Воинственный ботаник

Слышали ли вы что-то о воинственных ботаниках, склонных к терроризму или насилию?

Нет. А между тем в истории 20-го века в украинском Николаеве был один пример. Незаслуженно забытый. Или сознательно затертый между сдвигами исторических эпох. Александр Яната – знакомое имя?

То-то.

Читаем строчки, набранные пишмашинкой НКВД в 1937-м в Москве: «Обвиняется в том, что являлся членом подпольной контр-революционной организации, именовавшей себя «Украинская Военная Организация». Был участников ряда организационных совещаний руководства, на которых обсуждались вопросы, связанные с созданием повстанческой периферии. Принимая активное участие в области вредительства по линии сельского хозяйства, проводя явно вредительскую линию в вопросах борьбы с сорняками и болезнями сельхоз.растений.

Вся деятельность ЯНАТа характеризуется, как контреволюционная, направленная на свержение Советской власти и установления украинской буржуазно-демократической республики».

А что же было на самом деле?

В Николаевском областном краеведческом музее сохранились фрагменты гербариев и фенологических экспозиций, созданные этим земляком. Городская библиотека усилиями энтузиастов-библиографов и краеведов выпустила недавно монографию, посвященную Александру Алоизовичу Янате и содержащую программы его ботанических экскурсий по околицам Николаева начала прошлого века. Стало немного яснее, чем был опасен украинский ученый марксистскому, или полностью антинаучному режиму.

Гражданин, пусть он былинки и растения наблюдает или собирает, называет или защищает, делает это без команды, указания. А кому в стране советов нужны были самостоятельные, думающие люди?!

Родился Яната в Николаеве в семье садовника, чеха по национальности. Учился в Пулаве (Польша), Киеве и хотел стать агрономом. Студентом наезжал летом в Николаеве, где в 1908-м году с группой единомышленников организовал «Николаевское общество любителей природы». Среди уставных целей: «популяризация природно-исторических знаний, возбуждение интереса к природе, способствование школам к преподаванию природознания». Запомнились молодым николаевцам и ботанические экскурсии, которые ежегодно летом проводил будущий профессор ботаники. Общественники делали и другие публичные мероприятия в городе, участвовали с экспозициями и гербариями в столичных выставках. Многократно и обосновано рассказывал молодой ученый, как горожанам научиться жить в гармонии с природой, например, правильно высаживая и ухаживая за деревьями возле собственного дома. Этот факт биографии, казалось самый безобидный, по всей видимости, был самым «устрашающим» для тоталитарного режима. Человек осознанно работал на благо общества и готов был этот коллектив людей «облагораживать» просвещать, но не по планам советского агитпропа. Как сын хорошего садовника, которого пригласили из Европы.

Многие, впервые попадающие в наши дни в Николаев, удивляются как много на полуострове меж Ингулом и Южным Бугом зелени и пожилых тенистых деревьев. Некоторые сажал отец Янаты, многие – его ученики, последователи. Жить в знойном климате без широкой кроны над улицей – не разумно.

Выучился А. Яната в Киеве в агрономической школе политехнического института. А с конца 1911 года стал работать в Крыму в обществе естествоиспытателей и любителей природы. Уже в 1914-м в Харькове создает отдел научного Общества им.Квитки-Основьяненко, позднее организовывает Украинское ботаническое общество, которое возглавляет с 1915 по 1923-й годы.

В 1917-м становится секретарем Революционного Украинского комитета Западного фронта, где председателем – Петлюра. При этом, побывал Яната в партии украинских «боротьбистов», которую «поглотили» со временем украинские большевики. Редактировал известную газету того времени «Слово», орган УСДРП. Отказался от портфеля министра просвещения УНР. А вот развитие ботанической науки не забросил. Даже впервые создал и отредактировал сборник украинских народных названий растений, которые через многие годы издала вдова ученого в США.

А пока, в 1920-м он основал и стал первым редактором «Украинского ботанического журнала». Заведует кафедрой ботаники Киевского института народного образования имени Драгоманова. Несмотря на то, что основными научными интересами Янаты являлось изучение сорняков и народной ботанической терминологии, он всегда находил время для природоохранной деятельности, став к концу 20-х годов звездой первой величины в природоохранном движении Украины. Будучи на посту председателя комиссии охраны природы Сельскохозяйственного научного комитета Наркомата земледелия УССР, именно он лоббировал создание десятка заповедников по всей стране, включая Конча-Заспу и Каневский. А чего стоит его борьба с большевиками из Москвы из Зернотреста за Асканию-Нову?.. «Проф. Яната всячески изворачивается чтобы по существу законсервировать целинную степь, «ссылается» на Энгельса, выдвигая принцип «не нарушая гармонии» - написал в одном из доносов оппонент. В январе 1933 года в Москве на 1-м Всесоюзном съезде по охране природы он выступал против упрощенного представления о степи и требовал разумной ее распашки. 15 марта того же года его постановлением президиума Украинской сельхозакадемии снимают с работы «за протаскивание буржуазных теорий в области борьбы с бурьянами». А уже 4 мая его арестовывают за участие в Украинском националистическом центре и военной организации». Возможно, «признание» Грушевского что в 1926 году в Харькове он останавливался на квартире профессора Янаты, где вместе с другими гостями вел контрреволюционные разговоры сыграло свою «роль», а может академик Лысенко чего-то испугался… «Тройка» осудила ботаника на 5 лет с отбыванием в лагере на Соловках. Потом еще один срок, выдержку из обоснования которого мы привели в начале. Смерть в 1938 уже в Магадане от болезни и холода. Одна из последних опубликованных работ называлась «До проблеми соціалістичної реконструкції сільського господарства Донбасу». Забавно, но на родине, в социалистической Украине работы А.А.Янаты были изъяты из обращения приказом Главлита СССР еще в 30-х годах (ЦГАОО Украины, ф1, оп.24, д.4157,л.33).

Реабилитирован он по ходатайству «украинской советской энциклопедии» и его учеников – профессоров М.Клокова и М.Котова в 1964 году.

Когда николаевцы начали выискивать информацию по крохам об этом земляке, то невозможно было даже установить, как выглядел Александр Алоизович. А одной из библиотек города чудом сохранился дореволюционный журнал, природоохранного общества, который редактировал Яната и в нем те самые ботанические экскурсии в околицах. Так по строчке, общей фотокарточке выпускников, составитель сборника «Видатний діяч збереження природи Олександр Алоізович Яната» И.Чернова и редакторы Т.Михайловская и В.Варюхина, Т.Тверда восстанавливали историческую справедливость. Теперь дело за громадой города – сохранить память об искусственно забытом ботанике.

Звучат голоса, что не плохо бы назвать его именем один из городских садов-парков, который возможно «закладывал» его отец. А может, наконец, в Николаеве появится ботанический сад имени Янаты?

Долго ли живут деревья?

Да уж не дольше, чем память людская. Но в Николаеве накануне Рождества 2016-го точно произошло чудо. Имя человека, который любил природу, садил деревья, а потом был вычеркнут из памяти, истории, книг – вернули горожанам. Пока в книгах. Серия «Зелені сторінки історіі Миколаївщини», которую открыл сборник о судьбе профессора Янаты, издана за средства городского бюджета и поступит во все вузовские и школьные библиотеки.

Вячеслав Головченко Вячеслав Головченко , Председатель попечительского совета Колледжа прессы и ТВ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram