ГоловнаБлогиЕвгений Деменок

Что бы я делал десять лет назад

Как много миллиардеров встречали вы в своей жизни? Я – всего трёх. Знаю, немного. Не сомневаюсь, что некоторые мои друзья близко знакомы с какими-то миллиардерами и даже пьют по вечерам с ними чай на завалинке. У кого-то, наоборот, всё ещё впереди. А может, кто-то и сам вскоре станет миллиардером, и тогда у меня станет одним знакомым миллиардером больше.

Фото: earnmydegree.com

С первыми двумя я познакомился на работе. Это скучно, не будем об этом. С третьим, собственно, я тоже познакомился по работе, но совершенно в других обстоятельствах. Мы одновременно оказались в туалете. Справляли нужду у соседних писсуаров. Интересно? Расскажу подробнее.

Его имя Йон Цириак. Самый богатый человек в Румынии. Бывший профессиональный теннисист и хоккеист. «Бульдозер из Брашова». Он держал в ежовых рукавицах Бориса Беккера, став его первым менеджером. Затем к Беккеру добавились Анри Леконт, Горан Иванишевич, Марат Сафин. Менеджер и промоутер профессиональных теннисных турниров в Румынии, австрийском Кицбюэле, немецком Штутгарте. Сегодня он владелец турнира Madrid Open, который приносит ему 35 миллионов евро чистой прибыли в год. После крушения социалистического лагеря основал первый в Румынии частный банк Banca Țiriac, сегодня UniCredit Ţiriac Bank. Потом началось – авиаперевозчик, страховые компании, ритейл, сети автосалонов. Председатель Олимпийского комитета Румынии. Любимый город – Мадрид. Живёт в основном в личном самолёте – бизнес требует мобильности. Коллекционирует раритетные автомобили – например, Rolls-Royce Phantom IV, из выпущенных восемнадцати экземпляров у него два. Больше – только у короля Испании, которому они достались в наследство от каудильо Франко.

На одном из них он и приехал на вечеринку, куда мы пригласили его рассказать о себе и поделиться секретами успеха. Приехал без охраны, только с водителем – какая же это вечеринка без хорошего вина? Значит, кто-то должен отвезти домой.

После откровенного рассказа о своей жизни и бизнесе ему захотелось выйти в туалет. Мне тоже. Клянусь, я за ним не следил. Просто так совпало. В эти несколько секунд, когда наши локти чуть ли не соприкасались, мне хотелось спросить о многом. Представиться, в конце концов. Не решился, увы. Обидно, конечно – он мог бы узнать много интересного об Одессе.

Когда мы вернулись в зал, он сказал главное. Не знаю, что его вдохновило; могу только догадываться. Он сказал, что если бы мог вернуться на двадцать лет назад, в начало 90-х, то не создавал бы ни банк, ни страховые компании и уж тем более не торговал бы автомобилями. Он бы просто купил недвижимость на все деньги, которые смог бы найти. Купил, подождал двадцать лет и перепродал бы. И заработал бы гораздо больше, чем во всех своих бизнесах. Ничего при этом не делая. Всё.

И тут начал вспоминать уже я. Нет, конечно же, не вслух. Про себя, никому ничего не рассказывая – разве что вам.

Я вспомнил, как в 2002 году сотка земли на Фонтане в Одессе стоила четыре тысячи долларов. Сумасшедшие деньги. А в 2007 году она уже стоила сорок тысяч. В общем, купив участок в пятнадцать соток и подождав пять лет, просто лёжа на диване, можно было заработать поллимона зелени.

Я вспомнил, что двушка на Пресне в Москве, в сталинском доме, к которой я присматривался, но так и не купил, стоила в 2001 году восемьдесят тысяч долларов. Шестьдесят метров. Нужно ли говорить, сколько она стоила в 2008, до кризиса?

Я вспомнил, как украинский фондовый рынок вырос в 2007 году на 137 процентов, и все мы понесли в начале 2008 года свои деньги в фонды, ожидая повторения успеха. Но успех был запрограммирован не для нас, а для больших иностранных инвесторов, для которых любезная премьер с косой даже понизила на месяц курс доллара – чтобы они заработали ещё больше. А потом доллар стал стоить не 4,5, а все 10 гривен.

О, сколько нам открытий чудных готовил ипотечный кризис!

Уверен, каждому есть о чём вспомнить. И о проданных в начале 2000-х квартирах, цены на которые выросли потом в несколько раз, и об участках земли, купленных в кредит на самом пике цен, перед кризисом, и которые не стоят сейчас ничего.

Йон Цириак уже уехал в свой, наверное, роскошный дом на ретро-каре, а я всё ещё вспоминал. И думал, что бы сделал я, если бы у меня была возможность вернуться на двадцать лет или даже на десять лет назад и немного денег. А лучше – много.

Все делают ошибки, даже миллиардеры.

Это утешает.

Правда?

Евгений Деменок Евгений Деменок , Один из организаторов «Форума одесской интеллигенции». Член Президентского совета Всемирного клуба одесситов.
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram