Учиться мыслить по-новому

Почему для проведения реформ необходимы изменения в сфере образования?

Как вы уже заметили, последнее время говоря о реформе Нацгвардии мы очень много времени уделяем вопросам образования и подготовки личного состава. В чем, собственно, нет ничего удивительного. Реформа – это не новые названия подразделений или новые воинские звания. Реформа – это, прежде всего, смена подходов, смена образа мысли, смена парадигмы. И без соответствующих изменений в системе образования нужных нам результатов от реформы Национальной гвардии Украины мы не получим.

Фото: Сергей Нужненко

Вопрос изменения системы образования и подготовки находится на особом контроле командующего Национальной гвардии Украины - генерал-лейтенант Юрий Аллеров прекрасно понимает важность этого направления реформы и уделяет ему огромное внимание. Имея за плечами серьезный опыт, Юрий Владимирович не просто наблюдает со стороны - он вносит собственные предложения, делится идеями.Итак, как сейчас готовят личный состав Нацгвардии и какие изменения планируются в ближайшее время?

Квалифицированные кадры для НГУ в основном готовятся в двух местах: это Национальная академия Национальной гвардии Украины (здесь готовят офицеров) и учебный центр НГУ в Золочеве (тут идет подготовка сержантского состава). В подготовке и тех, и других есть основная общая черта – отсутствие специализации.

Что это значит? В соответствии с функциями, возложенными на Нацгвардию, подразделения, входящие в ее структуру, имеют определенную специализацию: роты оперативного назначения, подразделения по противодействию массовым беспорядкам, подразделения по охране особо важных объектов и подразделения, выполняющие конвойные функции. Логично было бы и командиров для этих подразделений и готовить в соответствии со специализацией – но нет.

На данный момент действует еще советская система образования и подготовки. Всех офицеров обучают по одинаковым программам – учат организовывать подавление массовых беспорядков, проводить боевые действия, организовывать охрану различных объектов и т.д. То же самое касается подготовки сержантского состава. По идее, на выходе должен получиться универсальный командир, способный выполнять любые задачи. По факту - тот случай, когда «все сразу – и ничего толком». Безусловно, командир, который будет руководить подразделением в составе НГУ должен иметь представление о том, как организовать осуществление всех ее функций. Однако, согласитесь: операцию на сердце лучше сделает кардиохирург, чем врач общей практики.

Идея, над реализацией которой мы сейчас работаем, состоит в следующем. Штаб Нацгвардии на основе заявок, поступивших из территориальных управлений и в соответствии с имеющимися планами, формирует заказ для Национальной академии НГУ. В заказе указывается, сколько офицеров в части какого назначения необходимо подготовить. В Академии проходит распределение курсантов в соответствии с заявкой, курсанты проходят специализацию – и Национальная гвардия именно тех офицеров, в которых нуждается. Часть получает эффективных командиров, которые знают, как наладить работу по выполнению именно тех задач, которые перед подразделением стоят.

Следующий момент (опять же, наследие советской системы) – это подготовка личного состава. Сейчас это работает следующим образом: командир взвода проводит со всеми своими подчиненными (а это почти 20 человек) занятия. Один по всем предметам и дисциплинам: и по строевой подготовке, и по физподготовке, и по стрельбе, и по теории, т.д. Это около 500 часов учебных занятий. Есть у командира достаточное количество времени на достаточную подготовку к занятиям? Думаю, нет. Есть у него время на то, чтобы повышать свой уровень знаний? Думаю, тоже нет. Может один человек качественно подготовить по всем дисциплинам? Считаю, не может. Соответственно, уровень подготовки личного состава получается ниже, чем должен быть.

На примере лучших армий мира мы видим, что индивидуальной подготовкой личного состава (до уровня взвода) занимаются в основном сержанты. Именно в этом их основная роль – они лидеры солдат, те, на кого равняются бойцы. Офицеры же занимаются отработкой взаимодействия между подразделениями, разрабатывают планы – то есть занимаются более глобальными вещами.

На данный момент командой Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» предложены изменения в системе подготовки, которые предполагают распределение преподавательской нагрузки между офицерами и сержантами. На плечи сержантов лягут дисциплины, которые можно отнести к индивидуальной подготовке бойцов (огневая подготовка, физподготовка, строевая, взаимодействие на уровне отделения и т.д.) – это порядка 300 учебных часов. Офицеры будут проводить с военнослужащими занятия по изучению уставов, психологической подготовке, боевому слаживанию на уровне взвода и т.д. – порядка 160 учебных часов.

Такое распределение ролей решает несколько задач. Во-первых, офицеры будут иметь больше времени для подготовки материалов и информации для занятий. Кроме того, у них появится время не только на то, чтобы повышать свой уровень владения материалом, но и для выполнения своих прямых обязанностей как офицеров. Это, соответственно, положительно скажется на уровне подготовки подразделений. Во-вторых, система, когда именно сержанты ведут индивидуальную подготовку бойцов, укрепит авторитет младших командиров и превратит сержантов в тот самый становой хребет армии. Сержанты действительно станут опорой офицеров.

Тут, кстати, важно дополнить, что в программе подготовки сержантов сейчас отсутствует курс командирской подготовки. Лидерство должно преподаваться сержантам в обязательном порядке. Ведь они, в первую очередь, – лидеры солдат.

В итоге мы получим подразделения, которые будут действительно хорошо подготовлены и будут обладать именно теми знаниями, которые необходимы для выполнения задач, стоящих перед НГУ.

Естественно, на начальном этапе мы столкнемся с проблемой отсутствия квалифицированных кадров именно для проведения индивидуальной подготовки. Предполагается, что задача будет решена следующим образом: на базе учебного центра НГУ в Золочеве подготовят военнослужащих, из которых будет создан отдельный батальон инструкторов-специалистов по конкретным направлениям. Эти инструктора будут направлены в оперативно-территориальные управления для того, чтобы на местах имели возможность наладить подготовку личного состава по новым принципам. Далее к инструкторам присоединятся сержанты, прошедшие подготовку в сержантской школе в Золочеве. Такой подход позволит осуществить переподготовку личного состава Нацгвардии в максимально сжатые сроки и сделать этот процесс безболезненным.

Изменение системы образования и подготовки важно не только для Национальной гвардии Украины. Без реформ в этом направлении невозможны системные изменения в секторе государственной безопасности и обороны. Пока мы не научим людей, которые принимают решения, мыслить по-новому, пока мы не выработаем у них единые принципы принятия решений, пока не научим их разговаривать на одном языке – реформа не будет полноценной.

Поэтому основная помощь, которую мы должны получить от наших иностранных партнеров – это помощь образовательная. Нам очень важно построить целую систему носителей знания здесь, в Украине. Только обеспечив сектор государственной безопасности и обороны квалифицированными кадрами, мы сможем построить такую страну, с которой трудно будет разговаривать с позиции силы.

Константин Паршин Константин Паршин , Заместитель командира 129 батальона
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram