ГоловнаБлогиБлог Андрея Довбенко

Бум, от которого выиграют все

Украина переживает взрыв open data (открытых данных). Те данные, получить которые в начале 2010-х для журналистов-расследователей и граждан считалось безоговорочным успехом, сейчас – элемент обыденности с максимальным усилием в 2-3 клика.

Фото: Макс Требухов

Вряд ли открытый реестр судебных решений удивляет кого-то из читателей моего блога. Это норма. Естественный закон. А о преимуществе открытых государственных закупок Prozorro не стоит и говорить.

Служить и предотвращать

В чём суть открытых данных? В прозрачности, подотчётности и привлечении к процессу максимально возможного числа лидеров мнений. Всё это касается и государственного аппарата, и бизнеса.

К примеру, в одном из своих последних комментариев руководитель проекта E-data Александр Щелоков отметил: «В 2015 году информационный простор был насыщен мини-расследованиями, что тут или там за бюджетные деньги купили дорогую кофеварку или 100 тысяч носков. В 2016-м количество таких прецедентов сократилось, а в 2017-м их вообще не было».

Открытость планов по закупкам дополняется данными по доходам и расходам не только по каждому населённому пункту Украины, но и по всей стране. И всё это заслуга портала openbudget.gov.ua.

Не только о деньгах

Совсем недавно мы обнаружили, что открытые данные не только позволяют экономить деньги при закупках и проверять бюджетные возгласы чиновников, но и делать нашу жизнь более осознанной.

К примеру, летом этого года отечественное Минэкологии опубликовало данные о состоянии поверхностных вод. И это ведь повод гордиться страной: исходя из последнего выпуска Global Open Data Index мы в элитной обойме из 15 стран, которые это делают.

По сути, система анализирует поверхностные воды по 16 параметрам. Знание это имеет вполне конкретное применение: вы теперь знаете, кто загрязняет речку рядом с вами или вашим местом работы. Ваши действия?

Или возьмём интерактивную карту «Зліт дозволено».

Ещё два года назад журналисты и бизнес, планировавший войти в украинский рынок, для получения нужных авиа данных могли рассчитывать только на информационные запросы.

Госавиаслужба делилась с менее посвящёнными лишь данными, содержавшими решения комиссии, которая, в свою очередь, заседала раз в месяц (!). Верх абсурда: речь идёт о таблице Excel с выданными авиакомпаниям направлениями и срокам.

Восторжествовал трезвый разум и с помощью зарубежного проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS» Госавиаслужба опубликовала онлайн ключевые для отрасли данные: авиамаршруты (уже используемые и перспективные), количество действующих частот и степень их загруженности, детальную информацию о перевозчиках и многое другое.

Я уже писал об инициативах национального масштаба. К счастью, отдельные наши города оказались проактивными и стали открывать данные, которые важны для местного контекста.

Во Львове к 2016 году оформилась группа госслужащих-энтузиастов, которые принялись оцифровывать городские данные и после всего создали Телеграм-бота LvivCityHelper. Помощник оперативно может отвечать на вопросы пользователей касательно ремонтных работ, образования, реестра градостроительных условий и ограничений, а также разрешений на летние площадки. Сравните всё это с киевским 1551.

И это не всё. Будучи в сфере открытых данных впереди планеты всей, мэрия Львова на сайте Open Data Lviv опубликовала данные о планировании города, отдыхе, охране здоровье, культуре, экономике…. А на геопортале Львова доступны цифры по демографии и адресный реестр.

Чего ждёт бизнес

Когда открывается ещё один реестр или файл open data, где-то начинает плакать чиновник. Старт же этому многотысячному рыданию положен в 2015 году, когда Кабмин Постановлением №835 обязал публиковать открытые данные в так называемой машиночитаемой форме.

Бизнес рад этим успехам и верит, что достигнутое не станет пределом.

Тысячи предпринимателей заждались, когда государство откроет данные в областях, которые традиционно тянули вниз Украину в рейтинге Doing Business. В частности, «на часі» открытие геологических данных, информации о getting electricity (присоединение к электросетям), проверках предприятий контролирующими органами. Относительно последнего пункта скажу, что из 33 проверяющих органов лишь 26 делятся информацией с Сетью. Ключевой игрок ГФС – нет.

Но если вода камень точит, то и ГФС тоже когда-то поддастся воздействию неизбежного.

Андрей Довбенко Андрей Довбенко , Юрист, венчурный инвестор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram