Минфин - бюро переводов? Или несколько слов об очередной налоговой реформе

Как заместитель Председателя ГФС с мая по сентябрь 2015 года, который работал с упомянутыми в данном посте людьми и как эксперт, считаю необходимым высказаться по этой проблематике, особенно учитывая информацию, что 21.10.2015 в Верховную Раду будет внесен альтернативный проект налоговой реформы, разработанный профильным комитетом ВР.

Фото: www.facebook.com/minfin.gov.ua

Но сначала о проекте "реформы" от Минфина.

Концепция, казалось бы, очень простая. Все налоги по 20%. Правда таким образом предусматривается не понижение, а повышение ставок основных налогов. Так, большинство граждан платят налог на доходы физических лиц по ставке 15%. Теперь будут платить 20%. Ставка налога на прибыль предприятий увеличится с 18 до 20% и НДС составит 20% для всех видов товаров и услуг (сейчас также действуют ставки 0 и 7%), то есть по факту давление на экономику от почти всех налогов увеличится.

Украине действительно нужны качественные изменения в налоговой системе. Но необходимо не на слайдах горе-презентаций, а в реальной жизни создать условия для инвестиций и повысить привлекательность украинской экономики. В этом смысле, очевидно, Министерство финансов предпочитает не делать ничего конструктивного, а просто ретранслировать мнение МВФ.

Еще интересно, что реформировать налоговую систему Минфин предлагает в отрыве от институциональной реформы Государственной фискальной службы, которая стала пробуксовывать, когда в парламенте осознали ее абсурдность (по крайней мере, в части ликвидации системы таможенных органов).

То есть, два жирных минуса Минфину - один за "реформу" ГФС и второй за налоговую "реформу". О "супер-реструктуризации" госдолга напишу как-то отдельно...

Теперь о реформе от профильного комитета Верховной Рады.

Похоже, что комитет предлагает хотя бы частичное снижение налоговой нагрузки на экономику. Ставка налога на прибыль предприятий в размере 15% и такая же ставка НДС действительно могут помочь бизнесу пережить текущую непростую ситуацию и хоть немного увеличить ликвидность. Относительно же снижения налога на доходы физических лиц до 10%, то этот шаг представляется не совсем логичным, поскольку украинцы уже привыкли платить 17-20% и не понятно каким образом такая низкая ставка именно НДФЛ будет способствовать выводу заработных плат из тени. В тоже в время, ставку ЕСВ предлагается установить на уровне 20%, а ведь именно этот налог создает реальную нагрузку для бизнеса.

Отрадно правда, что комитет старается проводить налоговую реформу вместе с институциональной реформой ГФС, в частности, предполагается возобновление автономного статуса таможенных органов (создание отдельного органа исполнительной власти в подчинении Минфина) и кардинальная реформа налоговой милиции. Отмечу, что сейчас налоговая милиция остается точно таким же средством давления на бизнес и вымогательства как и раньше. К сожалению, качественных изменений в работе этого органа не произошло. Совсем недавно пришлось столкнуться с откровенным "беспределом" налоговой милиции Житомирской области - привет Сергею Билану.

А Минфину пора бы наконец-то начать выполнять функции центрального органа исполнительной власти в сфере финансов, а не с горем пополам переводить рекомендации МВФ с английского языка на украинский. Хотя, видимо, министру финансов Наталье Яресько и ее заместителю Елене Макеевой в роли высокопоставленных переводчиц гораздо комфортнее чем в роли государственных деятелей.

Костянтин Лікарчук Костянтин Лікарчук , Адвокат, директор Юридичного бюро Лікарчука
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram