ГоловнаБлогиБлог Андрея Миселюка

Луценко и его «шаги навстречу людям»

Оставаясь на посту генпрокурора Юрий Луценко постепенно обозначает составляющие своей политической программы, которую он огласит полностью, скорее всего, уже после ухода из ГПУ.

Фото: ГПУ

Можно сказать, что презентация Луценко как самостоятельной политической фигуры состоялась месяц назад. Когда в интервью ведущим телеканалам по итогам 2017-го (как обратили внимание некоторые СМИ, само интервью прошло в формате, в котором ранее беседовал с тележурналистами президент Петр Порошенко) Луценко объявил, что в следующем году станет «участником увеличения зоны справедливости». Тогда он заявил, что в Генпрокуратуре проведены серьёзные изменения и туда уже «зашла справедливость». А в 2018-ом справедливость должна зайти и на все Печерские холмы.

Призыв к справедливости – для отечественной политики месседж насколько архетипичный (вспомним хотя бы Тимошенко в её предвыборным «Справедливость есть, за неё стоит бороться»), настолько и абстрактный. И Луценко тогда лишь немного конкретизировал своё понимание справедливости во власти в целом: «Когда люди приватизируют себе все новые и новые предприятия, наверное, это законно в большинстве случаев, но это не справедливо. В такой период, как мы живем, власть не должна богатеть». Это понимание он развил в своём новом большом интервью, вышедшем на днях. Отвечая на вопрос, не станут ли результаты его работы в ГПУ стартом для продолжения политической карьеры, Луценко сообщил, что у него есть разработанный план из десяти пунктов по масштабным преобразованиям (вспоминается программа «Десять шагов навстречу людям» кандидата в президенты Ющенко в 2004-ом). И в ближайшей перспективе он будет реализовывать три такие задачи, по-прежнему занимая пост генерального прокурора.

Глава ГПУ позиционирует свои предложения как комплексные разработки по системному искоренению коррупции. Однако масштаб этих задач явно выходит за рамки функционала руководителя Генпрокуратуры. К примеру, его решение проблемы неэффективной работы государственных предприятий. «У нас на сегодня 3500 госпредприятий. 1700 вообще не работают, остальные 1800 принесли общий убыток стране 82 миллиарда гривен. Да, есть некие "столпы" экономики, которые нельзя приватизировать, но все остальное нужно! Продажа госсектора, чтобы его сделать эффективным и не зависящим от коррумпированного чиновничества — один из главных вопросов», предлагает Луценко. Заявляя, что через прозрачную приватизацию он хочет остановить коррупцию в высших эшелонах власти.

Примечательно, что этот рецепт от Луценко-политика, занимающего пока пост генпрокурора, полностью коррелирует с предложениями экс-премьера Юрия Еханурова. Который, занимая посты главы Кабмина и руководителя Фонда госимущества досконально знает специфику неэффективной работы государственных предприятий. «Проблема в том, что большинство госпредприятий являются неуспешными. И значительная часть из них неуспешны, потому что так кому-то хочется. Фактически, государственные предприятия сейчас бесхозные. Под видом реформ этим реальным сектором занимаются человек 7-8, это один отдел в Министерстве экономического развития и торговли. Больше вы не найдете нигде тех, кто хотя бы координировал работу этих предприятий. 3,5 тысячи предприятий ждут своих владельцев», говорил в этом месяце Ехануров в одном из интервью.

Другие две других больших задачи, которыми сейчас, по его словам, занимается Луценко – «поставить заслон олигархической коррупции через честные, прозрачные торги в недропользовании; прекратить таможенно- контрабандистские схемы».

Их решение также потребует комплексных политико-правовых решений и координации усилий ГПУ с Кабмином и парламентом: Как показывает отечественная практика, хотя бы попытаться начать решать эти задачи может только тот, кто имеет очень мощную политическую поддержку. Поэтому можно спрогнозировать, что за этой поддержкой Луценко вскоре вернётся в большую политику.

Тем более, что он и сам говорил о том, что пришёл в Генпрокуратуру всерьёз, но не надолго. Так, в мае прошлого года он вообще оставлял себе на должности полгода. А максимум, на который может задержаться в Генпрокуратуре – до апреля 2018-го. Судя по его новому интервью, Луценко уже готовится в следующем квартале вернуться в большую политику (из которой он, строго говоря, и не уходил) как самостоятельный игрок со своей программой и вИдением её реализации.

Андрей Миселюк Андрей Миселюк , Политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram