ГоловнаБлогиБлог Виктории Бавыкиной

(Не)возможность диалога

Дискуссия, многоголосие и множественность позиций, а также другие проявления плюральности, созвучные с небезразличием и включенностью, – однозначно положительные процессы. На ранних стадиях своего существования количество таких коммуникационных вспышек даже может затмевать их качество. Наконец-то кто-то говорит, наконец-то много мнений, реакций, которые как вода в сухую землю. Но период превосходства количества над качеством не может быть затяжным – иначе дискуссии на самые «острые» темы перейдут из разряда продуктивных дебатов и коммуникационного инструмента в поединки эго и красноречия.

Тут уже побеждает тот, у кого хватает терпения отбиваться и из раза в раз выдумывать новые аргументы, обращая их в колкую, остроумную и порой оскорбительную форму. В этом болоте перверсивного подобия диалога застревают спорящие стороны и наблюдатели, для которых fb-перепалка становится новой формой современного сериала. Именно таким сегодня выдается (или постепенно превращается) общественно-виртуальный диалог вокруг тем украинского искусства и культуры. Любой прецедент перерастает в чересчур эмоциональные fb-посты с попеременной коллективной травлей кого-то из участников первичного события.

Украинский павильон на Биеннале в 2015 году
Фото: www.facebook.com/PinchukArtCentre
Украинский павильон на Биеннале в 2015 году

Ситуация с Венецианской биеннале (критериями отбора, проектами и т.д.) за пару дней успела отпачковаться и породить совсем другую историю, которая уже стоит особняком от своего родителя. Снежный ком, в котором смешались остроумные мэмы из монолога Арсена Савадова, редкие аргументированные разборы ситуации и сражения за свое мнение, репрезентует украинский процесс лучше, чем проект Открытой группы с украинским самолетом «Мрія».

Бесконечная словесная перепалка очень редко предполагает аргументы и желание диалога. Главная цель – захватить виртуальное пространство смыслов. Для чего? Непонятно. Популярная позиция, распространенная в кругах культурного сообщества, осуждающая праворадикальные движения и тем самым защищающая необходимость множества голосов и мнений, оказывается, не действует «у себя дома». Любая инаковость (концептуальная, поведенческая), которая выходит за эфемерное понятие нормы, поддается тотальной травле методами хамского абьюза, используемыми всеми сторонами конфликта. Механизм публичной порки запускается мгновенно, как только появляется искра. Трибунал сразу же переходит на личности, унижения, припоминание всех прошлых и будущих грехов, что скоро закостенеет в качестве отечественного варианта критики. Возможность общественной дискуссии моментально нивелируется возможностью публичной мастурбации на себя самого. Всем заправляет интенция задавить и унизить, непременно продемонстрировав все свои вербальные таланты.

Одна из функций современного искусства, которая заключается в переопределении публичного пространства, не заканчивается на художественных проектах и жестах, а продолжается в поле коммуникации профессионального сообщества, где должны устанавливаться более адекватные времени механизмы диалога. Но в большинстве случаев «изменения» в диалогическом поле сегодня происходят за счет постоянного раскачивания маятника – от полной виктимизации до демонизации всех сторон, участвующих в коммуникации. Новое политическое измерение дискуссии от исключительно кулуарных обсуждений трансформировалось в конкурс «кто дальше плюнет».

Конкуренция в поле культуры, как и в любой другой сфере, способствует развитию. Но пока что украинское культурное сообщество играет лишь в гибридную форму соперничества, где сталкиваются не проекты, а «недооцененные» эго их создателей, тем самым приостановив возможность совместной работы и дискуссий (допуская их исключительно в кругу единомышленников), но развивая мастерство оскорбления и насмешки. Борьба за символические ресурсы, место на воображаемом олимпе, звание, кто же больше «ущемлен» в сегодняшнем украинском искусстве, скорее всего прекратится сама собой, когда это наскучит даже самым активным ее участникам.

И уже после появится возможность перейти на уровень аргументированной критики (конструктивной, а не уничижающей), диалога не в стиле «петушиных боев», а с уважением другого и наличием понимания, что все имеют право на мнение, позицию и ошибку. Такое уважение не должно содержать отвратительно-положительное отношение ко всем вокруг, а лишь позволит случиться такому долгожданному разделению личного от профессионального, что будет способствовать развитию адекватного разговора, который даже при наличии жесткой критики не будет вызывать чувства тошноты.

Виктория Бавыкина Виктория Бавыкина , Арт-критик, куратор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram