ГоловнаБлогиБлог Даниила Монина

О практиках использования информационных систем

Информационные системы никоим образом не должны ограничивать свободу перемещения людей, товаров и услуг.

Когда-то, очень давно, еще в 1996 году, я участвовал в создании первой автоматизированной системы паспортного контроля для государственной пограничной службы Украины. Система в общем смысле выполняла 2 функции:

1) Фиксацию перемещения через границу лиц

2) Оповещение пограничной службы о необходимости гражданина к задержанию.

Как вы понимаете, пограничник на пункте пропуска и понятия не имеет, кого можно задерживать, а кого нет. Ибо это не положено даже на уровне доступа к секретной информации в информационной базе. Используемая информационная база имела 2 уровня контроля по паспортам и по лицам. Система пополнялась базой утерянных паспортов, а также сериями фальшивых паспортов, проходящих по линии Интерпола. Аналогично информационная база имела данные по лицам как разыскиваемых в Украине к задержанию, так и лиц – международных преступников, проходящих через Интерпол.

В то же время при работе всегда есть человеческий фактор. Фамилии чуть не так ввели или перевод с другого языка не так сработал. Для исключения подобных вещей система имела математическую модель поиска похожести, которая и выдавала пограничнику на экран для принятия действий лиц с похожими инициалами. С другой же стороны, СБУ и другие службы копались в этой базе постфактум для своих следственных действий по заданным им лицам.

Таким образом, система как обеспечивала свободу перемещения граждан, так и обеспечивала контроль и задержание лиц, необходимых к задержанию.

Теперь посмотрим на другую информационную систему – СЕА НДС. Несмотря на кажущуюся первично полную непохожесть с системой паспортного контроля - она должна обеспечивать те же функции, что и система паспортного контроля

1) фиксацию перемещения товаров и услуг внутри государства и по экспорту-импорту

2) Оповещать налоговые органы об случаях фиктивных или нелегальных операций и контрагентов, стоящих за этими операциями

В то же время система НИКОИМ ОБРАЗОМ не должна ограничивать свободу перемещения товаров и услуг и тем более их регистрацию в системе. У государства должны быть механизмы оспаривать налоговый кредит к получению c поддержкой апелляционной процедуры у бизнеса.

В то же время, то, что сейчас делает государство с НДС можно назвать простым словом – диверсия. Оно не только ограничивает свободное перемещение товаров и услуг, оно еще и не дает регистрировать свободно операции в информационной базе. Изначально записав весь бизнес в состояние потенциальных преступников государство кричит – доказывайте, что Вы честные. Такие практики настолько пагубны, что должны быть отменены в самый кратчайший срок.

В то же время, имея полную базу операций всех контрагентов, государству давно пора выстраивать математическую модель выявления фиктивных операций и встраивать ее в операционный процесс департамента финансовых расследований ДФС. Те, кто кричит, что это невозможно реализовать, и что фиктивные операции могут проходить через кучу посредников – могу успокоить – это человеку тяжело отслеживать множество связей. Компьютер – не устает – дайте ему модель, и он все сделает лучше человека.

Уверен, что именно к такому стилю работы должна стремиться наша фискальная служба.

Даниил Монин Даниил Монин , Архитектор Решений
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram