Не может долго развиваться экономика в ручном режиме

Последние довольно жесткие и решительные действия премьер-министра А. Яценюка, вероятнее всего, исходят из логики текущей бюджетной политики Украины. Фактически, что это означает? Думаю, правительство изо всех сил пытается достичь в статике - сбалансированности бюджета при быстро растущих обязательствах государства по оборонным и социальным проектам, включая расходы на АТО и закупку вооружения и снаряжения. В этих условиях, соответственно, также резко снижаются расходы на украинскую экономику. Словом, мы сейчас получили такую «вилку», где мы уже не можем не увеличивать статьи, связанные с обязательными военными и социальными расходами, взамен получая стремительное сокращение расходов на экономику и дополнительный мощный импульс к снижению инвестиционной активности.

Фото: www.kmu.gov.ua

Отсюда имеем дальнейшее падение ВВП страны и замедление экономического развития. Поскольку правительство взялось выводить национальную экономику из кризиса в ручном режиме, то действия властей при таком подходе становятся решающим фактором и главным риском. Учитывая, что эти действия непредсказуемы, абсолютно непрозрачны и зачастую не подчиняются разумной логике, риски, связанные с особенностями действующей экономической модели, уже начали реализовываться. Более того, на деле меры властей по формированию бюджета в текущей ситуации являются неоправданными и проциклическими (такие параметры, как совокупный выпуск, загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, общий уровень цен, прибыли корпораций). Так поступают, если завтра уже не будет. Например, для Украины очень важны бюджетные вложения в человеческий капитал для обеспечения экономического роста, особенно в среднесрочной перспективе, но этого не делается.

При этом, надо признать, что бюджетные расходы – это еще не главный фактор нашего экономического развития, т. к. они составляют максимум 20% инвестиций в основной капитал. Мы видим, что очень сильно снижается инвестиционная активность у компаний, не связанных с бюджетным сектором. Они отрицательно реагируют на другие факторы – на бюрократизацию экономики, на неопределенность в социально-экономической политике, на противоречивые заявления высокопоставленных чиновников и народных депутатов.

Конечно, сегодня популизм играет большую роль. Ведь очень выигрышно сейчас электорату активно обещать наращивать бюджет на нужды Вооруженных Сил. Пока это реализуется в приоритетнейшем порядке. А расходы на национальную экономику стагнируют. Но дальше так нельзя. Безусловно, необходимо достаточно внимания уделять оборонным вопросам, но и экономику нельзя забывать. Получается, что сейчас развитие украинской экономики мы не стимулируем ни за счет госбюджета, ни за счет частных инвестиций. И главная проблема здесь в том, что когда бизнес инвестирует в перспективы развития экономики, он смотрит на политику государства. В том числе, и на те целевые ориентиры, которые ставит перед собой государство.

Что это за ориентиры в украинской экономике? Например, в следующем году планируется прирост ВВП Украины до 1% - 1,5%. Но эти темпы роста украинской экономики ниже, чем темпы роста мировой экономики. Это очень низкие показатели для нашей страны. И бизнес, разумеется, в этих условиях не видит, куда же собственно инвестировать? Ведь инвестировать в экономику, находящуюся в стадии стагнации и даже падения, как минимум не разумно. Но в тоже время, чтобы хотя бы инвесторы с аппетитом в высокорисковые проекты поверили нам, правительству нужно срочно менять экономическую модель и действующую государственную политику по стимулированию привлечения иностранных инвесторов. Нужна новая модель экономического роста, основанная на государственно-частном партнерстве. Поэтому нам надо отказаться от бюджета стагнации и перейти к бюджету развития.

И нельзя забывать о том, какую налоговую нагрузку мы предлагаем потенциальным инвесторам. А что с налоговой нагрузкой? Она продолжает расти. Плюс власти собираются вводить еще дополнительные налоги. Почему, наоборот, они не предлагают комплексного подхода к формированию источников инвестиций в нашу экономику? К примеру, инвестиционные кредиты банков, деньги населения, необлагаемая прибыль предприятий, деоффшоризация и т.п. Но чтобы все эти инвестиции, грубо говоря, «запустить» в дело, требуется оценить различные риски и принять решение. И главное – понять, что у нас сдерживает инвесторов? Может быть, неопределенность политической обстановки? Или сложность открытия нового бизнеса?

Кому эти вопросы адресовывать? Думаю, что наша нынешняя экономическая политика более-менее хороша для стандартных экономик развивающихся рынков, но сегодня она не учитывает драматические особенности украинского кризиса. И здесь много просчетов и недоработок министерства экономического развития и торговли Украины, НБУ и Минфина. Поэтому то, как мы формируем государственный бюджет, ярко отражает нашу текущую экономическую политику. Мы всё больше склоняемся к принятию решений, носящих кратковременный характер. Но всегда надо помнить властям, что такие решения – всегда имеют меньшую эффективность. Для того, чтобы перейти к новой экономической политике, надо начать строить ориентиры развития украинской экономики на долгосрочную перспективу. И только тогда, когда мы оторвемся от этой сбалансированности бюджета в текущем году и посмотрим на сбалансированность бюджета в длительном периоде, вот только тогда у нас появятся ресурсы для дальнейшего развития Украины. Словом, мы не против того, что делает власть, мы против того, как это она делает.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram