Майдан и война на востоке заставят поменять распределительный механизм

В нашем обществе возникла новая дискуссия, которая призывает к разработке новой экономической модели, основанной на меньшем неравенстве. Майдан и война на востоке Украины показывают нашим властям то, что если они не будут менять распределительный механизм, включая налоги и прочее, народ их в бараний рог согнет и в табак сотрет.

Фото: Макс Левин

Поэтому на повестке дня два актуальных вопроса: к чему мы сейчас должны стремиться? И как это осуществить? Чтобы каждый гражданин в своем доме и в родной Украине считал себя счастливым, испытывая чувства общности и единства. И, наконец-то, перераспределение должно рассматриваться властями как стимул для экономического роста, изменение парадигмы, что можно выразить в лозунге: «Общества с меньшим неравенством работают эффективней», который заимствован из книги Кейт Пикет и Ричарда Вилкинсона «Духовный уровень: почему большее равенство делает общества сильнее».

Недавно Всемирный банк провел исследования, которые показали, что чрезмерное неравенство вредит и экономическому росту, и развитию предпринимательства. Однако все наши украинские правительства с удивительным постоянством строят все эти годы независимости исключительно такую логику экономического развития страны, при которой неравенство только растет. И чем богаче регион, тем разница больше. Особенно Киев всё это ярко и показательно демонстрирует.

Сегодня, как никогда ранее, к числу факторов, которые в связи с финансово-экономическим кризисом и войной на востоке страны могут получить дальнейшее ускоренное развитие, относятся острые социально-экономические диспропорции в социальной сфере, возникшие в ходе проводимых в Украине реформ и выражающиеся, в первую очередь, в избыточном экономическом неравенстве доходов и бедности нашего населения. Однако до сих пор в социально-экономическом положении Украины задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно. Поэтому успешность решения социальных проблем ставится в полную зависимость от роста макроэкономических показателей, а пока этого роста нет — то существует ограниченность средств, направляемых на развитие социальной сферы и социальную поддержку бедных слоев нашего населения.

Такой подход в текущих условиях позволяет правительству замораживать бюджетные расходы, в том числе на пенсии, пособия, заработные платы в бюджетной сфере и т.п. Но надолго ли хватит запаса прочности КМУ и на чем еще можно сэкономить, чтобы не допустить резкого снижения уровня доходов населения и свертывания социальных программ?! Ведь даже при успешном преодолении нашего системного кризиса при сохранении сложившихся распределительных отношений уровень социально-экономических диспропорций будет только нарастать.

Нынешняя политика правительства А.Яценюка по снижению масштабов бедности может служить хорошей иллюстрацией недооценки и даже непонимания этой острой и актуальной проблемы. Определяя уровень бедности на основе прожиточного минимума, КМУ связывает снижение масштабов бедности только с зарплатами бюджетников, пенсиями и другими пособиями, выделяя для этого средства и наивно полагая, что эти средства в основном попадают к бедным. Но, как показывает детальный анализ на уровне различных доходных групп населения, даже достаточно радикальные предложения по ограничению максимальных размеров пенсий, которые в последнее время афишируются многими экономистами и политиками, не могут привести к заметным сдвигам по снижению бедности и избыточного неравенства.

Более того, измерение уровня бедности на основе уровня прожиточного минимума не является достаточно объективным, так как этот уровень определяется на основе субъективных оценок, и в современных условиях, особенно на территории АТО, уже не отражает реальной ситуации с бедностью. Говоря о динамике показателей бедности и возможных путях снижения ее масштабов, необходимо ясно представлять, как она измеряется в Украине и в мире, а также уяснить разницу понятий абсолютной и относительной бедности.

Динамика показателей абсолютной бедности (этот показатель используется у нас) базируется на понятии прожиточного минимума, и помимо динамики показателей доходов совершенно естественно зависит от значения и динамики изменений этого минимума. Прожиточный минимум в 2014 г. в Украине на трудоспособное лицо составляет 1218 грн., а для утративших трудоспособность – 949 грн. (планировавшeеся ранее повышение с июля и с октября 2014 г. было отменено Законом № 1165-VII oт 27.03.2014).

Показатели относительной бедности, где в качестве её границы выступает, как правило, 60% от среднего уровня доходов, используются в странах ЕС. Но обратимся к аналогичным показателям ряда стран Запада. В США так называемая нижняя планка среднедушевых доходов составляет 3470, Германии – 3000, Бельгии – 1800, в Греции (далеко не самой богатой державе) – 1200 американских долларов.

Увы, но у нас численность относительно бедного населения Украины (с доходом на душу менее 60% среднедушевого дохода) росла с небольшими колебаниями все последние двадцать лет. И сейчас более половины населения Украины остается относительно бедным. По оценкам экспертов, фактически 60% населения не дотягивает до границы относительной бедности, а 30% населения находится на пороге абсолютной бедности.

Вчера встречался с депутатами ВРУ, говорили о разработке новой экономической модели, основанной на меньшем неравенстве. И уже после беседы невольно остановил себя на мысли: «Ну, просто зацементировалась у этих ребят традиция еще советской эпохи – говорить правду о дне вчерашнем, для того, чтобы показать величие планов на будущее». Думаю, нет смысла связывать себя обещаниями догнать Запад к такому-то году. Слишком велик разрыв. Слишком печален опыт прошлых подобных гонок. Надо, как минимум, говорить людям правду.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram