ГоловнаБлогиБлог Владимира Шевченко

Закон «Об ОСАГО: быть или не быть»?

В начале сентября Верховная Рада Украины не смогла принять новую редакцию закона «Об ОСАГО» (законопроект 3670д). У этого события есть ряд причин, от системных – недооценки социальной важности и значимости законопроекта, до ситуационных – неудачного времени вынесения законопроекта в зал, когда значительная часть депутатов просто отсутствовала на рабочем месте.

Фото: www.capital.ua/Алексей Солодунов

Закон «Об ОСАГО» регулирует важную для многих украинцев сферу жизни (в стране более 10 млн. автомобилей, из них более 6 млн. принадлежат частным лицам), поэтому вопрос модернизации законодательства не может быть просто снят с повестки дня.И коллеги по страховому рынку, и обычные автовладельцы хотят знать - каковы перспективы того, что важные изменения, заложенные в том проекте закона, который не был принят, все-таки будут закреплены на законодательном уровне?

Сейчас я могу сказать уже определенно: работа над совершенствованием украинского законодательства в сфере ОСАГО будет продолжена. В частности, депутаты-представители профильного комитета ВРУ по финансовой политике и банковской деятельности понимают, что стране необходимы современное регулирование рынка ОСАГО и готовы поддержать активность в этом направлении.

В ближайшее время мы объединим силы для разработки нового законопроекта, в котором в том числе будет устранен ряд недоработок и спорных вопросов, которые были присущи непринятому законопроекту 3670д.

Скорее всего, сейчас мы будет готовить не узкоотраслевой закон «Об ОСАГО», а более широкий системный законопроект, включающий в том числе и нормы, касающиеся безопасности дорожного движения и в котором будет рассматриваться имплементация норм евродиректив (директива 2009/103/ЕС) и повышение лимитов ответственности.

В новый законопроект будут заложены те же ключевые принципы развития и регуляции рынка ОСАГО и защиты прав потребителей:

• Упрощение механизма заключения договоров страхования и контроля за их наличием (в частности, создание полноценной законодательной базы для работы системы «электронный полис».)

• Улучшение качества предоставления страховой услуги:

o повышение лимита страховых выплат за ущерб автомобилю, жизни и здоровью потерпевших

o контроль соблюдения сроков урегулирования страховых событий

o выплаты без франшизы и учета износа

o введение обязательной системы прямого урегулирования

• Усиление гарантийной функции МТСБУ по осуществлению выплат физическим лицам по обязательствам проблемных страховщиков (начало осуществления процесса выплат не после завершения процедуры банкротства и подписания ликвидационного баланса, а сразу же после исключения компании из членов МТСБУ)

Есть также ряд норм, которые вызывали дискуссии как в профессиональной среде, так и между представителями рынка и законодательной власти. Готовя новую редакцию законопроекта, регулирующего рынок ОСАГО, нам необходимо прийти к единому мнению по этим пунктам.

Это касается вопросов «электронного полиса» - должен ли быть онлайн формат полиса единственной формой договора ОСАГО или одним из вариантов, наряду с сохранением бумажной формы договора. Законодательные изменения необходимы, в первую очередь, для изменения самой сути проверки наличия договора ОСАГО: с существующего ныне «водитель предоставил для проверки полис» на «у водителя есть заключенный договор». Договор может быть электронным, и существовать в виде записи в ЦБД МТСБУ, которая является единым источником подтверждения наличия и подлинности договора ОСАГО. Контроль же за наличием полиса должен осуществляться Нацполицией с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Также важно прийти к единому видению изменений норм закона относительно льготных категорий автовладельцев. Актуальность вопроса показывают цифры: в первом полугодии 2018 г. выплаты за эту категорию граждан выросли более чем в два раза (до показателя более 13,5 млн. по сравнению с показателем 6,6 млн. грн. в первом полугодии 2017 г.). С одной стороны, государство должно сохранить льготы для ряда категорий граждан, с другой – нынешняя немонетизированная форма льготы, когда часть автовладельцев просто освобождается от необходимости заключать договор ОСАГО, создает целый ряд перекосов в процессе организации выплат. Гораздо более удобным и современным решением будет монетизация льгот, т.е. договоры будут обязаны заключать все автовладельцы, а государство обеспечит льготу в виде целевой денежной компенсации за приобретенный полис.

Также открытым остается вопрос о системе корпоративного управления Бюро, которая должна соответствовать принятой декларации о принципах корпоративного управления МТСБУ, и позволяла бы сформировать прозрачную и эффективную систему управления.

Сейчас мы уже четко можем заявить: обновлённый вариант законопроекта, регулирующий сферу ОСЦПВ, будет разработан и подан в ВР. Он будет охватывать более широкий спектр вопросов безопасности дорожного движения и страхования, чем нынешний закон об ОСАГО. При его подготовке мы планируем доработать все спорные вопросы, расширить имплементацию норм евродиректив, и таким образом, принять системный и целостный законопроект, нацеленный на долгосрочное развитие рынка ОСАГО, повышение уровня сервиса и защиты автовладельцев. Как и при разработке предыдущей редакции нового законопроекта, МТСБУ готово взять на себя функции консолидации позиции страховщиков. Также эффективным шагом будет инициация общественных слушаний и круглых столов, что позволит четче выявить вопросы, волнующие широкий круг автовладельцев, и привлечь внимание парламентариев к социальной важности и необходимости принятия нового законодательства в сфере ОСАГО.

Владимир Шевченко Владимир Шевченко , генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram