Реформа НАНУ и науки - что делать?

Недавно, проходя мимо здания дома Правительства, я увидел митинг ученых и много людей, с которыми проработал многие годы. Сотрудники НАН Украины справедливо требовали от правительства увеличения заработной платы и большего внимания к своим нуждам. Естественно, я задал им вопрос: а все ли вы сделали, чтобы самим навести порядок в своем доме и расчистить то, что еще именуется Президиумом НАН Украины и сегодня являющееся реальным тормозом развития академической науки?

Фото: Макс Требухов

Наполеон любил говорить: «В Европе слишком много генералов, которые видят слишком много вещей, я же вижу только одно - массы неприятельских войск». В этом выражении сформулирован основной принцип военной стратегии величайшего в истории полководца - быть сильным в нужный момент и в нужном месте. Понимание того, что «на всех стульях не усидеть» и привело его к формулированию главной цели военной кампании - концентрация усилий, направленных на получение победы в сражении. Если будет победа в сражении, то и все остальные цели военной кампании будут достигнуты - мирный договор в пользу победителя, контрибуция и пр.

Почему я вспомнил эту максиму Наполеона? Потому что наши реформаторы, как генералы в эпоху Наполеона, занимаются всем, чем угодно - и борьбой с коррупцией (с показательными эффектами, но без особого практического успеха), и экономической дерегуляцией, и приватизацией, и так далее по списку. Вместе с тем, главной целью реформ, по моему убеждению, является реформа нашей науки и образования. Я предвижу недоумение читателей: «Вот академика понесло, в стране скоро людям есть не за что будет купить, а ему науку подавай!». Да, уважаемые читатели - науку. И я попытаюсь убедить вас, что именно реформа науки и есть самое главное средство, которое приведет к успеху наших реформ, цель которых повышение благосостояния украинцев.

Всю нашу историю в XX веке Украине «пытались изобрести велосипед». В то время как во всем остальном мире прогрессивные нации выбрали капиталистический путь развития, основанный на технологическом производстве товаров и благ, мы пытались делать тоже самое, но лишив (при социализме) рабочих стимулов к эффективному производству. Как оказалось, когда собственность не принадлежит людям, производящим блага, то и работать качественно они не хотят. Что привело к закономерному краху социалистической системы хозяйствования в СССР.

Крах СССР пришелся как раз на эпоху начала третьей волны новой промышленной революции. Если и раньше знания были важной движущей силой технологических инноваций, в первую и вторую волну технологической революции, то начиная с 1990-х годов, только исключительно с ними были связаны все успехи развитых стран.

Историк экономики Джоэль Мокир писал, что вначале Первой британской промышленной революции многие достижения были сделаны инженерами-практиками, но уже со второй половины XIX века первенство в технологических инновациях перешло на континент во Францию, Бельгию и Германию. Почему? Потому что именно в этих странах были самые мощные на то время национальные научные институты и техническое образование: как высшее, так и среднее. Канцлер Германии - Бисмарк особенно большое внимание уделял именно реформе технического образования. Это и привело к тому, что постепенно Британия уступила Германии свои ведущие позиции в промышленности.

В 1990-х годах и вовсе стало понятно, что без развитой науки никакое развитие и рост в стране вообще невозможны. Среди стартаперов и технологических предпринимателей новой экономики практически нет людей, не имеющих высшего образования. Самая прогрессивная компания мира Google, основана двумя аспирантами - Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Почему Пейдж смог открыть такую компанию? Думаю, отнюдь не в последнюю очередь потому, что он закончил два технических университета - Мичиганский и Стэндфордский. Стэнфорд - это вообще легендарный технологический университет, который со времен ректора Фредерика Термана буквально заставляет своих студентов и преподавателей заниматься практической реализацией своих научных достижений. Вот Пейдж с Брином и занялись ими на радость всему человечеству.

А украинцам должно быть обидно, что наши уроженцы не у нас, а там, за океаном, добиваются успехов, как это сделали бывшие киевляне Макс Левчин (PayPal) и Ян Кум (WhatsApp). Почему? А потому что наша высшая школа, и ее флагман НАНУ, находятся по уровню нынешнего своего развития в XIX веке. Уже давно Президиум НАНУ является просто симулякром, красивой эмблемой, не имеющей никакого практического смысла в существовании украинского государства.

Что же делать? Необходимо понять, как советовал нам Наполеон, что если мы не отбросим в деятельности НАНУ все несущественные цели, то никаких позитивных изменений в деятельности этого национального института ждать не приходится. Необходимо выстроить идеологию НАНУ, как форпоста нашей науки именно в практическом смысле. Омолодить ее руководящий состав в прямом смысле этого слова. Сейчас такое время, что нельзя заниматься научными проблемами, не связанными с реальным сектором экономики. Время «ученых в башнях из слоновой кости» безвозвратно прошло. Только очень богатые страны (да и то не все) могут позволить себе «чистую науку». Сейчас наука носит особенно открытый характер, более открытый, чем во все предыдущие эпохи человеческой истории. Мы должны стать частью мировых цепочек по производству знаний, а не замыкаться в своей узкой национальной проблематике. Нам нужны молодые и одержимые своим делом ученые, влюбленные в науку, а не аутсайдеры, выпрашивающие подачки у правительства.

Не может руководство НАНУ изменить подходы в организации научного процесса в стране? Значит нужно менять это руководство. Если члены НАН Украины сами на это не способны, тогда нужны действия власти, деньги то удит с бюджета.

Украине необходим национальный современный научно-производственный кластер. НАНУ должно стать мозговым центром этого кластера. Но как это возможно, если в руководстве это учреждения находятся, конечно, весьма уважаемые люди, но все достижения которых в очень далеком прошлом, и они чисто по физиологическим причинам уже не могут справляться с такой напряженной работой?!

В конце концов, наука дело молодых: Вернер Гейзенберг выдвинул квантовый «принцип неопределенности» - в 26 лет. Ракетчику Илону Маску – 44 года. Как мы хотим тогда чтобы у нас что-то поменялось в стране, если такое важное учреждение возглавляют старцы-мудрецы, но не деятели? Нам надо смело выдвигать молодежь в руководство наукой!

Ничего в нашей стране не будет, если мы радикально не изменим деятельность НАНУ. Даже выращивание зерна скоро станет невозможным без серьезных разработок биотехнологов, отрасль которых развивается по экспоненте. Это же ясно, как дважды два. Но нам мало сельского хозяйства, мы должны восстановить и национальную современную промышленность, если мы хотим сохраниться как нация, хотя бы в таком количестве, как сейчас. Ведь все разумные люди знают, что деиндустриализация ведет к депопуляции. И наоборот - индустриализация ведет к росту населения. А прорывы в нашей промышленности невозможны без развитой национальной науки. Именно НАНУ ей руководит. И результаты этого руководства видны невооруженным глазом. Что еще надо сделать, чтобы украинцы поняли это, и повлияли на власть имущих, для изменения столь отчаянной ситуации?

Коренная реформа НАНУ не просто назрела, она перезрела, как некоторые руководители организации. Поэтому первоочередными задачами в реформировании НАНУ, с моей точки зрения, являются:

1. Оперативная разработка плана реформ НАНУ, в котором основной задачей станет максимально быстрая трансформация НАНУ из клуба академических ученых, в котором они размышляют о судьбах мироздания и занимаются чистой наукой, в эпистемологически мобильное учреждение, которое определяет тренды развития прикладных научных исследований, а также тренды развития украинской промышленности и сельского хозяйства.

2. НАНУ должна стать источником прикладных научных разработок в стране. Ценность научных разработок определяется в настоящее время только тем, как скоро они будут применены в производстве. У Украины нет сейчас возможностей и денежных средств заниматься чистой наукой.

3. НАНУ должна стать ядром и движителем в создании национального научно-промышленного кластера. В этом вижу сейчас основную задачу НАНУ - стать центром технологических инноваций в промышленности, которые вытащат украинскую экономику из того тяжелого положения, в котором она оказалась.

4. НАНУ должна стать руководящим научным центром для развития национальной образовательной системы Украины. НАНУ должна определять задачи и разрабатывать методологии образовательного процесса в стране. Сейчас в промышленном мире много меняется и многие украинские университеты не понимают, в каком направлении разворачивать образовательный процесс. НАНУ для них должно стать «глазами и ушами» в этом деле.

5. С целью реализации предыдущего пункта необходимо наладить постоянный процесс обмена знаниями (благо - интернет это позволяет) с наилучшими университетами мира. Лучшие университеты мира открыты этому. Они с удовольствием установят с НАНУ постоянные контакты, если обмен знаниями будет представлять для них научный интерес.

6. Необходимо установить отношения с принципиально новыми образовательными площадками, работающими в интернете. Такой вид обмена знаниями и обучения - новое явление в мировом научном и образовательном процессах. Роль интернета, как источника научных разработок и образования, будет в XXI веке стремительно расти. Нам нужно не опоздать с интеграцией в эти активно идущие процессы.

7. Крайне необходимо провести серьезную ротацию кадров НАНУ, многие заслуженные ученые, свершения которых в далеком прошлом, должны дать дорогу своим молодым и более перспективным коллегам. Ввести в руководство новых молодых ученых, которые имеют в данный момент реальные научные работы, которые известны в мире – важнейшее мероприятие в деле реформирования НАНУ. При этом, ученые со стажем могут стать для них кураторами.

8. Многие академики, которым давно за 80 лет в связи с принятием нового Закона о науке для себя поняли, что они могут «сидеть» на своих должностях еще по 10 лет. Здесь стоп. Если мы хотим что-то серьезно изменить – реформа и люстрация должна начаться отсюда. Все члены Президиума и директора институтов за 65 лет и проработавшие на своих должностях больше 10 лет – должны уйти с руководящих постов и заняться наукой. Пусть руководят те, кому от 40 до 60. Их время пришло.

Важно понимать, что в настоящее время деятельность по реформированию НАНУ должна вестись молодыми учеными-энтузиастами, которые многие вещи будут преимущественно делать на волонтерских основаниях. Потому как в государстве сейчас денег нет. Потом они придут от иностранных инвесторов, если мы создадим для них привлекательную инновационную площадку в Украине.

Разве украинцы - самоубийцы? Почему мы замерли, как будто нам даны тысячелетия для принятия решений, хотя таймер уже включен - есть всего несколько лет, пока нас еще терпят в мировом экономическом сообществе. После этого начнут делать оргвыводы, и я думаю они никому в Украине не понравятся.

Это унизительно для украинцев, когда посол Республики Корея понимает, что Украине нужен технологический кластер в Харькове, а наше правительство в это время занимается неизвестно чем.

Сегодня руководство НАНУ только делает видимость какого-то реформирования. Я призываю правительство уже в ближайшее время подготовить план радикальной реформы НАНУ, ключевые пункты которого могут базироваться на изложенном в этой моей колонке. Еще немного, и это уже поздно будет делать, когда все молодые ученые покинут Украину и преемственность научных школ прервется окончательно. В отечественных научных кругах ходит горькая шутка - ученым нужна уверенность в том, что занимающие их вопросы нужны, иначе они не смогут объяснить самим себе, почему они так мало зарабатывают. А мало зарабатывают они потому, что в украинской науке дело поставлено так, что ее достижения максимально отделены от внедрения в практику. Эту систему необходимо изменить в кратчайшие сроки. Причем с одновременной заменой тех, кого такое положение вещей устраивает.

Как писал тот же Наполеон: «Нынешние вожди правительства во Франции - это карлики на ходулях. Слишком мало талантливых людей, слишком много болтунов». Пора, господа министры, от красивых слов переходить к делу!

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram