ГоловнаКультура

Нотатки режисера. Народжені для війни

К старости люди, наверное, всё же становятся сентиментальными. То, что раньше не трогало и оставляло равнодушным, сегодня берёт за сердце и не выходит из головы. Особенно в преддверии Дня защиты детей. Когда видишь в сюжетах новостей, как в первых рядах многотысячных демонстраций на плечах у отцов сидят, или идут рядом их дети с камнями и автоматами, с зелёными повязками на головах, и вместе с экзальтированной толпой исступленно выкрикивают слова об уничтожении, самопожертвовании и смерти, становится как-то не по себе. Дети, всё-таки. И пусть они ещё не понимают истинного смысла своего протеста, но вот притягательные его уроки они запомнят на всю жизнь. С этим её и проживут.

Анатолий БорсюкАнатолий Борсюк, режиссер, тележурналист

Они будут сражаться, как их предки
Фото: EPA/UPG
Они будут сражаться, как их предки

«Как прекрасны сады Аль-Акса, - дружно поют детишки в палестинской школе, - Я бутон на вершине её холма. Армия Аль-Акса сильна и я солдат её. Мы идём по пути Аллаха, и если потребуется, пусть наша кровь прольётся!».

"Мы никогда не сдадимся, - гневно сверкая глазами, восклицает другой малыш, - Мы будем сражаться, как и наши предки, мы будем жертвовать, жертвовать своей жизнью... угнетатель будет побежден... Кровь шахидов научила нас, что Шахада это новая жизнь!..".

Радикально, не правда ли? Но в некоторых странах такое детское поведение в подобных ситуациях считается допустимым и даже обязательным. Ну что ж, традиция, так традиция. Мало ли у кого какая.

А только эта меня коробит. Конечно, я прекрасно понимаю, чего хотят палестинцы. Понимаю я и чего опасаются израильтяне. Но я категорически не понимаю, зачем надо вовлекать во всё это кровавое безумие маленьких детей! Они что, своим участием помогут решить вековую проблему? Помогут кому-то добиться победы? Или смогут убедить взрослых пойти в этом конфликте на спасительный компромисс?..

Нет, их просто готовят к войне до победного конца и к счастью мученической смерти. Их готовят истреблять врага везде, всегда и без остатка. Их учат не прощать его и не жалеть. Но хуже всего, что посеянные в эти детские сердца семена дикой ненависти и вражды к другому народу, никуда не денутся, они останутся с ними на всю жизнь, и всю их жизнь будут плодоносить ужасными и разрушительными плодами. И о каком либо мире в душе и на земле такого человека можно будет забыть уже навсегда.

А ведь это ещё не война, а так, цветочки. Когда полыхнёт там по-взрослому - мало никому не покажется!..

Передо мной единственный на Палестинских территориях ежемесячный образовательный журнал для детей от 8 лет под названием « A l -Z ayzafona». Выходит под патронатом UNESCO и при финансовой поддержке администрации Палестинской автономии. Его создатели представляют журнал, как "педагогическое издание для юных мусульман", в задачи которого входит «работа по информированию и просвещению детей, консолидации и укреплению исторического и культурного сознания детей Палестины».

И действительно, журнал активно популяризирует семейные ценности, побуждает детей к чтению, приветствует мир и толерантность в отношениях с другими религиями и народами.

Всё это замечательно! Но есть одно «но»: пропаганда мира и терпимости моментально заканчивается там, где начинается разговор о евреях и Израиле. Когда дело доходит до упоминания о евреях и их стране, «A l -Z ayzafona » радикально меняет свой просвещённый тон. А ведь Генеральный секретарь ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова неоднократно предупреждала: "Палестинцы должны осознавать, что вступив в ЮНЕСКО, они не только получают все права, но и берут на себя все обязанности членов организации, а это означает и полное прекращение антиеврейской и антиизраильской пропаганды". Но, куда там…

Так это, оказывается, евреи разрушили огромную Османскую империю и привели её к поражению в Первой мировой войне!.. Замечательно! Вот уж, воистину, если в кране нет воды… Ладно, не буду— Анатолий Борсюк

Вот, например, рассказ о сне десятилетней девочки, которая однажды повстречала на своём пути четырёх известных исторических персонажей, каждый из которых представлен детям в виде образца для всеобщего восхищения и подражания. С каждым из них у девочки состоялся короткий, но полезный для маленьких читателей разговор. Трое из них - это мусульманский математик IX века Ал-Хорезми, лауреат Нобелевской премии по литературе египтянин Нагиб Махфуз, и султан Египта и Сирии Саладин, в 12 веке победивший христианских крестоносцев и захвативший Иерусалим. С ними понятно. А вот четвертый… Встреча с этим «учителем» в рассказе описана так:

«Я повернулась к следующей двери, за которой меня ждал Гитлер. Я спросила его: "Ты ли тот, который убивал евреев?". Гитлер ответил: "Да, я убивал их, и вы должны знать, что эта нация является самой разрушительной в мире. Я прошу палестинцев быть стойкими перед лицом тех страданий, которые евреи готовят вам". Я поблагодарила его за совет и пошла в школу».

Здесь детки могли пообщаться с Адольфом Гитлером
Здесь детки могли пообщаться с Адольфом Гитлером

Умная девочка! И действительно, с кем же ещё советоваться в этом вопросе палестинскому ребёнку, если не с дядей Гитлером. Уж он-то знает, как можно окончательно решить этот вопрос. Между прочим, у Адольфа Алоисовича был давний и близкий друг, нездоровый группенфюрер СС по фамилии Штрейхер, и по имени Юлиус, который тоже издавал журналы для детишек, но только для немецких. Один из них назывался «Der Giftpilz».

Вот, например, рассказ из «Der Giftpilz» о том, как мама с сыном собирали грибы в немецком лесу. И немецкая мама объясняла своему немецкому сыну, что люди, как и грибы, бывают хорошие, а бывают ядовитые.

" - А знаешь ли ты, Франц, кто эти плохие люди, эти ядовитые грибы человечества?

Сын выпятил грудь от гордости:

- Конечно, я знаю, мама! Они евреи! Наш учитель часто говорил нам о них.

- Да, дитя мое! Подобно тому, как один ядовитый гриб может убить всю семью, так и один единственный еврей может уничтожить целую деревню, целый город, даже целый народ.

Франц понял.

- Скажи мне, мама, что делать, чтобы все не евреи знали, что евреи так же опасны, как ядовитые грибы?

Мать качает головой.

- К сожалению, это не просто, дитя мое. Есть миллионы не евреев, которые еще не знают евреев. Так что мы должны просветить людей и предупредить их в отношении евреев. Наша молодежь тоже должна быть предупреждена. Наши мальчики и девочки должны научиться узнавать еврея. Они должны понять, что еврей является самым опасным из существующих ядовитых грибов. Так же, как ядовитые грибы растут повсюду, так и еврей может находиться в любой стране мира. Так же, как ядовитые грибы часто приводят к самым страшным бедствием, так и еврей является причиной болезней и смерти, источником всех страданий и горя на земле…".

Ну и так далее, в том же духе. Потом идёт ещё более поучительный и полезный рассказ для примерных немецких мальчиков и девочек.

«В 7 классе сегодня оживление: г-н Брикман, учитель, говорит о евреях. Все этому очень рады. Даже самый ленивый из них, " храпящий Эмиль", и тот не спит, как это часто бывает во время других предметов. Г-н Брикман является хорошим учителем. Все дети любят учителя Брикмана.

Учитель Брикман смотрит на часы.

- Полдень, - говорит он. - Мы должны обобщить то, что мы узнали в последний час. О чём мы говорили?

Все дети поднимают руки. Учитель вызывает Карла Шольца, небольшого роста парня в первом ряду.

- Мы говорили о том, как распознавать евреев.

- Хорошо. Расскажи нам!

Маленький Карл тянется к указке, идёт к доске и показывает на рисунки.

А в «Der Giftpilz» их учили обнаруживать «еврейскую шестёрку»
А в «Der Giftpilz» их учили обнаруживать «еврейскую шестёрку»

- Первое, что говорит о еврее, это его нос. Еврейский нос загибается от начала. Он похож на цифру «6». Мы называем это «еврейская шестерка».

- Правильно! – говорит учитель. – Но нос – это не единственный способ узнать еврея…

Мальчик продолжает:

- Еврея также можно распознать по его губам. Его губы обычно пухлые. А нижняя губа выдается вперед. Глаза у евреев тоже другие. Еврейский взгляд очень осторожный и пронизывающий. Судя по его глазам можно сказать, что это коварный, лживый человек.

- А теперь расскажите мне о других способах, при помощи которых, можно отличить еврея от не еврея. Ричард, выходи!

Ричард Краузе, улыбчивый светловолосый мальчик идет к доске. Он говорит:

- Можно узнать по его движениям и поведению. Еврей мотает головой взад вперед. Его походка шаркающая и нетвердая. У евреев также есть свой особый неприятный сладковатый запах. Если у вас хорошее обоняние, то вы его почувствуете.

Учитель вызывает другого мальчика. Это Фриц Мюллер, лучший ученик в классе. Он подходит к доске и говорит:

- Евреи обычно среднего или маленького роста. У них короткие ноги. И руки у них также очень короткие. Многие евреи кривоногие, у них плоскостопие. У них также часто низкий покатый лоб. У многих преступников именно такой покатый лоб. Волосы у них, как правило, темные и очень часто вьющиеся, как у негров. У них очень большие уши и они выглядят, как ручка от кофейной чашки.

Учитель обращается к ученикам:

- Обратите внимание, дети. Почему Фриц все время говорит «многие евреи кривоноги» или «у них почти всегда покатый лоб» или «у них, как правило, темные волосы»?

Генрих Шмидт, высокий сильный мальчик, сидящий на последнем ряду, отвечает.

- Не каждый еврей имеет именно эти отличительные черты. У некоторых из них нет именно такого «еврейского» носа, но есть «еврейские» уши. У некоторых нет плоскостопия, но есть «еврейские» глаза. Некоторых евреев нельзя узнать с первого взгляда. Если мы действительно хотим распознать еврея, мы должны быть более внимательны. И если мы будем более внимательными, то обязательно что-нибудь укажет нам, что это еврей.

- Очень хорошо! - говорит учитель.

Он идет к трибуне и поворачивает доску. С другой стороны написано стихотворение. Дети хором читают его:

"От лица еврея злой дьявол говорит с нами,

дьявол, который в каждой стране,

известен, как злая чума.

Будем ли мы с евреями свободными, будем ли снова неунывающими и счастливыми?

Для этого молодежь должна уметь бороться с ними,

и мы тогда избавимся от еврейского дьявола ".

Немецкие детишки были счастливы, когда учитель Брикман говорил с ними о евреях. Закончилось же вся эта затея, как вы знаете, плохо. К весне 1945 года не только шесть миллионов евреев, но и почти десять миллионов немцев (возможно и сам г-н Брикман с учениками) были убиты. Гитлер - застрелился. Штрейхера повесили в Нюрнберге.

Вот и конфликт между арабами и евреями всё разрастается. И теперь он, после «арабской весны», увы, похоже, уже неостановим. В том числе и благодаря родителям, безответственно обучающих своих детей не сложному искусству хоть как-нибудь договариваться, но лишь примитивному умению беспощадно мстить, стрелять и ненавидеть.

"Папа подарил мне подарок - пулемет и винтовку! - гордо делится своей радостью семилетний палестинский малыш, - Когда я вырасту большой, я присоединюсь к освободительной армии Изз ад-Дин Аль-Кассам, которая показала, как надо защищать Родину. Мы победим! Мы победим вас, Америка и Израиль! - внезапно выкрикивает он в камеру, - Свиньи, еврейские собаки - что привело вас на нашу землю!..».

Детей жалко! Очень жалко детей. С обеих сторон. Да и взрослых теперь уже, тоже. Вот это странно. Действительно, видать старею…

Анатолий БорсюкАнатолий Борсюк, режиссер, тележурналист