ГоловнаБлогиБлог Татьяны Безрук

Помогут ли украинские депутаты родственникам пропавших без вести в Крыму?

В доме Умара и Лили Ибрагимовых всегда кто-то остается дома. Он полон надежд и ожидания на возвращение их сына - Эрвина Ибрагимова, которого похитили 26 мая 2014 года.

Фото: Макс Требухов

Где мой сын? Где они его держат? Почему не отпускают? - задается вопросом отец Эрвина, который не пропускает ни одно судебное заседание в деле его сына.

Похищение Ибрагимова произошло недалеко от их дома, в Бахчисарае. Эрвина остановили люди в форме ГИБДД и попросили документы на машину. Он позвонил отцу, узнать есть ли дома какие-то из этих документов, и связь с ним пропала.

На обнаруженном на следующий день видео с камер наблюдения – записано как машину Эрвина останавливают, как он пытается бежать, его догоняют, хватают, насильно сажают в машину и увозят в неизвестном направлении. С того дня и до сих пор неизвестно, где находится мужчина и что с ним происходит.

Эрвин Ибрагимов - член Бахчисарайского городского меджлиса, член исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар, делегат Курултая крымскотатарского народа. До 2014 он был государственным служащим, работал в горисполкоме Бахчисарая. После оккупации Крыма уволился по собственному желанию в протест оккупации Крыма Россией, несмотря на уговоры вышестоящего начальства.

С весны 2014 года в Крыму также, как и Эрвина, похитили еще 17 человек. Большинство из них - крымские татары. Дела в расследовании этих похищений не двигаются. Адвокат Эмиль Курбединов так и не может добится хотя бы доступа к материалам следствия. По мнению адвоката затягивание расследования этих дел связано непосредственно с ролью российского государства в их похищении.

Крым, который мы так любили за его синее море и летние горы, давно перестал быть курортом. Он превратился в полуостров страха и неведения кто может оказаться следующим в списке пропавших или задержанных. Мы не можем проследить логику в этих похищениях, но знаем детали некоторых из них.

В сентябре 2017 года сотрудниками ФСБ был похищен Ринат Параламов. После обыска в его доме, сотрудники силовых структур сказали Параламову, что увозят его в управление Федеральной службы безопасности в Симферополе. Но туда он не приехал. Ринату завязали глаза, пытали током, били, потом предложили подписать соглашение о сотрудничестве. Сотрудничество заключалось в том, что мужчина должен был ходить в мечеть и слушать разговоры крымских татар. В случае отказа - на него заведут уголовное дело и посадят на 15 лет.

После того как Параламов согласился на сотрудничество - его отвезли в район Марьиной рощи в Симферополе и сняли срежиссированное видео, как он якобы прятал патроны, которые сам же и выкопал в присутствии ФСБ. Параламову удалось выехать из Крыма и забрать семью. Но что делать родным тех, кто пока не нашелся?

Украинское законодательство о похищении людей не адаптировано к условиям вооруженного конфликта и аннексии, не предусмотрен алгоритм действий в случае похищений, в том числе чиновниками иностранного государства. Все те, кто пропал в Крыму с начала введения российских войск на полуостров, считаются пропавшими без вести как и в мирное время.

В ноябре 2016 был разработан законопроект №5435 по статусу пропавших без вести, который направлен на урегулирование этих вопросов и применяется исключительно к лицам, пропавших без вести в условиях вооруженного конфликта, в связи с военными действиями, беспорядками внутри страны, чрезвычайными ситуациями и проч.

В законе закрепляется обязанность Украины продолжать розыск пропавших без вести до выяснения их местонахождения или определения места захоронения или местонахождение останков. Согласно законопроекту государство обязано принять все возможные меры по розыску лица, пропавшего без вести. Предполагается, что розыск может осуществляться на контролируемой и временно неконтролируемой территории Украины с привлечением Международный комитет красного креста и других международных гуманитарных организаций.

Законопроект определяет с какого времени человек считается пропавшим без вести, а также предусматривается учреждение комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, которая является постоянно действующим вспомогательным органом Кабинета Министров Украины. Комиссии координирует деятельности органов, уполномоченных за розыск лиц, пропавших без вести. Устанавливается также Единый реестр лиц, пропавших без вести, в котором собирается вся информация о пропавших.

Законопроект прошел первое чтение и 21 июня народные депутаты снова будут голосовать по его тексту, в этот раз уже за основу и в целом. В проекте для второго чтения внесены важные дополнения: выплаты для лиц, пропавших без вести во время прохождения военной службы в связи с вооруженным конфликтом и криминализации насильственных исчезновений. Это положение введено с тем, что родственники пропавшего без вести человека, находящиеся на полном его содержании (в частности, дети) - социально уязвимы и требуют дополнительной социальной защиты. Таким лицам может быть предоставлено право получать пенсию в связи с потерей кормильца.

И последнее важное положение - внесение изменений в Уголовный кодекс Украины для криминализации насильственных исчезновений. На данный момент все насильственые похищения в Крыму квалифицируются либо как убийство, либо как незаконное лишение свободы. Понятно, что оснований для квалификации как убийство нет, поскольку нет доказательств, что это было убийство, и это особенно тяжело для родственников, поскольку они ждут, и надеются, что их пропавшие сыновья живы и скоро вернуться домой.

Кроме того, Украина присоединилась и ратифицировала Конвенцию о защите всех лиц от насильственных исчезновений. Конвенция является обязательной для Украины и содержит требование к государствам-участникам принять все необходимые меры, чтобы насильственные исчезновения являлись преступлением по национальному уголовному праву.

В 2017 в рамках Универсального Периодического Обзора ООН Украина получила рекомендации полностью имплементировать Конвенцию в национальное законодательство. Рабочая группа ООН по насильственным исчезновениям и Комитет ООН по насильственным исчезновениям при толковании этой нормы, отмечают, что наличие подобных составов в уголовном законодательстве является недостаточным, и необходимо введение отдельного состава преступления в уголовное законодательство как “насильственное исчезновение” и применяется ко всем государствам без исключения.

Многие из этих юридических аспектов чужды и непонятных жителям не только материковой Украины, но и крымчанам, которые никогда не сталкивались с насильственными исчезновениями их родственников. На полуострове продолжают пропадать люди, а сам Крым все реже появляется на страницах газет, но это совсем не означает, что там ничего не происходит. Два года ожидания в доме Ибрагимовых уже давно не новость и хорошо, если это поймут народные депутаты.

Текст написан в соавторстве с правозащитницей Евгенией Андреюк.

Татьяна Безрук Татьяна Безрук , Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram