ГоловнаБлогиБлог Даниила Монина

Бюджетная децентрализация как основа новой модели управления государством

Всем нам известно, сколько политики в последнее время говорят о децентрализации. Не оминул этот вопрос и Минфин. На своей презентации по бюджету 2015 Оксана Маркарова также много внимания уделила этому вопросу, рассказывая насколько процентов в номинальном выражении выросли собственные доходы местных бюджетов. Но мало кому известно, что бюджет страны все больше и больше становится централизованным.

На рисунке представлен график соотношения собственных доходов местных бюджетов к сводному бюджету страны ( государственный + местные ), а также доля трансфертов в доходах местных из государственного за последние 12 лет.

Как можем наблюдать на графике, собственные доходы местных бюджетов в условиях разговоров про децентрализацию довольно резко упали и на 2016 год едва превышают отметку 15% от общей суммы доходов сводного бюджета.

Подобная ситуация ставит местные бюджеты в прямую зависимость от центральной власти, ведь доля расходов которая финансируются из государственного бюджета составляет 60-70%. Таким образом такая политика напрямую стимулирует коррупцию:

1. На уровне народных депутатов - лояльность покупается, за выдачу преференций на округа депутатов

2. На уровне исполнительной власти в регионах всегда есть финансовый рычаг наказания местных советов (например через задержку перечисления финансирования, или перечисления не в полном объёме), либо наоборот излишнее стимулирование местных бюджетов, за отчисление определённой доли в проектах.

Из последних конфликтов подобного рода, можно выделить конфликт Яценюка и Саакашвили при желании последнего финансировать ремонт дороги Одесса-Рени. А из малоизвестного - давление на мера Львова Садового, с задержкой финансирования города Львова в декабре 2015, с попыткой заставить Самопомощь голосовать за проект власти.

В тоже время, как показывает практика последних 2 лет, уровень трансфертов из государственного бюджета в местные бюджеты даже превышает возможности местных бюджетов освоить средства. В итоге на уровне государственного бюджета образуется дефицит средств, а на уровне местных бюджетов - профицит. Это стимулирует местные бюджеты расширять расходную часть бюджетов в течение года (так в 2015 году такое расширение шло со скоростью 10 млрд гривен в месяц), а затем, при формировании расходов государственного бюджета на следующий год, это повышенное финансирование закладывается в государственном бюджете, раздувая бюджет с каждым годом на непонятные центральной власти затраты местных бюджетов.

Подобная ситуация имеет 2 огромных отрицательных эффекта. Во первых коррупционная система размыта на все государство и даже приходящий с благими намерениями реформаторы не способны пересмотреть и снизить уровень коррупции, из-за ее размытости, когда никто не в состоянии ответить на вопрос, а сколько реально крадётся? Такой цифры Вам не скажет никто.

Во вторых подобная ситуация зависимости местных чиновников от центрального бюджета, совершенно демотивирует их искать пути увеличения своих доходов за счёт своих ресурсов. Так у большинства местных бюджетов установлены ставки налогов на землю в размере 0.1%. А договорняк с центральной властью работает намного лучше, чем стимулы привлекать инвестиционный капитал на места, создавать рабочие места, выделять площадки под строительство и.т.п.

Кроме этого - система имеет ещё одну бездонную дыру под названием субвенции и дотации. В отсутствии монетаризации льгот и персонализации выплат, государству крайне проблематично контролировать эффективность расходования денежных средств в регионах.

Исходя из вышеперечисленного, разрубить подобную коррупционную систему очень трудно без кардинальных изменений. В основу будущей бюджетной модели предлагаются следующие кардинальные изменения:

1.Минимизация функций государственного бюджета. На уровне гос.бюджета должны остаться:

• общее управление государством

• Армия

• Силы специального назначения

• Обслуживание гос.долга

• Дороги государственного значения

2. Всю социальную поддержку населения вынести в отдельный Фонд социального обеспечения (на базе Пенсионного фонда), который будет выполнять все виды пенсионных и социальных выплат. Выплаты предполагают полную монетизацию всех субсидий и льгот, а также полную идентификацию по идентификационным кодам граждан, получателей выплат. Должны быть введены ограничения по размерам социальных выплат на домохозяйство.

3. Полная независимость местных бюджетов. Полностью убрать дотации/субвенции из гос.бюджета в местные бюджеты. Дотации выравнивания исключить. Текущие недостатки денежных средств в местных бюджетах пополнять используя кредитные механизмы. Социальные субсидии проводить минуя местные бюджеты - напрямую гражданам из фонда социального обеспечения

4. Образование, медицина, экономическая деятельность, полиция финансируется исключительно за счёт средств местных бюджетов.

5. Максимально увеличить базу сбора местных бюджетов. Весь налог на доходы физических лиц, рентные платежи с добычи полезных ископаемых, платные услуги предоставляемые на местах должны оставаться непосредственно в местных бюджетах. Налог на землю должен быть модифицирован и стать одной из больших статей доходов местных бюджетов ( как это сейчас есть в городе Киеве).

Даниил Монин Даниил Монин , Архитектор Решений
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram