы повествования, присущие античным рельефам, где часто фигурировали изображения борьбы. Мрачный пейзаж усиливает общий драматизм действия. Это – момент апогея конфликта, когда все воины остаются “павшими на поле брани”. В итоге этой борьбы непосредственные исполнители остаются в таком же проигрыше, как и их жертвы.

Объединив изображения исторических событий, которые отражены в гравюрах корифеев отечественной графики, и современные фотоработы, и не занимаясь эмоциональной критикой, Никита Шаленный провел экскурс в украинские конфликты от давних времен и до сегодняшнего дня, вплоть до революционных событий в Украине.

Выставка проходит в г. Днепропетровске в галерее “Artsvit” и продлится до 13-ого февраля.

Тетяна ЛисунТетяна Лисун, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram