ГоловнаБлогиБлог Андрея Довбенко

Что делать с неэффективными государственными «динозаврами»?

На киевском вокзале есть один неизменный элемент – практически никогда не работающий главный эскалатор. Кто бы ни находился у штурвала «Укрзализныци», это устройство оказывалось сильнее любых рок-реформаторов и становилось символом безалаберности и безразличия государственного менеджмента к чувствам клиента.

Фото: ukrspirt.com

Сколько в Украине государственных предприятий? Согласно январским данным Минэкономразвития, зарегистрировано 3 364 госпредприятий, из которых работает лишь 1 594. Сумма их активов составляет около 93,3% от общей стоимости всех работающих госпредприятий в Украине. И я готов мириться с этим status quo, если эти 1 594 стабильно приносят прибыль, которая лишь увеличивается.

Но недавний отчёт отечественного Минэкономразвития не даёт мне повода для оптимизма. Согласно данных ведомства, операционная деятельность 100 самых крупных государственных предприятий за первые 6 месяцев вызывает лишь разочарование: они получили прибыль в размере 21,5 млрд гривен. А это чуть ли не вдвое меньше, нежели на протяжении аналогичного периода в 2017-м году. В цифровом выражении – недополучили почти 15,5 млрд гривен.

В том же отчёте указывается, что виновен в финансовом падении всего кластера государственных «динозавров» в значительной степени лишь один «мастодонт» - НАК «Нафтогаз Украины» и его финансово провальная «дочка» - «Укртрансгаз». В общем и целом, за указанный выше период холдинг получил на 17,7 млрд гривен меньше.

К чему я это всё веду? К перезревшему вопросу неэффективности государственного менеджмента и безотлагательности приватизации/закрытия ГП. И здесь необходимо сделать пару замечаний. Во-первых, мы сразу выносим за скобки природные монополии. Спор об их необходимости или избыточности – не для этой краткой колонки. Во-вторых, есть множество госпредприятий, которые, даже если бы и хотели, никогда не будут прибыльными.

Я же сейчас поднимаю вопрос о тех структурах, которые из года в год паразитируют в сферах, где давным-давно должен был функционировать рынок. Структурах, которые десятилетиями монополизируют покупку сырья, материалов и продукции, как и их продажу, к примеру, за рубежом.

Но даже если бы эти «динозавры» были прибыльными, вред от их существования (с точки зрения рынка, бизнеса и граждан) в несколько раз перекрывает соответствующие доходы государства. Как, к примеру, развиваться частному банковскому сектору, если процент государственных банков, «прикрываемых» ФГВФЛ, после истории с «Приватбанком» достиг космических 55%? Что бизнес может сделать с «Укрспиртом» и «Государственной продовольственной зерновой корпорацией Украины»?

Для нормальных бизнесменов это никак не риторические вопросы, а пункты, из которых формируется бизнес-климат в Украине.

Андрей Довбенко Андрей Довбенко , Юрист, венчурный инвестор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram