ГоловнаБлогиБлог Уте Кильтер

Чем занимаются художники вместо службы в армии…

ВДРУГ! Этот текст резко актуализовался (кто б подумал)! Напечатан был в давно погибшем журнале «ДНК», в 2008-ом.

В нашей стране тема Армии традиционно актуализуется дважды в год: 23 февраля и 9 мая. Причём, если 9-го с ожесточённо и с сурово просветлёнными лицами, то 23-го – исключительно сентиментально. Каковы те сантименты, исследовалось в 2005-ом году в Одессе, в проекте «Победа!»; природа совсем иных переживаний, в связи с той же датой легла в основу выставки-проекта в киевской галерее «Цех» с выразительным названием:

«Вот что я делал вместо службы в армии».

Поскольку, в отличие от одесского проекта, в киевском приняли художники, напротив, НЕ побывавшие в армии, более того, «откосившие» от неё; если в первом случае явственно звучали боль и ужас, то во втором превалировал эпатаж. А если хотите, то и намеренное снижение патетики темы, или наоборот: имела место попытка переосмысления навязшей/навязываемой тематики, требующей своего принципиального и профессионального разрешения.

Так вот, 23 февраля 2008 года в галерее «Цех» проходила групповая выставка. «Групповая» - поскольку это был проект, замеряющий отношение к символической уже дате. Проект – поскольку представил различные взгляды на соответствующую дату. Скажем сразу: там превалировало бахвальство – ни тебе боли, ни тебе ужаса. Сразу понятно, что серьёзность и опасение за саму жизнь свою у участников отсутствовали. На корню. То бишь, изменилось отношение к армии, а следовательно роли и её предназначения (видимо).

Нет, это было и видимо, и очевидно. Как и то, что «откосившие от армии» даже не вполне понимали чего, собственно, они сумели избежать. Может, потому больше было и «откосивших» от самоей темы, предложенной к художественному освоению.

Разномастность фантазий вокруг того, «что я делал вместо того, чтобы служить в армии» выводила экспозицию из каких бы то ни было рамок, подвластных арт-критическому анализу. Но и буйства фантазий не наблюдалось.

Подлинные художники не стали ловчить – на скорую руку нечто визуализировать. Илья Исупов остался Исуповым. Сергей Зарва также остался верен своей стилистике (как крымчанин при первом же «зелёном человечке» оптимистично подался назад «на родину», в Крым, У. К. 2014). Патриарх нонконформизма и участник первой, перестроечной, волны современного искусства Леонид Войцехов, вообще прибег к… (как бы это обозначить?) символизму и жестуальности жёсткого порно. Впрочем, нет особого смысла растаскивать проект на отдельные работы, сам замысел достоин внимания. Ведь если во всём (цивилизованном) мире Армия есть армия да и только, ну как врачи, учителя или (ближе) пожарники, милиция, какие другие социально полезные и необходимые профессии… ТО тут…

А все эти длящиеся, фантасмагорично лживые фильмы о Великой Отечественной войне?!

Какой ещё ОТЕЧЕСТВЕнной? Ведь и Оттепель была, и Перестройка миновала, государству Украине почти 17 лет. Так получается, что «миновала» или как? То, что во всём мире, опять-таки цивилизованном, называется Вторая мировая, тут… Ну просто насильно оставляют нас во временной резервации… понуждают следовать волочащемуся драконьему хвосту…

А посему уже сама задача – превратить дату в тему для осмысления – достойна подробного рассмотрения и оценке представленного: просто нужно сменить ракурс. И тогда в заявочной работе проекта – внушительном холсте Юрия Ермоленко – можно будет увидеть не только вложенный труд и мастерство, но людей, форменно обращённых в массу. На полотне, сюжетом которому послужила торжественная фотография полка у Мамаева кургана (приблизительная масса в 450-500 человек) не воодушевляют и не вдохновляют. Киевский живописец признаётся, что Советская армия, Красная армия у него ничего кроме отвращения перед неоправданным и позволительным насилием не вызывает, что он и пытался выразить в цвете (с доминированием оливкового и лилового).

Пришедший на открытие монстр (=мастер) современного искусства Арсен Савадов стал в подробностях рассказывать о классических диссидентских способах избегания («косения» от армии). А всё вместе наложилось на совпавшую по времени выставку Отто Дикса (!).

Два из имеющихся практически 3,5 арт-критиков Украины особо выделили работу Сергея Клименко. Это малюсенькие объекты, в которых с ювелирной скрупулёзностью воспроизведены баталии: там и взрывы, и БТР-ы, «Тигры» с блиндажами и окопами, бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу, снег, имеются погибшие. Да, но при рассмотрении через лупу (лупа прилагается) отдельные фрагменты начинают вспухать, - становятся реалистично, эпохально-киношного вида. Уф! Неприятно: такая оптическая игра с самим собой действует похлеще всяких увещеваний.

Однако жаль, что художественные высказывания творцов на какую-либо из актуальных тем, как и прежде остаются вне поля зрения широкой общественности. Нет, на мой, извините, (У.К.) проект был, который в Одессе был бОльше проект, чем выставка: больше объектов, акционисты постарались, те же фэшн-дизайнеры, да и угол зрения был иной: «We in the army now!».

Не будем говорить сейчас об отсутствии Гражданского общества в пределах Украины – сообщества граждан (общественности, общественного мнения). Но граждане – дамы и господа, пані та панове, - речь идёт не о возрождении воинского сословия или гардемаринов, не о сочетании военной выправки с умением танцевать мазурку и по-французски изъясняться… Речь идёт о профессиональной армии как настоятельном требовании современности.

Ну, а разнобой и невнятность высказываний характерный для групповых выставок уже давно стал бичом украинской «контемпорарики».

Уте Кильтер Уте Кильтер , Situations UTE
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram