Кабмин апробирует на нас опасности и страшилки стагфляционного сценария

Далеко не один я твердо убежден в том, что модернизация украинской экономики – это даже не выбор, а это единственная и безальтернативная необходимость для дальнейшего развития нашей страны. Просто иного пути у нас нет. И времени для спокойной жизни также уже не осталось.

Исходя из конъюнктуры на внешних рынках, кризис у нас в Украине развивается значительно быстрее, чем мы предполагаем - соответственно возрастают неопределенности, за которыми для нашей экономики не прогнозируемые как минимум два важных фактора. Первый – это цена на нашу экспортную продукцию, в частности, на металл. Второй – это цена международного финансового капитала, который мы могли бы привлечь. И не дай Бог, если цены на экспортную продукцию еще более упадут, а деньги так подорожают, что их незачем будет занимать. 

Кстати, за период январь-апрель 2015 года индекс промышленного производства Украины упал на 21,5% (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За четыре месяца 2015 года производство металла в Украине упало на 26%. Производство чугуна в тоннах упало на 28%, стали - на 12%, проката - на 20%. И вряд ли можно ожидать экономического чуда. Мировой рынок и так сильно перегружен избытком коммерческих предложений на металл, к тому же продукция украинских металлургических предприятий из-за дороговизны энергетических ресурсов слабо конкурентная на внешних рынках.

При этом, как известно, любая модернизация – это повышение эффективности, а любое повышение эффективности – это экономия. Т.е. каждый новый продукт должен производиться качественнее и дешевле. Однако, все, что я вижу на выходе у многих наших товаропроизводителей, выпускающих аналогичную с импортной продукцию, - наша продукция пусть и такая же, но дороже. Что с этим делать? Помните, еще несколько лет назад говорили, что деньги любят тишину, а бизнес – спокойных. Это утверждение было верным в докризисный период. А сейчас у нас почти все неспокойные, т.к. только радикальные решения дают и радикальные результаты. Теперь работает правило: «Всё или ничего».

В этой связи в ходе горячих споров о том, к какому берегу нам прибиться для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества со странами Евросоюза, как-то в тени остается оценка наших собственных конкурентных возможностей. А ведь наша экономика выправляется очень медленно, для ее оживления потребуются серьезные изменения структурных издержек и их оптимизации, на которые наши предприниматели пока, к сожалению, не идут.

Что будет с экономикой хотя бы через полгода, никто не представляет, но именно поэтому как минимум министр А.Абромавичус уже понял: лишняя госсобственность — это для его министерства огромная проблема. А поэтому, на фоне вооруженного противостояния идея новой волны масштабной приватизации перестает казаться абсурдом.

Боюсь, что это может иметь достаточно плохие последствия, потому что повышение эффективности, которое было в странах ЕС и США на фоне кризиса, у нас не произошло, и до сих пор этого повышения эффективности нет. И вряд ли этому поможет масштабная приватизация. Производительность труда до должного уровня у нас так и не выросла, издержки не сокращены, как это сделали на Западе.

Более того, меня не покидает ощущение, что в последнее время Кабмин апробирует на нас опасности и страшилки стагфляционного сценария (стагнация плюс инфляция). Министры выход из этой ситуации вообще видят? Если видят, то почему молчат?

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram