Ударят ли новые налоги по среднему классу?

Налоговая система – залог здоровой экономики, и, пожалуй, сейчас всем понятно, что попытки осуществления реформ без приведения налоговой системы в соответствие с социально-экономической ситуацией в Украине обречены на провал. И это так. Мы дошли до «точки», петух уже клюнул.

Фото: www.b24.am

Судите сами, в этом году резко поднялись ставки налогов. Особенно предприниматели-средний класс заволновались и пытаются разобраться, в чем же состоит наша новая налоговая политика? Вот только несколько примеров. Итак, с 1 июля текущего года в соответствии с Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», который Верховная Рада утвердила 27 марта 2014 г. в качестве выполнения условия МВФ для выделения кредита, у нас введена прогрессивная шкала налогообложения на доходы физических лиц. Теперь будут действовать три ставки налогообложения: 15% (при доходе до 500 тыс. гривен), 20% (до 1 млн. гривен) и 25% (от 1 млн. гривен).

Таким образом, во-первых, законодатель значительно повысил подоходный налог для хорошо зарабатывающих украинцев, чей общий доход за год превысит 500 тыс. гривен (41,7 тыс. грн. в месяц) нужно будет отдать государству не 17%, а 20%, а людям, заработавшим 1 млн. гривен (83,3 тыс. грн. в месяц) — все 25%. Во-вторых, введен отдельный налог на пассивный доход для украинцев, которые зарабатывают крупные суммы: на процентах по депозитам, паях в кредитных союзах, ценных бумагах и пр.. На практике это выглядит так: при размещении депозита в 100 тыс. грн. под максимальную на сегодня ставку 26%, вкладчик получит доход в размере 26 тыс. грн. за год. Именно с этих денег нужно будет заплатить 17% налога — 4420 грн. Прибыль от размещения денег в банке составит 21580 грн. Изначальные 100 тыс. грн., положенные на депозит, налогом облагаться не будут.

И уже совсем недавно, 25 июля 2014 г. заместитель министра финансов Владимир Матвийчук заявил: «Мы согласились с предложениями народных депутатов о возможности введения специального военного налога 1,5% от зарплаты». По словам замминистра финансов, введение такого налога позволит саккумулировать до конца 2014 года 2,9 млрд. гривен на цели обороны. Но почему наш Минфин считает, что налоговая система – это не способ стимулирования экономики? Не здесь ли проблема сидит? Правда, в Верховной Раде идея военного налога понравилась далеко не всем депутатам. Принятие законопроекта может оказаться непростым, т. к. в парламенте сейчас работают над альтернативными законопроектами, к примеру, депутаты внесли законопроект, предусматривающий новый налог для большого бизнеса — 0,25% с оборота на обеспечение нужд армии.

Это серьезный сигнал бизнесу, что в любой момент могут измениться правила игры. Конечно, предприниматели видят, как много дается обещаний и обязательств (в том числе и нужных), и понимают, что деньги для их выполнения надо где-то брать. Когда же дело доходит непосредственно до финансирования, вдруг приходят люди, которые очень успешно лоббируют свои интересы. О чем в принципе прозрачно намекал Премьер-министр А.Яценюк в своем выступлении в конце прошлой недели в ВРУ. Словом, никто не знает, какие еще будут решения по увеличению налогового давления.

В такой неопределенности бизнес не может и не должен работать. Более того, инвестор должен четко понимать, какие налоговые ставки будут через 3-5 лет и далее. А бизнес не понимает, какие налоги будут завтра. Поэтому, прежде чем осуществлять какие-либо маневры и тем более изменения, важно властям определиться с концепцией налоговой политики и строго придерживаться ее положений. Например, во-первых, мы не должны подгонять налоговые ставки под растущие государственные расходы. Во-вторых, не повышать налоговую нагрузку на малый бизнес.

А на вопрос: «А где же все-таки брать деньги?», посоветовал бы властям к этой бездонной бочке, именуемой расходной частью госбюджета, всё-таки приделать какое-то дно. Ведь у нас по большому счету до сих пор: а) идет неконтролируемый рост расходов, причем далеко не всегда обоснованно; б) никто не может сказать, насколько эффективно используются бюджетные деньги. И прежде чем правительство будет формулировать задачу по поиску еще 1 млрд. гривен, давайте всё же изучим, а не можем ли мы по другим статьям сократить или хотя бы замедлить использование соответствующих расходов.

И что очень важно, по оценкам экспертов у нас почти 50% экономики – это «серый» сектор. Это те деньги, которые не облагаются налогами. Это те деньги, которые уходят в виде взяток в карманы чиновников-коррупционеров. Это те деньги, которые уходят в оффшоры без всякого учета. И, наконец, это те деньги, которые составляют основу издержек в цене практически любого товара. При этом, чуть ли не каждый наш гражданин задействован в этом «сером» секторе. Почему? Потому что приобретают товары, где заложена эта «серая» составляющая.

И буквально позавчера, в выходной день встречался с чиновником налоговой службы, который в момент откровения чистосердечно признался:

- Да, Родину не выбирают. И если так случилось, что твоя Родина – это территория налоговых нестыковок, то главное, что нужно уметь в бизнесе – это оптимизировать налоги. Даже немало депутатов соглашается с тем, что смысл нашей налоговой системы состоит в том, чтобы заставить бизнес лавировать между тюрьмой и сумой.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram