Есть ли у правительства понимание современных экономических реформ?

Сейчас очень много пишут и говорят, в том числе и в правительстве, о необходимости срочного начала проведения в Украине экономических реформ. Но, к сожалению, мы так и не знаем, что под этим понимается. Кроме того, примеры успешного воплощения реформ в разных странах, безусловно, имеют общие черты для всех стран, которые их проводили. Но их невозможно понять без учета внешнеполитической и экономической конъюнктуры, которая была во время проведения реформ, и которая в значительной степени определяла их воплощение. Необходимо также отметить, что не стоит на месте и мировое технологическое развитие.

Фото: Макс Левин

Поэтому реформы, которые проводятся в любой стране, всегда по-своему уникальны. В том понимании, что нельзя буквально точно перенести опыт чьих-либо успешных реформ в другую страну. Тем болем заниматься импортом реформаторов и заставлять их тупо воплощать здесь то, что получилось или не получилось у них. Все же попытаюсь кратко, насколько позволяет статья, определить основные черты любых реформ. И я был бы рад, если бы в обществе развернулась по этому вопросу дискуссия. В конце концов, успех или не успех реформ коснется каждого жителя Украины и хотелось бы услышать их мнение, при условии, что оно будет квалифицированным мнением, опирающимся на анализ трендов мирового социального, экономического и технологического развития.

В современном научном мире достигнут консенсус по следующим характеристикам развитых обществ. Они представляют собой страны, в экономической жизни которых ведется жесткая конкуренция между фирмами на внутренних емких рынках, эти фирмы также участвуют в международной конкуренции. Вопросы частной собственности в таких странах имеют приоритетное значение в национальных правовых системах и защищены соответствующими юридическими процедурами. В данных государствах высоко развиты наука и образование, как факторы, обеспечивающие технологическое развитие страны, а также здравоохранение, как фактор, обеспечивающий качество человеческого капитала - здоровья людей, роль которых в современной мировой инновационной экономике значительно возросла. В этих странах также господствует развитая трудовая этика, которая выгодно отличает их от других менее удачливых в международной конкуренции наций.

Вот, пожалуй, коротко изложенный, но полный набор основных признаков успешных стран. И поэтому наши реформы должны быть направлены в сторону усиления, а в случае их отсутствия, создания в украинском обществе и экономике данных факторов развития. Только тогда, когда мы будем понимать, какой фактор усиливает конкретная реформаторская мера правительства, какой эффект правительство ожидает от ее внедрения и как это соотносится с экономической теорией и мировым экономическим опытом, мы будем двигаться в правильном направлении на пути реформ.

Для этого правительство должно разработать и опубликовать с целью проведения общественного обсуждения документ, в котором будет описан этот План реформ. Я не утверждаю, что он должен быть детальным документом в отношении мер и сроков их воплощения. Но в нем должна быть обязательно показана философия реформ, видение результатов реформ и здоровые амбиции правительства. Без такого документа общество не поймет, для чего ему необходимо нести жертвы и терпеть лишения, а само правительство не будет иметь плана, с которым оно будет соотносить ход реформ и видеть, насколько оно приблизилось к успеху или отклонилось от ранее намеченного. Не будет и ориентиров, на основании которых общество сможет контролировать правительство относительно прогресса реформ или их неуспеха. В конце концов, любая коммерческая фирма не получит в банке кредит без бизнес-плана. Мы, общество, тоже вправе видеть такой бизнес-план у нашего правительства, чтобы понять, насколько глубоко его, правительства, понимание современного мира и насколько адекватен этому миру его управленческий инструментарий.

Итак, первое. Мы хотели бы узнать, что правительство будет делать для развития науки и образования. Я неоднократно писал о том, насколько важна наука и образование для современного экономического развития. В мире нет развитых стран, которые не имеют своих значимых в мировых рейтингах университетов и институтов, а также важных научных разработок в математике, физике, химии, биологии, других инженерных дисциплинах. Все эти государства в начальный период своего развития, также как Украина сейчас, находились в сложном экономическом положении, а некоторые, как Южная Корея в катастрофическом. И только потому, что они понимали - у них нет другого выхода для того чтобы переломить ситуацию - эти государства с самого начала вкладывали средства и в науку, и в образование. Да, обществу приходилось чем-то жертвовать, но инвестиции окупились сторицей. Сейчас же этот фактор развития особенно важен, так как современная развитая экономика не может работать без современного же технологического кластера, основой которого должен быть хотя бы один современный технологический университет, участник всех мировых топовых рэнкингов. Если Украина откажется инвестировать в развитие этого фактора, то автоматически вычеркнет себя из рейтингов успешных стран в будущем. Поэтому хотелось бы узнать, каков план правительства в этом вопросе?

Почему никто не говорит об элементарном обновлении кадров в науке и образовании? Нужна тоже своего рода люстрация и омоложение кадров в системе НАН Украины и ВУЗах. Не может быть вечных Президентов Академий, ректоров, завотделами и кафедрами.

Второе - реформа медицины. Мы должны понимать, что современная медицина, это не столько профилактика болезней, сколько их излечение, после того как они возникли. Все современные «фабрики медицины» - это крупные технологические производственные центры, которые «производят» здоровье людей. Они очень капиталоемкие. Излечение поставлено на поток. Этим занимаются высококлассные специалисты, которые оттачивают свое мастерство в результате проведения большого количества достаточно однотипных операций. Представители нашей элиты лечатся в таких клиниках за рубежом. Необходимо построить такие же клиники в Украине. Для того, чтобы ими могли пользоваться и простые украинцы. Это поможет остановить или, по меньшей мере, уменьшить отток высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов за рубеж. Если необходимо создать самые привлекательные льготные условия для инвестиций в этот фактор развития нации, то это стоит сделать. Пока у нас медицинские работники окончательно не растеряли свою квалификацию, вынужденно работая на морально устаревшей медицинской технике. Еще раз: медицинские центры - это не бизнес, инвестиции в них являются фактором выживания и дальнейшего развития нации, поэтому и отношение к ним должно быть совершенно иным. Хотелось бы узнать у правительства его мнение по данному вопросу.

Третье. В отношении защиты прав собственности понимание у правительства, на мой взгляд, есть. Однако, хотелось бы услышать обо всех законопроектах в этой сфере, которые уже разработаны и поданы в парламент. Они настолько важны, что должны быть обсуждены общественно. Пока не будут отрегулированы вопросы защиты частной собственности вместе с вопросами организации обеспечения не коррумпированного правосудия, реформы ни на шаг не сдвинутся с места.

Четвертое. Создание вышеприведенного фактора развития напрямую завязано на развитие внутренней конкуренции в стране и формирование емкого внутреннего потребительского рынка. Если в Украине не будет реального механизма защиты собственности для малого и среднего бизнеса, эти бизнесы так и будут оставаться в «серой» зоне экономики, или вообще не будут предпринимателями вновь созданы. А мы знаем, какую важную роль средний и малый бизнес играют в развитых экономиках. Он как раз и составляет основную их часть. Поднимется средний и малый бизнес - поднимется и потребительский внутренний рынок. Так как создание новых рабочих мест позволит работникам тратить полученные личные доходы, прежде всего, на внутреннем рынке.

Пятое и шестое одновременно. Что будет правительством сделано в отношении развития конкуренции и трудовой этики? Это связанные понятия. Я хочу сказать, что давно известно следующее – именно умение отказывать себе в текущем потреблении у предпринимателей и переносить удовлетворении своих личных потребностей в будущее, сделало возможным быстрое развитие в Западной Европе и США, а позднее и странах Юго-Восточной Азии («азиатских тиграх»). Если сами предприниматели не вкладывают деньги в свою страну, то сделать так, чтобы средства при этом вкладывали иностранцы, практически невозможно. Иностранцы никогда не будут заинтересованы в развитии нашей страны, так как они заинтересованы в развитии своей. Это вредный миф, что иностранные инвестиции нас спасут. Нас спасут национальные инвестиции в Украину. Без этики это реализовать невозможно. Развитие этики - сфера религии. Хотелось бы узнать, что правительство наметило сделать в данном направлении. Еще раз: вне развитой трудовой этики у украинцев успех реформ невозможен. Так не было ни у кого, нигде и никогда. К тому же мы не можем ждать столетия, пока необходимая этика сама зародится в социальной среде. Поэтому, необходим диалог правительства со всеми религиозными конфессиями Украины. Да простят меня священнослужители, необходимо поставить «производство трудовой этики» на поток. Без пропаганды самоотверженного предпринимательства и истового отношения к труду и его результатам реформы также не сдвинутся ни на шаг.

Этика в свою очередь запустит механизм напряженной конкуренции на внутреннем рынке, что необходимо, в том числе и для успешного ведения международной конкуренции. Не может быть успехов в международной конкуренции, если она отсутствует на внутреннем рынке. Так как не может быть успеха у футбольного клуба в международных турнирах, если его национальная лига слабая. Любители футбола меня поймут.

Все вышеприведенные факторы развития требуют точечного регулирования и тонкой настройки. Они потребуют напряжения сил всей нации, а не только правительства. Но правительство должно стать инициатором этих процессов. Необходимо, наверное, будет привлечь и тысячи специалистов-патриотов, которые как волонтеры помогут разобраться правительственным чиновникам в сложных вопросах, которые находятся за пределами компетенции Кабмина.

Они же помогут и различным правительственным комиссиям, которые, надеюсь, будут созданы, разработать конкретные стратегии национальной промышленной политики, создания и регулирования научно-технологических кластеров и современных медицинских центров, разумного отношения, согласно новейшей экономической теории, к технологическим монополиям, воспитания правильной трудовой этики предпринимателей и работников, многих других важных вопросов. Без вовлечения общества, в том числе и представителей религиозных конфессий, реформы не сдвинутся с места, это правительству необходимо понять.

Все это - та же война, но на этот раз экономическая. Как и обычная война, она ведется на международных рынках не менее ожесточенно, только видимых смертей нет. И на ней тоже ожидать пощады не приходится. Слишком велики ставки в международной конкуренции. Мы ее также, как и войну на востоке страны, не имеем права проиграть. Иначе исчезнем с политической карты мира. Это уже, надеюсь, стало всем понятно. И враги в этой войне хоть и не такие очевидные, но не менее страшные - это наши слабость, лень и глупость, не позволяющие принимать правильные стратегические решения, которые уже однажды помогли другим странам в похожих ситуациях. Мы хотим жить как развитые государства? Тогда мы должны и поступать как они. Конечно, с учетом национальных особенностей и с учетом уникальной внешнеэкономической и технологической конъюнктуры, сложившейся в данный момент в мире, о чем я и написал в начале этой статьи.

Послесловие

Один удачливый политический авантюрист, Владимир Ленин, любил повторять: для того, чтобы решить любую проблему, необходимо найти самое важное звено в цепи вероятных действий, которые ведут к решению этой проблемы, и, взявшись за это звено, вытянуть всю цепь.

Какое же самое главное звено в цепи вероятных действий для того, чтобы украинские реформы состоялись?

Дело в том, что после обретения независимости развитие украинской экономики носило инерционный характер. Фактически проедался промышленный потенциал, доставшийся в наследство от СССР. Данный фактор развития сейчас уже практически исчерпан. Если продолжать действовать в такой парадигме, то нас ждет экономический коллапс. Боюсь уже не в среднесрочной, а краткосрочной перспективе. Это приведет страну к падению экономических показателей до уровня самых беднейших стран мира (собственного говоря, мы уже сейчас близки к ним).

Теперь просто восстановление работы морально устаревшего промышленного производства ничего не даст. В том числе и восстановление промышленного потенциала Донбасса в том виде в котором он был. Необходимо создание новейших образцов украинского промышленного производства. Другую продукцию мы просто не сможем продать на мировых рынках. Поэтому технологические инновации - это не блажь, а жестокая необходимость для выживания на сверхконкурентных мировых рынках (не зря современный капитализм называют за его скорость технологических изменений «турбокапитализмом»).

На мировых рынках работает технологический цикл, протекающий следующим образом. Отсутствие технологических инноваций позволяет конкурентам перехватывать инициативу, что ведет к потерям продаж. Потеря продаж, в свою очередь, влечет утрату прибыли, которая необходима для продолжения инноваций и поддержания конкурентоспособности. Потеря конкурентоспособности приводит к уходу с рынка, и, как следствие, к банкротству промышленных предприятий.

Поэтому успешные компании и занимаются постоянными технологическими инновациями. Они нередко даже вынуждены прекращать выпуск продукции, которая еще успешно продается, и заменять ее на более технологически совершенную. Иначе последнее за них сделают конкуренты. Этот процесс называется «каннибализацией» собственной продукции. Как гласит поговорка инженеров-новаторов: «Съешь свой обед, пока его не съели другие».

Украинская экономика не может существовать как автаркия, мы часть мировой экономики и успех украинских экономических реформ зависит от нее, поэтому вышеуказанные рецепты выживания - для нас.

Что же нужно для запуска технологических инноваций в национальной промышленности?

Для запуска технологических инноваций необходимо два главных фактора:

- желание и способность их осуществлять украинскими специалистами (НЕ ИНОСТРАННЫМИ): инженерами, технологами, программистами и пр.;

- наличие денежных средств, которые будут направлены на финансирование инноваций.

С первым фактором у нас все в порядке. Надеюсь, никто не будет этого оспаривать. Тогда, где и как инноваторы должны находить деньги? Мировой опыт говорит, о том, что большие корпорации не всегда являются инициаторами технологических инноваций. При том, что у них есть средства для инноваций, крупные компании, как правило, предрасположены к удовлетворению потребностей своих нынешних потребителей. Происходит это потому, что в данный уровень технологического оснащения предприятий уже сделаны серьезные инвестиции, поэтому собственники и менеджмент компаний хотят их окупить. В результате все усилия руководителей концентрируются на нынешних технологиях и потребителях, в ущерб зарождающимся массовым рынкам. Одержимость настоящим ведет к потере будущих возможностей. Управленческая бюрократия крупных фирм зачастую душит инновационный процесс.

Поэтому, как правило, инновации зарождаются в малых и средних фирмах, которые не имеют такой зависимости от ранее осуществленных инвестиций в технологическое оборудование.

Таким образом, мы и пришли к пониманию того главного необходимого звена, потянув за которое сможем вытянуть всю цепь украинских экономических реформ. Украине необходимо создать свою отрасль рискового, венчурного финансирования национальных технологических промышленных инноваций. И роль правительства в этом процессе трудно переоценить. Украинское научное и технологическое сообщество уже существует. Правительство же должно простимулировать создание всей экосистемы технологических инноваций. О том, как создать одну из частей этой экосистемы, я уже писал.

Если подходить к решению проблемы комплексно, то правительство должно начать с разработки ряда законов, регулирующих деятельность фирм, осуществляющих финансирование технологических инноваций, опираясь на самые передовые мировые образцы. На мой взгляд, надо опираться на законодательство лидеров этого процесса - США и Израиля. Со своей стороны, возьму смелость заявить о готовности стать участником общественных экспертных комиссий при правительстве по разработке данного законодательства.

Деньги иностранных инвесторов обязательно придут, но только после того как мы сами будем вкладывать в технологическое переоснащение украинского промышленного производства. А это смогут сделать только квалифицированные, признанные государством и национальным финансовым сектором, украинские «бизнес-ангелы», инновационные технологические акселераторы, венчурные капиталисты, национальные краудфандинговые площадки.

Регулирование деятельности рискового капитала в законодательном поле (на основании самых совершенных образцов мировой юридической практики) и есть то необходимое и крайне важное звено для решения проблемы успеха украинских реформ. Потому что это, во-первых, повысит статус представителей рискового капитала в среде крупных банкиров и финансистов, необходимый им для успешного ведения своей профильной деятельности, а во-вторых, повысит доверие к ним со стороны украинских частных инвесторов.

Также считаю, что очень важно заставить работать деньги населения для финансирования технологических новаций, перенаправив их из сферы потребления. А это смогут сделать только гарантии правительства, выраженные в принятии соответствующих законодательных актов, охраняющих и защищающих имущественные интересы частных инвесторов.

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram