Какими путями пойдет приватизация

Только на прошлой неделе широкой общественности стало понятно, почему так называемые политические элиты так упорно цепляются за контроль над госпредприятиями. Для них это не просто убыточный заповедник постсоветской экономики, а лакомый кусок и легкий заработок, формирующий основной источник коррупции. Без ликвидации этой черной дыры реформы и преобразования не будут эффективными. А значит – поиск путей для быстрой и эффективной, конкурентной и прозрачной приватизации выходит на первый план.

Фото: EPA/UPG

Приватизация ГП – актив для страны на $30 млрд 

Есть еще один аспект, ненароком обнародованный Министерством финансов, но ускользнувший от внимания публики: государственный сектор страны владеет активами на 870 млрд грн или, без малого, 30 млрд дол США. А это вдвое больше всей программы финансовой международной помощи Украине со стороны МВФ, помощи, ради которой объединяются и смирнеют даже грызущиеся «под ковром» элиты. Подобно собаке на сене, государство сидит на горе денег, вдвое выше, чем морковка МВФ, а если учесть, что оценка Минфина - балансовая, то и втрое, и, даже, возможно, вчетверо выше.

Приватизация госпредприятий могла бы избавить страну от необходимости таких заимствований, при этом ещё и уничтожив саму почву для коррупции. Но, как говорят, не для того красавицу растили – пока что «дивиденды» от коррупционной схемотехники оседают в высокопоставленных частных карманах. Тем не менее, курс на масштабную приватизацию заявлен и уже начат, поэтому имеет смысл прояснить, из чего собственно состоит государственный сектор экономики.

Принципиально выделяются две больших группы госпредприятий: крупные, которых не более сотни, и все остальные - три тысячи с хвостиком. Если первые занимают 80% всей стоимости государственного пирога, то вторые на 50% существуют уже только на бумаге, - предприимчивые менеджеры довели их до банкротства и лишили собственности через судебные процедуры. Особняком стоят аграрные госпредприятия, обладающие еще одним, не раздеребаненным ценным ресурсом – землёй сельскохозяйственного назначения.

Во время дискуссий о приватизации вышеупомянутые группы предприятий часто путают между собой, либо вообще апеллируют к понятию якобы глобальной распродажи всего и вся. Конечно же это порождает неразбериху и огромное количество мифов о, и, как правило против приватизации. В свою очередь это вполне устраивает «смотрящих» и «кормящихся» на госсекторе, поскольку только им продлевает кормление на «груди государства».

Юридические лазейки для жуликов от приватизации

На деле же, подход для каждой из групп кардинально разнится и предусматривает разработку своего законодательства, учитывающего специфику каждой из групп. Рассмотрим их по порядку.

Первая сотня или крупнейшие предприятия. Именно вокруг контроля над ними ломается больше всего копий, и складывают буйну голову несговорчивые министры. Подход к ним двоякий: выделить те, без которых государство жить не может. Причем необходимость оставить то или иное предприятие в госсобственности должен будет обосновать строгий комитет. За основу последнего планируется взять Номинационный комитет Кабмина, состоящий, как известно, из министров–технократов напополам с маститыми иностранцами. Для этих стратегических предприятий создается холдинговая надстройка с иностранным советом директоров и рыночными зарплатами для менеджмента, который, впрочем, тоже будет главным образом, иностранным – сейчас его в поте лица ищут нанятые Минэкономразвития рекрутеры. Эта активность всем нравится, ведь она коррупции не помеха, поэтому ее все одобряют и поддерживают.

Дальше сложнее. Не попавшие в заветный список стратегических предприятия нужно продавать. О порядке продажи таких компаний сочинен Закон Украины № 2319а, уже принятый Верховной Радой в первом чтении. Этот закон преподносится общественности как прорыв и манна небесная в вопросах приватизации, хотя новаций там ровно две. А именно: отмена продажи 5% пакета на бирже «чтоб разведать цену», и возможность нанять иностранного советника (читать – инвестбанк) для предпродажного road show, призванного найти много стратегических инвесторов и обеспечить хорошую цену продажи. Как иногда работают эти советники, впрочем, известно по опыту продаж президентского бизнеса, который все никак не продается.

Есть и еще одна лазейка для сохранения status quo: крупные и подлежащие продаже предприятия предполагается делить на две группы – готовые к продаже; и нуждающиеся в реструктуризации руками грамотного и чуткого менеджмента в течение неопределенного периода времени. Есть предчувствие, что такая реструктуризация будет нужна чуть менее, чем всем предприятиям… Но тут только время покажет.

Позиция МинАПК: распаевание земель в пользу трудовых коллективов и пенсионеров

Вторая группа, а это, напомню, больше трех тысяч предприятий, это поле деятельности целой армии мелких проворных коррупционеров и воров. Как раз последние и довели уже половину ГП до состояния высосанной в паутине мухи. Осталась только юридическая оболочка без активов. По стоимости это лишь 10-20% всего пирога госсектора, и здесь подход более решительный. Для приватизации большого масива малых и средних ГП в сжатые сроки в рамках «Одесского пакета реформ» при участии экспертов Минагрополитики разработан законопроект о конкурсной приватизации через электронные аукционы. Проект предусматривает, во-первых, экспозицию максимально полной информации о предприятиях (по образцу инвестиционного агропортала) на электронных торговых площадках. Во-вторых, последующий аукцион с использованием технологии «blockchain» (публичная база всех транзакций), исключающей возможность махинаций и посторонних вмешательств. Весь процесс займет не более полугода.

Для малых и средних госпредприятий основная проблема на пути приватизации – бардак с документами и неоформленные активы. Под отеческим прищуром «кураторов», директор ГП годами и пальцем не шевелит, чтобы изменить status quo – никому не выгодно ломать схемы заработка.

Законопроект предусматривает создание специального фонда в размере 5% от средств, вырученных от приватизации, для оплаты услуг аутсорсинговых юридических компаний, привлекаемых для максимального ускорения оформления активов. Таким образом, ставка делается не на заинтересованных госчиновников, а на независимые, нанятые на открытом тендере юридические компании.

Последняя группа предприятий – сельскохозяйственные, имеющие в пользовании земельные участки. Рынка земли сельхозназначения в Украине пока что нет, законно купить или отсудить ее у госпредприятия невозможно, поэтому в ход идут всевозможные коррупционные схемы с целью заполучить землю в пользование по заниженной цене или бесплатно. Зачастую договора заключаются таким образом, что предприятие еще и остается должно коммерсанту. В вопросе приватизации сельхозпредприятий сталкиваются два подхода. Минфин тешит себя иллюзиями корпоратизации сельхозпредприятий с последующей продажей всего имущества инвестору вместе с правом пользования землей, что, по идее, должно обеспечить высокую стоимость сделки. Интересы трудового коллектива отходят на задний план. Но это еще не все проблемы. Помимо, по сути завуалированной продажи земли, такой подход еще и крайне затянут во времени и непрозрачен. Корпоратизация виноградника займет до года юридических процедур, все это время предприятия будут разворовываться, социальная справедливость «отдохнет в стороне».

Позиция Минагрополитики, поддержанная Минэкономразвития выраженная в законопроекте об особенностях приватизации сельхозпредприятий, решает вопрос быстро и эффективно. А именно: имущество сельхозпредприятий должно быть распаёвано между сотрудниками и пенсионерами предприятий, а они сами решат, как распорядиться впоследствии своими паями. Таким образом, решается вопрос не только социальной справедливости по отношению к работникам предприятий, государство перестает заниматься несвойственными ему хозяйственными функциями. Впрочем, это относится не только к сельхозпредприятиям.

Алексей Зубрицкий Алексей Зубрицкий , Советник министра аграрной политики и продовольствия
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram