ГоловнаБлогиБлог Евгения Кохненко

Национализация «Привата» и приватизация нации

Национализация «Приватбанка», о которой говорили так долго, произошла. Точнее так: о национализации говорили так долго, что она произошла. Для меня причинно-следственная связь очевидна. Дмитрий Дубилет, директор банка по информационным технологиям, утверждает, что согласие собственников «Привата» на «мирную» национализацию было получено в результате той массированной информационной атаки, которую мы наблюдали на прошлой неделе.

Фото: Макс Требухов

Даже если не доверять словам банкира, это предположение подтверждает и опыт многочисленных компаний, ранее приватизированных или выставленных на продажу: от Одесского припортового завода до региональных энергетических компаний. Тут процесс вроде бы противоположный: национализация вместо приватизации — но сценарий тот же самый. Разрушение репутации, посев паники среди клиентов и партнеров — как результат либо снижение цены, либо подавление воли к «сопротивлению».

Надо отдать должное «Приватбанку»: финучреждение не только создало крупнейшую среди частных банков сеть, но и стало наиболее технологически продвинутым банком страны, сделав безналичные расчеты таким же обыденным делом, как поездка в общественном транспорте.

К «Приватбанку», конечно, была масса вопросов (из-за которых его якобы и национализировали в конце-концов). Но такие вопросы были и к другим игрокам финансового рынка. Тем не менее Нацбанк всё это хладнокровно терпел, подбрасывая и «Привату», и другим финучреждениям то 5, то 10 млрд грн рефинансирования.

Что будет с «Приватом» дальше? Докапитализация, стабилизация, возможно, оптимизация. Если проще: преобразование банка за счет нового собственника — государства. А точнее за счет налогоплательщиков. Нам еще до национализации успели намекнуть, что «жити по-новому» банк начнет благодаря финансированию МВФ. Если так, то рассчитываться с МВФ всё равно придется из бюджета.

Цена вопроса — около 100 млрд грн по самым оптимистичным оценкам. По пессимистичным — до 200 млрд грн. Этими деньгами «заколотят» бреши в бюджете «Приватбанка», в том числе и образовавшиеся после кредитования компаний теперь уже бывшего собственника.

Ну а самое интересное в этой истории будет, конечно, в финале: после приведения дел «Привата» в порядок его выставят на продажу. Фамилию покупателя предсказывать не будем. Но выбор не настолько велик. И понятно, что это будет человек, абсолютно лояльный к правящей группе.

Государство, которое часто называют неэффективным собственником, как правило оказывается и неэффективным продавцом. Примеры упомянуты выше: от ОПЗ до различных облэнерго. То есть нет никаких надежд на выгодную приватизацию «Приватбанка», покрывающую хотя уже понесенные и будущие расходы бюджета на него.

Вывод прост: деньги граждан Украины, от 100 до 200 млрд грн, будут потрачены на ликвидацию последствий ошибок и нарушений чиновников и банкиров.

Евгений Кохненко Евгений Кохненко , Практикующий юрист, лидер общественной организации "Творим добро вместе" (Запорожье)"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram